Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"
проект (подготовительная группа)
Проект "Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Василёк»
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образования».
Выполнили: Николаева О.Г.
2023-2024 г.
Вид проекта:
- информационно-практико-ориентированный проект; творческий.
- групповой проект;
- долгосрочный проект.
Сроки реализации: Сентябрь 2023- май 2024г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Актуальность.
Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, сестрам, братьям.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица. на которой стоит его дом, все это включается в представление ребенка о родном доме, своей "изначальной" родине.
Постепенно эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Проблема.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Несомненно является проблемой недостаточная методическая наполняемость патриотического уголка.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи
Обучающие:
- Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
- Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
- Закрепить знания детей о государственных символах России;
Развивающие:
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
- Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
- Развивать самостоятельность, ответственность;
- Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
- Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям
Гипотеза:
Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
Ожидаемые результаты к концу года:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- дети будут обладать ценностно-нравственными качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Формы и методы.
Формы реализации проекта:
-Фронтальные – одновременная работа со всеми детьми;
-Групповые – организация работы в группах;
-Интегрированные (творческий день, работа с разными материалами, театральная мастерская).
Методы реализации проекта:
-Объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, беседа) – дети воспринимают и усваивают информацию;
-Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-Исследовательский (исследования, наблюдения) – самостоятельная творческая работа детей;
-Игровые приемы – игры и игровые ситуации.
Формы работы с родителями:
- Размещение материалов в родительских уголках по теме
- Общее родительское собрание: «Мы говорим о нашей Родине».
- Совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и материала.
- Участие в организации и проведении открытого занятия по теме
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
- информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
- диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре.
- II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми
- занятия;
- презентации;
- календарные праздники;
- развлечения, досуги;
- экскурсии;
- пополнение развивающей среды,
- чтение художественной литературы
- беседы, ситуативные разговоры
- выставки детских работ, семейных коллекций
- слушание музыки
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).
Планирование деятельности на год.
Месяц | Задачи | Формы проведения: |
Сентябрь | Тема: «Моя родословная» | |
| Беседа «Что я знаю о своей семье», «Кто такие родные». Рассказы детей о своей семье (рассматривание семейных фотографий) С/р игры «Дом», «Семья». Выставка детских рисунков «Моя семья»; Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе о семье); Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная» | |
Октябрь | Тема: «Герб нашей семьи», «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции), «Профессии моих родителей» | |
| Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем» Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания) Фтовыставка семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте». Рисование "Мой дом"; Беседа «Кем работают мои родные» (мамы, папы, бабушки, дедушки). С/р игры «Семья», «Профессии моих родителей». | |
Ноябрь | Тема: «Мой любимый детский сад», « Мой посёлок, моя малая Родина». | |
| Экскурсия по детскому саду. Рассказы об истории создания детского сада. Рассматривание альбомов с фотографиями. Заучивание стихотворений о профессиях детского сада. Беседа о профессии людей, работающих в детском саду. Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка» Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Изготовление поделок на день Матери. Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях), «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов. Беседа «Мой любимый посёлок», «Улицы нашего посёлка», беседа с детьми о памятных местах посёлка. Целевые прогулки к памятным местам, улицам. Чтение художественной литературы «Не мешайте, мне трудится» Е. Благина, «В месте тесно, а врозь скучно» К.Ушинский, заучивание стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько. - рисование «Мой дом», «Улицы моего посёлка». - рассматривание иллюстраций, картин, газет об исторических фактах и событиях нашего посёлка; Просмотр альбома «Наш посёлок», беседа «Что изображено на гербе нашего района»; Работа со схемой «Как дойти до детского сада, и по каким улицам?». | |
Декабрь | Тема: «Законы, по которым мы живем», «Моё родное Забайкалье». | |
| Беседа о Конституции. Работа над понятием «Гражданин». Чтение отрывков из сказок Ю. Олешин «Три толстяка», Д. Родари «Приключение Чипполино» (беседа о справедливости сказочного государства). Чтение художественной литературы. В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо». Законы детям. «Каждый ребенок имеет право». Рисование. «Наши права». Работа с картой Забайкалького края (отметить вместе с детьми главные города края); Изготовление альбома о Забайкальском крае. | |
Январь | Тема: «Чита – столица Забайкальского края». | |
• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им. • Познакомить детей с символикой нашего города; • Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города; • Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее. | Показ презентации «Город Чита». Рассказ о Забайкальском крае. Презентация: «Достопримечательности столицы нашего края». «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями). Рассказы детей из личного опыта «Я был в городе Чита». Оформление альбома «Чита – столица Забайкальского края» Оформление фото стенда «Мы были в Чите». | |
Февраль | Тема: «Народные промыслы на Руси», «Защитники Родины» | |
| Беседы: «Народные промыслы», | |
Март | Тема: «Наша Родина-Россия», «Москва – столица России» | |
| Беседы «Как началось Русское государство», «История возникновения России» Рассматривание альбомов «Реки России», «Города России» Беседы «Москва – столица России», «Башни Кремля», Чтение «Мой Кремль» | |
Апрель | Тема: «Природные богатства» | |
| Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края; Отгадывание загадок и ребусов о животных края; Дидактическая игра «Кто где живет?» Лепка животных и птиц края; Изготовление гербария лекарственных растений края; Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений; Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям; Презентация «Красная книга Забайкалья» «мое родное Забайкалье», | |
Май | Тема: «Знаю. Помню. Горжусь» | |
| Рассказ о детях-героях войны; Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны; Календарные праздники: «9 мая –День Победы»; Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.» Оформление выставки «Память поколений»; Экскурсии в городской краеведческий музей Презентация видеофильма «Любимый город в огне войны» |
Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».
Помощь в подборке материала «Наша Родина –Россия».
Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Консультация «Ребёнок и его Родина».
Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Забайкальского края.
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.
III этап - итоговый, включает в себя:
- Выставки детского творчества;
- Открытое ООД;
- Итоговая диагностика детей.
- Презентация.
Используемая литература:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
- Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Интернет ресурсы (презентации).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...
Использование информационно-коммуникационных технологий в условиях современного дошкольного образования.
Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть и дошкольное образование...
«Синквейн как дидактический и методический инструмент в условиях современного дошкольного образования»
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого за...
Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования»
Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию,...
Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования.
В настоящее время активно идет процесс модернизации образования, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям - современное образование. А современные дети, - какие они...
Проблема цифровой социализации детей в условиях современного дошкольного образования
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы включает в себя приоритетный проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Феде...
Презентация СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ в условиях современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯв условиях современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС...