1. План самообразования: "Использование техники «Оригами» для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста» на 2017-2019 уч.г
методическая разработка
Самообразование "Использование техники "Оригами" для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности № 4»
города Сосновоборска
Индивидуальный план работы
по самообразованию
воспитателя
Хорошевой
Галины Викторовны
Тема:
«Использование техники «Оригами»
для развития тонких
двигательных координаций
у детей старшего
дошкольного возраста»
г. Сосновоборск
Сведения о себе и работе:
Ф.И.О. | Хорошева Галина Викторовна |
Специальность: | Специальное дошкольное образование. Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в речевой развитии |
Квалификационная категория: | Высшая |
Стаж педагогической работы: | 25 лет 8 месяцев |
Тема самообразования: | «Использование техники «Оригами» для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста» |
Цель работы: | Создание условий для развития тонких двигательных координаций детей дошкольного возраста средствами техники «Оригами». |
Задачи: |
литературы по технике «Оригами»
«Художественно-эстетической» образовательной области
(компакт-дисков, аудиокасет).
для родителей и педагогов. |
Задачи при работе с детьми: |
Обучающие
Развивающие:
работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
и пространственное воображения.
вкус, творческие способности и фантазии детей.
и сообразительность. Воспитательные:
способности детей.
труда и совершенствовать |
трудовые навыки (учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место). Здоровьесбережение:
| |
Дата начала работы над темой: | 1 сентября 2017 года |
Предполагаемая дата окончания работы: | 31 мая 2019 года |
Пояснительная записка.
“Источники способностей и дарований детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли”
В.А. Сухомлинский
О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев», «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В настоящее время конструирование из бумаги по методу «Оригами привлекает к себе внимание многих педагогов России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных.
В результате ознакомления детей с японским искусством «Оригами» не только совершенствуется мелкая моторика и связанные с ней речевые
структуры отделов головного мозга, но и:
- стимулируется и развивается память, так как дети, чтобы сделать поделку, должны запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- стимулируется и развивается внимание, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- активизируются мыслительные процессы. В процессе конструирования у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- стимулируется развитие эмоциональной сферы (радость от сделанного своими руками, умение порадоваться чужому успеху, сочувствие и помощь и т.д.);
- оказывается мощное воздействие на познавательную, эстетическую сферу развития ребенка;
- развивается конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус;
- развивается произвольность, усидчивость.
Кроме этого:
- Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями
(угол, сторона, квадрат и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
- задействует познавательная сфера (выполнение поделки
сопровождается сказками, историями, повествованием); развивает фантазии;
- легко вписывается в игровую деятельность, которая отвечает
возрастным задачам воспитанников детского сада.
Складывание из бумаги выполняет и терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтных ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Каковы же достоинства оригами в развитии ребенка?
Во-первых, оригами – волшебство, чудо и, конечно, игра. Для
изготовления поделок не понадобятся трудоемкие действия, дорогие
или труднодоступные материалы.
Во-вторых: практически всю работу ребенок сможет
сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и
эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту
милую игрушку он сделает сам. И не найти ни одного
ребенка-дошкольника, который не захотел или
не сумел сложить фигурку в технике оригами.
Почему?
Ответ прост: в оригами у детей все удается и получается,
для них это –
ситуация успеха.
Ожидаемые результаты.
В процессе знакомства и изготовления поделок-оригами
детям привьются технические навыки:
- Обработка квадрата.
- Создание основ оригами.
- складывание квадрата пополам (вдоль, поперек, по диагонали);
- деление квадрата на четыре части (вкладывание
боковых сторон внутрь, вкладывание боковых
треугольников внутрь)
- складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон;
- складывание складкой
- частичное отгибание и вкладывание углов;
- Владение ножницами.
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
- Умение работать с пооперационной картой, схемой.
В результате деятельности дети:
- познакомятся с искусством оригами; будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
оригами;
- разовьют мелкую моторику рук и глазомер; внимание, память, мышление, пространственное воображение; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- научатся следовать устным инструкциям,
- читать схемы изделий и создавать изделия оригами,
пользуясь инструкционными картами и схемами;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и
базовые формы оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и
приобретут навыки работы
в коллективе.
Принципы работы.
Для того, чтобы из обычного листа бумаги ребенок мог
сотворить целый мир необходимо придерживаться
следующих принципов:
- Принцип от простого к сложному: Вначале первого года
обучения оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу — плоский материал — надо перевести в объемные формы. Поэтому с самого начала необходимо обучать детей простейшим приемам складывания, используя специальные упражнения (сгибание квадрата по диагонали, пополам; нахождение центра квадрата, складывая его по диагонали и т.п.).
После отработки основных элементов складывания идет знакомство и изготовление фигурок на четырех базовых формах: «треугольник», «воздушный змей», «конверт», «дверь». И только к концу первого года обучения начинаем знакомить детей с некоторыми условными знаками (в индивидуальном порядке).
На втором году идет завершение ознакомления с условными знаками, базовыми формами (двойной треугольник, двойной квадрат, рыба) и начинаем обучению самостоятельному чтению простых схем и выполнению фигурок по ним.
Весь материал и система занятий должен подбирается с учетом
тематики, с учетом сезонных изменений, событий окружающей жизни
и степени усложнения в складывании.
- Принцип доступности (занятия обычной
продолжительности и выбираю только то, с чем дети
старшего дошкольного возраста могут справиться).
- Принцип достоверности (выполняя ту или иную фигурку,
необходимо убедиться в том, что дети хорошо знают об этом
персонаже, поэтому во многие занятия включаются
беседы познавательного характера, дающий достоверный
материал для ознакомления с персонажем и закрепления
знаний о нем; кроме бесед часто знакомлю детей с
художественной литературой, с энциклопедическими сведениями).
- Принцип повторности (который способствует
лучшему
запоминанию).
Методы работы с детьми.
Методы, в основе которых лежит способ
организации НОД:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень
деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации
деятельности дошкольников в НОД:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных
и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,
решение проблем.
Информационное обеспечение самообразования
Литература:
- Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К*», 1999.
- Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – М.: Рольф, 2001.
- Соколова С. Н. Сказки и маски. – СПб.:ТОО «Диамант», ЗАО «Валерии СПб», 1997.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Соколова С.Н. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб.: Валери СПД, 2002.
- Соколова С.Н. Театр оригами: Игрушки из бумаги. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб.: Валери СПД, 2002.
- Соколова С.Н. Школа оригами: Аппликация и мозаика. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; СПб.: Валери СПД, 2002.
- Тарабарина Т.И. - Ярославль: «Академия развития», 1996.
План работы
с детьми, педагогами ДОУ и родителями дошкольников.
№ | Содержание деятельности | Сроки Проведения | Форма отчета |
1. 2. 3. | Обсуждение с педагогами тем по самообразованию. Изучение:
литературы по выбранной теме
основных базовых форм. Проведение диагностик детей:
«Оценка результатов освоения материала» | Сентябрь | Создание картотеки методической литературы; альбома «Оригами» Справки по результатам диагностики |
4. 5. | Написание консультации для родителей и педагогов:
моторика и почему так важно ее развивать?»
обнаружили плохое развитие мелкой моторики у своего ребенка?» Разработка перспективного плана с детьми в соответствии с ООПДО | Октябрь Октябрь – май | Наличие консультативного материала Наличие перспективного плана работы с детьми |
№ | Содержание деятельности | Сроки Проведения | Форма отчета |
6. 7. | Оформление папки пальчиковых игр Оформление папки физминуток | Ноябрь | Наличие материала по пальчиковым играм Наличие материала по физминуткам |
8. 9. | Написание консультации для родителей и педагогов старших и подготовительных групп: «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей» Оформление выставки детских работ для родителей «В ожидании Нового года» | Декарь | Наличие консультативного материала Выставка |
10. 11. | Изготовление пооперационных карт для детей Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля | Январь февраль Февраль | Наличие пооперационных карт Наличие работ |
12. | Изготовление поздравительной открытки к 8 марта | Март | Наличие работ |
№ | Содержание деятельности | Сроки Проведения | Форма отчета |
13. | Оформление буклета для педагогов «Использование техники «Оригами» с детьми старшего дошкольного возраста» | Апрель | Наличие буклета |
14.
| Проведение диагностики Выступление с опытом работы на итоговом педсовете | Май | Наличие диагностики Презентация |
Перспективный план работы
с детьми
Сентябрь
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Диагностика детей | Выяснить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.
| ||
Чтение сказки «Сказка об оригами», оформление выставки работ по оригами для детей. Задачи: Познакомить детей с японским искусством оригами; вызвать у них интерес, желание в дальнейшем научиться изготовлению поделок в стиле оригами. Тема: «Волшебное превращение бумажного квадрата» Задачи: Обучающие: познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов, научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. Развивающие: развивать мелкую моторику рук, творческие способности, воображение. Воспитательные: заинтересовать детей в изготовлении поделок в стиле оригами, продемонстрировать их. Воспитывать усидчивости, аккуратности. | Тема: «Волшебная страна Оригамия» Задачи: Обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о технике “Оригами”; закрепить умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”; продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; закреплять навыки выполнения базовых форм. Развивающие: формировать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление. Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: воспитывать художественный вкус, культуру труда. | ||
«Путешествие в страну дорожных знаков и правил» | Тема: «Пешеход» Задачи: Обучающие: продолжить знакомство детей с японским искусством «Оригами», учить выполнять объемные поделки, используя базовую форму «треугольник». Познакомить с названиями углов, сторон квадрата и треугольника, с понятием «диагональ». Развивающие: развивать моторику кистей и пальцев, способность следовать устным инструкциям. Воспитательные: воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им. | Тема: «Машина у светофора» Задачи: Обучающие: продолжать обучать детей изготовлению поделок в стиле оригами, преобразованию плоского листа бумаги в объёмную фигуру, делая чёткие аккуратные сгибы для получения красивой поделки. Развивающие: развивать мелкую моторику, творчество, умение создавать конструкцию из бумаги. Воспитательные: воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. | |
«Пришла прекрасная осенняя пора!» | Тема: «Зонтик» Задачи: Обучающие: научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей; познакомить детей с новой фазовой формой «воздушный змей» Развивающие: развивать внимание, память, моторику кистей и пальцев, способность следовать устным инструкциям. Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию из бумаги, формировать трудовые навыки при работе с клеем. | Тема: «Ветер с клена листья сбросил» Задачи: Обучающие: формировать умения следовать устным инструкциям педагога; обучать различным приемам работы с бумагой; закрепить основные геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. ; Развивающие: развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию из бумаги. |
Октябрь
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
«Приходите в огород, посмотреть, что как растет» | Тема: «Загадки с грядки» Задачи: Обучающие: напомнить первые шаги техники оригами – складывания квадрата по диагонали; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «воздушный змей». Развивающие: развивать мелкую моторику, творчество, сообразительность Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию из бумаги; учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место. | Тема: «Тарелка с овощами» Задачи: Обучающие: продолжать формировать умения следовать устным инструкциям, работать с квадратными листами при создании композиции с изделиями, выполненными из бумаги. Развивающие: развивать у детей мелкую моторики, внимание, способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; Воспитательные: формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; учить аккуратности. |
«Как румян осенний сад, всюду фрукты там висят» | Тема: «Молодильное яблочко» Задачи: Обучающие: продолжать учить детей складывать первые поделки в технике «оригами» через знакомство с базовыми формами «треугольник» и «конверт», дать детям знания об углах в треугольнике (острые углы и прямой), научить хорошо проглаживать пальцем линии сгиба. Развивающие: развивать моторику кистей и пальцев, пространственное воображение, способность следовать устным инструкциям. Воспитательные: воспитывать трудовые навыки, усидчивость. | Тема: «Ваза с фруктами» Задачи: Обучающие: формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; продолжать закреплять основные геометрические понятия: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.; обогащать словарь ребенка специальными терминами; создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги. Развивающие: развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; Воспитательные: способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости |
«Лес в жизни человека и животных» | Тема: «Грибная полянка» Задачи: Обучающие: закреплять знания детей о грибах; развивать интерес к технике оригами, закреплять базовые формы: «косынка», «воздушный змей», умение складывать и сглаживать линии сгиба; учить создавать небольшую композицию из оригами, дополнять ее аппликацией. Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук; фантазию, воображение. Воспитательные: совершенствовать трудовые навыки, воспитывать бережное отношение к природе. | Тема: «Клубничка» Задачи: Обучающие: продолжать учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой- подсказкой; закрепить знания детей о ягодах. Развивающие: развивать конструктивные способности, художественный вкус, пространственное воображение, тонкие движения мелкой моторики рук. Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию из бумаги; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. |
«Наши зеленые друзья - деревья и кустарники» | Тема: «Елочка - колкая иголка» Задачи: Обучающие: научить новому приёму моделирования (частичное наложение); развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов; отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали. Развивающие: совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; внимание. Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к природе. | Тема: «Прятки у ёлки» Задачи: Обучающие: закрепить знакомые приемы моделирования и преобразования геометрических фигур; уточнить знания о лесных растениях и животных. Развивающие: развивать активную речь детей (планирующей); уточнить пространственную ориентировку; умение дифференцировать пространственные понятия (вверху, внизу, за, на и др.); развивать память посредством отсроченного припоминания. Развивающие: развивать навыки создания поделок в технике оригами, мелкую моторику Воспитательные: формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. |
«Звенели птичьи голоса» | Тема: «Сказочная птица: жар-птица» Задачи: Обучающие: продолжать учить детей создавать поделки способом оригами из квадратов; загибать углы к центру, перегибать заготовку пополам. Познако- мить детей с новым приемом «сгиб внутрь». Развивающие: продолжать развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; внимание, память. Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение понимать и выполнять инструкции педагога. | Тема: «Лебединая пара» Задачи: Обучающие: Продолжать закреплять умение создавать поделки способом оригами, выполняя ее из базовой формы «Воздушный змей». Закрепить понятия «диагональ», «центральная линия», «перегиб». Развивающие: развивать мелкую моторику, память посредством отсроченного припоминания. творческое воображение. Воспитательные: воспитывать терпение, усидчивость, бережное отношение к природе. Способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости. |
Ноябрь
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
«Жизнь диких животных» | Тема: «Встреча в зайчат осеннем лесу» Задачи: Обучающие: продолжать учить детей создавать поделки способом оригами из квадратов разных по размеру, сгибать детали пополам, совмещая углы и стороны; оценивать результат своего труда. Развивающие: развивать мелкую моторику, творческое воображение, фантазию. Воспитательные: воспитывать терпение, внимание, совершенствовать трудовые навыки. | Тема: «Лисичка-сестричка и серый волк» Задачи: Обучающие: учить детей конструировать из бумаги в технике оригами лисенка и волчонка; закреплять умение сгибать лист бумаги в разных направлениях, хорошо проглаживая место сгиба. Развивающие: развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук. Воспитательные: воспитывать желание конструировать поделки из бумаги; желание помочь кому - либо в беде; умение доводить начатое дело до конца. |
Знакомство с творчеством и произведениями Е.Чарушина | Тема: «Медведь-рыбак» Задачи: Обучающие: продолжить формировать интерес детей к искусству оригами, умение конструировать поделку «Медведя»; продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях; Развивающие: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать конструктивное, логическое и пространственное мышление, внимание, аккуратность. Воспитательные: продолжить прививать любовь к животному миру и бережное отношение к природе. Воспитывать культуру поведения на занятии. | Тема: «Голубые лягушки» (В.Бианки) Задачи: Обучающие: повышать интерес к работе с бумагой через ознакомление с литерат-и произведениям. Продолжать учить детей складывать “двойной треугольник”, соблюдая последовательность сгибания квадрата. Развивающие: тренировать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, следуя устным инструкциям. способности, уверенность в своих силах. Воспитательные: |
«Семья – это важно, семья – это сложно» | Тема: «Матрешка» Задачи: Обучающие: познакомить детей с выполнением поделок оригами, используя прямоугольные заготовки. Продолжать знакомство с базовой формой «книжка», приемом «карман». Развивающие: развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; внимание. Воспитательные: воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье. | Тема: «Мамина мама» Задачи: Обучающие: развивать навыки выполнения и видоизменения базовой формы «Книжка», продолжать учить делать аккуратные, четкие сгибы. Развивающие: развивать мелкую моторику, мыслительную деятельность, умение украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования или аппликации. Воспитательные: воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
«Мамочка, любимая, родная!» | Тема: «Цветы для любимой мамочки» Задачи: Обучающие: продолжать знакомить детей с японским искусством оригами; учить детей складывать бумагу в разных направлениях, составлять сюжетную композицию. Развивающие: развивать моторику кистей и пальцев, способность следовать устным инструкциям. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку. | Тема «Сердечко для мамочки» Задачи: Обучающие: развивать навыки создания поделок в технике оригами; продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, следуя инструкциям педагога. Развивающие: развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, внимание, способность легко ориентироваться на листе бумаги. Воспитательные: способствовать формирование добрых чувств. Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к бумаге. |
Декабрь
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
Знакомство с творчеством и произведениями А.С. Пушкина | Тема: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Задачи: Обучающие: формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.; обогащать словарь ребенка специальными терминами; учить создавать композицию с изделиями, выполненными из бумаги. Развивающие: развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию из бумаги; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. | Тема: «Золотая рыбка» Задачи: Обучающие: учить складывать из бумаги фигурки; развивать умение выполнять фигуру рыбы способом оригами по инструкции педагога, составлять творческую композицию. Развивающие: развивать мелкую моторику, логическое мышление, чувство композиции. Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Знать и соблюдать правила безопасности во время работы с ножницами. Прививать усидчивость. Формировать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать у детей литературно-художественный вкус; пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. |
«Здравствуй, зимушка-зима!» | Тема: «Снеговик» Задачи: Обучающие: продолжать учить изготовлению простых по форме изделий в технике оригами, используя базовую форму «Конверт». Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, речь, образное мышление, усидчивости. Воспитательные: воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца. | Тема: «Братцы Морозцы» Задачи: Обучающие: Закрепит умение детей мастерить поделки в технике оригами, работая по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Развивающие: развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, конструктивное мышление, память, умение украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования или аппликации. Воспитательные: воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно. |
«Новогодний праздник. Елка наряжается» | Тема: «Снежинки» Задачи: Обучающие: уточнить и расширить представления о снежинке. Развивать наблюдательность, интерес к изучению природы. Учить мастерить поделки из бумаги, используя известные приемы складывания, закреплять умения и навыки складывания квадрата. Развивающие: развивать мелкую моторику, творчество, сообразительность Воспитательные: воспитывать интерес к конструированию из бумаги; учить аккуратности, умению содержать в порядке рабочее место. | Тема: «Снегурочка» Задачи: Обучающие: продолжать учить детей изготовлению поделок-оригами из нескольких частей. Формировать умения следовать устным инструкциям педагога при видоизменении базовой формы «воздушный змей». Развивающие: развивать мелкие мышцы пальцев рук, память, внимание. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца. |
Январь
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
В гости к северным животным | Тема: «Пингвиний пляж» Задачи: Обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о материках, айсбергах; уточнить и закрепить знания детей о пингвинах. Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей» без помощи воспитателя; формировать способность следовать устным инструкциям. Развивающие: развивать пространственное воображение, память, творческие навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания. Воспитательные: формировать уверенность в своих силах и способностях, воспитывать наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе. | Тема: «Морской котик» Задачи: Обучающие: повышать интерес к изготовления поделок в стиле оригами. Учить детей на основе новой базовой формы «Рыба» изготавливать объемную поделку; закрепить умение понимать и выполнять инструкции педагога. Развивающие: развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию; внимание, память, сообразительность. Воспитательные: воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца; прививать в детях любовь и бережное отношение к природе. |
«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать» | Тема: «Совушка-сова» Задачи: Обучающие: научить детей складывать фигурку совы; закрепить складывание базовой формы «воздушный змей», приемы сгибания и складывания бумаги, учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге. Развивающие: развивать мелкую моторику, речь, память, воображение, творческую активность, умение ориентироваться на квадрате. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, любовь к природе. | Тема: «Снегири на ветке» Задачи: Обучающие: учить складывать снегиря в технике оригами, закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях, загибать углы разной величины, делать складку. Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев, внимание, память. Развивать познавательный интерес, расширить кругозор, активизировать словарь ребенка. Воспитательные: воспитывать интерес к коллективной работе, любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях. |
Знакомство с творчеством и произведениями В.В. Бианки | Тема: «Молодая ворона» Задачи: Обучающие: научить детей складывать фигурку вороны; закрепить складывание базовой формы «воздушный змей», приемы сгибания и складывания бумаги, учить правильно и тщательно выполнять сгибы на бумаге. Развивающие: развивать мелкую моторику, память, воображение, творческую активность, умение работать в едином темпе. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, формировать трудовые навыки, аккуратность, прививать любовь и бережное отношение ко всему живому. | Тема: «Голубые лягушки» (В.Бианки) Задачи: Обучающие: повышать интерес к работе с бумагой через ознакомление с литерат-и произведениям. Продолжать учить детей складывать “двойной треугольник”, соблюдая последовательность сгибания квадрата. Развивающие: тренировать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, следуя устным инструкциям. способности, уверенность в своих силах. Воспитательные: |
Февраль
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
ОБЖ. Мой дом. Мебель, элект.приборы» | Тема: «Избушка на курьях ножках» Задачи: Обучающие: продолжать закреплять умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”; совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; Развивающие: развивать внимание, память, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные: продолжать воспитывать интерес к искусству оригами, желание делать поделки из бумаги, дополнять свою работу элементами аппликации. | Тема: «Двухэтажный дом» Задачи: Обучающие: закрепить умение детей создавать изображения по технике оригами, складывать базовую форму «Двойной треугольник», загибать углы, совмещать стороны, четко проглаживая линии сгибов; оценивать результат своего труда. Развивающие: совершенствовать и развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать умение следовать инструкциям, развивать память, мышление, фантазию. Воспитательные: воспитывать терпение, внимание. |
«Если не иметь посуды, жить придется очень худо!» | Тема: «Стакан с блюдцем» Задачи: Обучающие: закреплять знания детей о посуде; развивать интерес к технике оригами, закреплять преобразование базовой формы «Треугольник», умение складывать и сглаживать линии сгиба; учить создавать небольшую композицию из оригами, дополнять ее аппликацией. Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, фантазию и воображение Воспитательные: совершенствовать трудовые навыки детей. | |
«Наши защитники» | Тема: «Пилотка» Задачи: Обучающие: продолжать знакомить детей с японским искусством «Оригами», закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, вдоль и поперек, чтобы обозначились линии сгибов, проглаживать линии сгиба подушечками пальцев. Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов. | Тема: «Танк». Задачи: Обучающие: продолжать знакомить детей со способами преобразования квадрата из базовых форм «Дверь» и «Конверт». Развивающие: развивать мелкую моторику рук, внимание, память. Воспитательные: воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, к защитникам Отечества, уважение к символам страны. Воспитывать трудолюбие и умение доводить начатое дело до конца. |
«Путешествие по городу профессий» | Тема: «Кондитеры» Задачи: Обучающие: познакомить детей с предметами и техникой необходимыми для работы кондитеру, расширить кругозор и словарный запас детей. Продолжать учить изготовлению простых по форме изделий в технике оригами. Развивающие: развивать чувство формы, пропорции, глазомер, мелкую моторику рук, фантазию, творчество. Воспитательные: воспитывать интерес к трудовой деятельности повара – кондитера. | Тема: «Энтомолог» Задачи: Обучающие: расширять знания детей об окружающем мире (дать представления о науке, изучающей насекомых – ЭНТОМОЛОГИИ). Продолжить знакомить детей с оригами, формировать умение конструировать поделку «божья коровка»; продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях. Развивающие: совершенствовать мелкую моторику рук; формировать логическое и конструктивное мышление; развивать память и внимание, способствовать развитию воображения; Воспитательные: совершенствовать трудовые навыки детей. Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. |
Март
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
«С днем 8 марта! С праздником весенним!» | Тема: «Тюльпанчики для мамочки» Задачи: Обучающие: Стимулировать желание детей создавать цветы тюльпаны с помощью техники оригами из бумаги, формировать творческие способности. Продолжать закреплять выполнение базовой формы «двойной треугольник» с целью дальнейшего его преобразования. Закреплять навыки точных, аккуратных сгибов. Развивающие: Развивать у детей умение следовать инструкциям педагога. Развивать память, сообразительность, внимание, глазомер и мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи. Воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими руками. | Тема: «Подарок для мамочки» (сердечко и цветок) Задачи: Обучающие: продолжать знакомить детей с изготовлением поделок из нескольких модулей. Закрепить умение следовать инструкциям педагога, навык точных и аккуратных сгибов. Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память. Воспитательные: Воспитывать стремление доставить своим трудом радость близким и любимым людям. Воспитывать терпение и усидчивость при изготовлении работ. |
«Полна чудес весенняя природа» | Тема: «Первоцветы» Задачи: Обучающие: Способствовать расширению и обогащению представлений детей о первоцветах. Развивающие: Развивать интерес к искусству оригами, навыки конструирования из бумаги. Развивать умение детей создавать объемные предметы в технике оригами. Воспитательные: Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к первоцветам и природе в целом. | Тема: «Грачи прилетели» Задачи: Обучающие: Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период. Развивающие: Закрепить способы складывания птиц (грача) и правила работы с пооперационными картами, обогащать игровой опыт и создавать условия для самовыражения. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. Воспитательные: Формировать культуру труда, совершенствовать трудовые навыки. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе. |
«Русь, Россия, Родина моя» | Тема: «Во поле береза стояла» Задачи: Обучающие: Расширить знания детей о символе России – березе. Продолжать учить детей делать поделки из бумаги, методом «оригами». Продолжать отрабатывать навыки сгибания квадратного листа по диагонали, закрепить понятие о базовой форме «воздушный змей»; учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу. Развивающие: Развивать навыки работы с бумагой; выполнения точных и аккуратных сгибов; развивать мелкую моторику, творчество. Воспитательные: Продолжать воспитывать интерес к искусству оригами, самостоятельность, эстетические эмоции и чувства. | |
«На чем мы ездим?» | Тема: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок в стиле оригами из квадратного листа бумаги. Развивающие: Развивать глазомер и точные движения пальцев. Стимулировать развитие памяти путем запоминания способов складывания и использование их при самостоятельной деятельности. Способствовать концентрации внимания, сосредотачиваясь на процессе изготовления поделки. Воспитательные: Учить проявлять самостоятельность при складывании поделки; развивать аккуратность в работе. | Тема: «Транспорт на улицах нашего города» (коллективная работа) Задачи: Обучающие: Продолжать учить детей на основе пооперационных карт изготавливать коллективную работу, дополняя ее элементами аппликации. Развивающие: Развивать эстетический вкус, подбирая красивые сочетания бумаги, глазомер, мелкую моторику пальцев, воображение, самостоятельность. Воспитательные: Содействовать формированию коммуни- кативной компетентности у детей при совместно-продуктивной деятельности. Воспитывать творческие способности в украшении поделки. |
Апрель
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
Кто во что одет?» «Кто во что обут?» | Тема: «Гномик» Задачи: Обучающие: Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами из двух модулей. Развивающие: Тренировать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, следуя устным инструкциям. Развитие творческих способностей, уверенности в своих силах. Воспитательные: Воспитывать аккуратность при работе с бумагой, самостоятельность и творчество при выполнении работы. | Тема: «Одежда для куклы» Задачи: Обучающие: Продолжать учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты. Закреплять знания детей, условных знаков. Развивающие: Развивать моторику кистей и пальцев рук, умение совершать последовательные действия. Активизировать мыслительную деятельность детей. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и ценностное отношение к собственному труду. Формировать элементарные нормы и правила взаимоотношений между детьми. |
«Путешествие в Африку с доктором Айболитом» | Тема: «Жираф» Задачи: Обучающие: Учить детей складывать из бумаги жирафа, взяв за основу уже приобретенные навыки и способы сложения квадрата. Учить делать перегиб и вгибание угла во внутрь, вырезать линию ног и живота. Развивающие: Совершенствовать координацию движений рук. Развивать чувство цвета, направлять внимание детей на то, чтобы добивались большей выразительности фигуры. Воспитательные: Воспитать творческое отношение к своей работе, умение доводить ее до конца. | Тема: «Зоопарк» Задачи: Обучающие: Закрепить умение детей складывать знакомые базовые формы, самостоятельно выполнять дополнительные разрезы по намеченным линиям. Упражнять в точном соединении углов и сторон квадрата. Развивающие: Развивать аккуратность, самостоятельность в работе, фантазию, чувство композиции. Воспитательные: Содействовать формированию коммуни- кативной компетентности; учить детей объединить свою работу с работами других детей и создать общую композицию. Разбудить в детях радость от собственного труда. |
«Если очень захотеть можно в космос полететь» | Тема: «Космический корабль» Задачи: Обучающие: Продолжать учить детей делать игрушки из бумаги в технике оригами, преобразовывая прямо- угольный лист бумаги. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист в разных направлениях. Продолжать формировать представления детей о космосе и космонавтах. Развивающие: Развивать моторику кистей и пальцев рук. Совершенствовать пространственное воображение, способность следовать устным инструкциям. Воспитательные: Совершенствовать трудовые навыки детей. | Тема: «В открытом космосе» Задачи: Обучающие: Продолжать учить детей читать схему, понимать условные обозначения. Учить придер - живаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки, делать аккуратные и четкие сгибы. Учить украшать, «оживлять» поделку с помощью аппликации и рисования. Развивающие: Развивать навыки выполнения и видоизменения базовых форм. Совершенствовать координацию движений рук. Воспитательные: Воспитать творческое отношение к своей работе, умение доводить ее до конца. |
«Домашние животные – такие беззаботные» | Тема: «Кошечка у миски» Задачи: Обучающие: Продолжить формировать интерес детей к искусству оригами; формировать умение конструировать поделку «Кошка», умение работать по схемам. Продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях. Развивающие: Продолжить совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать конструктивное, логическое и пространственное мышление, внимание. Воспитательные: Продолжить прививать любовь к животному миру и бережное отношение к природе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Тема: «Щенок у будки» Задачи: Обучающие: Расширять знания детей о домашних животных. Закрепить умение и навыки создавать поделки в технике «Оригами», пользуясь схемой. Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы при преобразовании квадрата. Развивающие: Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, внимание, способность легко ориентироваться на листе бумаги. Воспитательные: Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к бумаге. Способствовать формирование добрых чувств. |
«На птичьем дворе» | Тема: «Курочка и цыплята» Задачи: Обучающие: Расширять знания детей о домашних птицах. Продолжать учить выпол - нять поделки, используя схему. Упражнять в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Развивающие: Развивать интерес к оригами. Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук, уверенность в своих силах, творчество. Воспитательные: Воспитывать умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. | Тема: «Петушок и курочка» (из сказки «Бобовое зернышко») Задачи: Обучающие: Продолжать учить детей делать игрушки из бумаги в технике оригами, пользуясь пооперационными картами. Упражнять в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей мыслительную деятельность, умение дополнять свою работу аппликацией. Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, углы верхние и нижние, умение ориентироваться на листе бумага. Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, консруктивно правильно. |
Май
Тема недели | Старшая группа | Подготовительная группа |
«Наши деды – славные победы» | Тема: «Голубь мира» Задачи: Обучающие: Научить складывать фигуру «голубя мира», на основе базовой формы «Треугольник», научить изготавливать георгиевскую ленточку; учить складывать сосредоточено, тщательно выравнивая углы. Развивающие: Развивать пространственное воображение, способность следовать устным инструкциям, моторику кистей и пальцев, умение совершать последовательные действия. Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, эстетический вкус, культуру труда. | Тема: «На поле танки грохотали» Задачи: Обучающие: продолжать знакомить детей с изготовлением поделок из нескольких модулей. Закрепить умение следовать инструкциям педагога, навык точных и аккуратных сгибов. Развивающие: Совершенствовать мелкую моторику рук; формировать логическое и конструктивное мышление; развивать память и внимание. Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, культуру труда, умение доводить свою работу до конца. |
Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «Использование техники «Оригами» для развития тонких двигательных координаций у детей старшего дошкольного возраста»
Самообразование "Оригами"...
Анализ проведенной работы над темой по самообразованию воспитателя группы № 4 (старший дошкольный возраст) за 2017 -2019 учебный год воспитателя
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его...
План самообразования «Использование мнемотехники- как средство эффективного развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методи...
Отчет по самообразованию "Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
отчет по самообразованию...
3. План самообразования: "Использование приема мнемотехники при заучивании стихотворений и скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи" на 2021-2023 уч.г
Мнемотехника - система приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной...
План по самообразованию«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоени...
Перспективный план по самообразованию « Использование мнемотехники, как средство заучивания стихов для развития речи детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность:Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного вним...