«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников» (мастер – класс для педагогов)
консультация на тему
Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
Задачи:
1. Продемонстрировать практику использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов для развития связной речи.
2. Апробировать с участниками мастер – класса дидактическую игру «Лесенка».
3. Практическая отработка некоторых представленных игр.
Предполагаемые результаты мастер-класса:
1.Расширение знаний педагогов методов и способов использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
2. Овладение некоторыми практическими приёмами использования в работе дидактических игр.
Ход:
- Мини-лекция
Приглашаю на мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых приемов как средства развития речи дошкольников».
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Как пишет известный русский педагог–психолог П. Ф. Каптерев: «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга».
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную игровую деятельность к неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Построение развивающего, увлекательного, проблемно-игрового процесса обучения с использованием дидактических игр и упражнений обеспечивает постоянный рост в развитии детей. Играя, дети не подозревают, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.
В практике работы для речевого развития детей использую различные виды дидактических игр и игровых приёмов.
Для развития связной речи часто используются словесные дидактические игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся в основном с детьми среднего и преимущественного старшего дошкольного возраста, так как требуют умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания.
При введении детей в игровую ситуацию часто использую такие словестные дидактические игры как загадки.
Загадка представляет собой логическую задачу, учит анализировать, выделять существенные признаки, делать вывод. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 «Сказка» города Лесосибирска»
«Использование дидактических игр как средства развития речи дошкольников»
(мастер – класс для педагогов)
Воспитатель:
Пономарева В.П.
г.Лесосибирск
2016г.
Цель: Познакомить педагогов с методами и способами использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
Задачи:
1. Продемонстрировать практику использования в работе с детьми дидактических игр и игровых приёмов для развития связной речи.
2. Апробировать с участниками мастер – класса дидактическую игру «Лесенка».
3. Практическая отработка некоторых представленных игр.
Предполагаемые результаты мастер-класса:
1.Расширение знаний педагогов методов и способов использования дидактических игр и игровых приёмов для развития у детей старшего дошкольного возраста связной речи.
2. Овладение некоторыми практическими приёмами использования в работе дидактических игр.
Ход:
- Мини-лекция
Приглашаю на мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых приемов как средства развития речи дошкольников».
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Как пишет известный русский педагог–психолог П. Ф. Каптерев: «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг – друга».
Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную игровую деятельность к неигровой деятельности, которую они подготавливают.
Построение развивающего, увлекательного, проблемно-игрового процесса обучения с использованием дидактических игр и упражнений обеспечивает постоянный рост в развитии детей. Играя, дети не подозревают, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с разнообразными предметами, учатся культуре общения друг с другом и окружающими.
В практике работы для речевого развития детей использую различные виды дидактических игр и игровых приёмов.
Для развития связной речи часто используются словесные дидактические игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся в основном с детьми среднего и преимущественного старшего дошкольного возраста, так как требуют умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания.
При введении детей в игровую ситуацию часто использую такие словестные дидактические игры как загадки.
Загадка представляет собой логическую задачу, учит анализировать, выделять существенные признаки, делать вывод. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.
- Упражнения
Предлагаю вам отгадать загадку, и вы узнаете, на какую тему будут наша дидактическая игра.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
При проведении игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать интерес к играм, создать состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
При организации игр словесного содержания использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты, пособия.
Дидактическая игра с клубком: «Назови признаки весны»
Участники передают друг другу клубок, называя признаки весны.
Дидактическая игра «Лесенка».
В основу игры лег: «Синквейн» - в переводе с французского - пять строк.
К основным правилам игры относятся следующие:
1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,
2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает?) - три глагола, обозначающие действие,
4 строчка - четыре слова - ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;
5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.
Пример:
1. Кто? - Иван - царевич
2. Какой он? – добрый, красивый
3. Что он делает в сказке? - стреляет, ищет, удивляется
4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван - царевич
5. Синоним – Королевич
(Проводится игра «Составь синквейн» к слову скворец).
Для развития связной речи, умения строить разные типы высказываний, использую, схемы - алгоритмы, по которым дети самостоятельно придумывают рассказы, сказки об игрушках, животных, дают их описание и характеристики, соблюдая требования к композиции (по предложенным алгоритмам педагоги составляют высказывания).
Проблемные вопросы:
Почему весна приходит после зимы, а не после осени?
Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход,
скворечник, проталина, саженцы, капель.
Объясни значение выражений: лед тронулся; первая ласточка
Дидактическая игра «Разговор с весной»
(прочитать по ролям)
Ну весна, как дела? — У меня уборка.
Для чего тебе метла? — Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
Все помою, просушу, Вас на праздник приглашу! (О. Высотская)
Дидактическая игра «Подбери существительные к действиям»
Кто? Что?: тает..., бегут..., распускаются..., появляются..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .
Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий?»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
- Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?
(Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
- Что можно сказать о солнце?
(Светит, греет, восходит, заходит, печёт. поднимается. опускается, сияет, улыбается, ласкает).
- Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит).
- Что делает трава весной?
(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю).
- Что делают птицы весной?
(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов).
- Что делают почки весной?
(Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки-нежные, зелёные, душистые, пахучие).
- Что можно делать с цветами?
(Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу).
Дидактическая игра «Весенние слова»
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
- Зимой небо какое?
(Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное).
- Весной небо какое?
(Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное).
- Весной солнце какое?
(Яркое, лучистое, тёплое, ласковое).
- Травка весной какая?
(Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая).
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол),
А из под старой травки,
Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть, чтобы получилась чашечка цветка).
Раскрылся подснежник. В тени там, где сосна (раскрываем наш цветочек),
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону).
Дидактическая игра «Назови ласково»
Проводится с использованием среднего мячика - ежика, перекатыванием по столу.
Цель: Совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Солнце - солнышко;
Лист - листочек;
Лужа - лужица;
Сосулька - сосулечка;
Дерево - деревце;
Капля - капелька;
Туча - тучка;
Ручей - ручеёк.
- Выводы
Использование дидактических игр и игровых приёмов даёт большие возможности для развития речи у детей дошкольного возраста:
1. Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
2. Обеспечивается психический комфорт;
3. Дети запоминают большое количество речевого материала;
4. Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно. Желаю успехов в работе. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развитии речи....
Логические блоки Дьенеша, использование системы логических игр в работе с дошкольниками (мастер класс для педагогов)
Использование логических блоков в играх с детьми позволяет, в первую очередь, развивать логические операции мышления, целостное восприятие детей, произвольное внимание....
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников», мастер-класс
Уровень обр. орг., АОУ детский сад №10 «Лучик», 21.01.2020г....
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Мастер – класс по теме: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство развития речи дошкольников с ОНР»....
Консультация для педагогов " Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников"
Консультация для педагогов....
Мастер – класс для родителей воспитанников «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников»
Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувс...