«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников», мастер-класс
материал

Хамхоева  Эсет Ахятовна

Уровень обр. орг., АОУ детский сад №10 «Лучик», 21.01.2020г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_mnemotehnike.docx289.73 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

                                         (АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

Мастер- класс для воспитателей на тему:

«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2020-21\Аттестация Хамхоева Э.А\3.3.3 Проведение открытых занятий,  мероприятий, мастер-классов и др\Мнемотехника мастер-класс для педагогов 2.jpg

Подготовила и провела воспитатель Хамхоева Эсет Ахятовна

21.01.2020г.

г. Долгопрудный

2020г.

Цель: передача накопленного опыта по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники.

Задачи:

- формировать умение использовать педагогами мнемотехнические приёмы в работе по развитию грамматически правильной речи дошкольников;

- повышать компетентность, активизацию исследовательской позиции участников мастер-класса;

- обобщать, распространять практические рекомендации по данной проблеме;

- развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;

- способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

- создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству педагогов.

Прогнозируемый результат:

- получение педагогами представления о методике работы по развитию речи приемами мнемотехники.

Материалы и оборудование: мнемотаблицы, коллаж «Дельфин», тактильные дощечки, клей, кисти, фломастеры, тарелки, салфетки, шариковые ручки, листы А4, текст стихотворения, музыка (релаксация).

Ход мастер – класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада нашей встрече!

Прошу ответить мне словами: да или нет.

Деток вы любите? (Да)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…

Как быть нам друзья?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Да)

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

А чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, мною используется приемы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информацииИдея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки, схемы-опоры или мнемотаблицы очень эффективно используют логопеды.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать мнемотаблицы при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

Мнемотаблицы:

- являются дидактическим материалом по развитию речи;

- их можно использовать для пополнения словарного запаса;

- применять при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

- Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов мнемотехники при организации НОД. Представленный мною метод может эффективно использоваться в развитии связной речи дошкольников. Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления и конечно развитие речи.

 

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса

- Уважаемые участники, я предлагаю вам разделиться на 3 команды по 2 человека. Затем каждой команде будет предложено свое задание.

Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении, составлять рассказы и описательные загадки.

1 творческая группа.

Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Я хочу показать вам технологию заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми.

Пример: На дворе звенит капель,

По полям бежит ручей,

На дорогах лужи. Скоро выйдут

Муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь

Лесной валежник, стали птицы

Песни петь, и зацвел подснежник.

С.Я.Маршак

(На доске схематически зарисовывает сам педагог.)

- Предлагаю и вам апробировать данный метод на себе.

На весенней проталинке (Татьяна Гусарова)

На проталинке жучок

Грел на солнышке бочок,

Вскоре вылез червячок,

А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,

И отправились домой

И жучок, и червячок,

И, конечно, паучок.

На проталинке опять

Завтра будут загорать

Жук, червяк и паучок…

Будут греть другой бочок.

Вывод: В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

2 творческая группа.

Я в своей работе по развитию речи у детей использую приём мнемотехники – коллажи.

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист.

- Уважаемые коллеги, посмотрите, какая необычная картинка. Это коллаж.

- Что можно сделать с помощью этого коллажа?

Все: Рассказать о дельфине.

- Давайте установим ассоциативные связи.

Корабль – дельфины хорошо плавают.

Очки – у дельфинов острое зрение.

Радиоприёмник – у дельфинов хороший слух.

Книга – дельфины очень умные животные.

Попугай – дельфины умеют разговаривать, но их язык нам не понятен.

Рыба – дельфины питаются рыбой.

Молоко – самки дельфинов кормят своих детёнышей молоком.

Дети – дельфины очень любят детей

Мяч и обруч – дельфины выступают в дельфинариях

Море – дельфины – морские животные.

Буква «Д» - дельфины.

Педагог совместно с присутствующими проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а все вспоминают ассоциативные связи.

Примерный рассказ.

Дельфины – это морские животные. Они умеют очень хорошо плавать. У дельфинов острое зрение, хороший слух и они отлично ориентируются в пространстве. Дельфины – умные животные, они умеют разговаривать, но их язык нам не понятен. Дельфины питаются рыбой. Самка кормит своих детёнышей молоком. Дельфины любят детей, выступают на представлениях в дельфинариях. Они умеют играть с мячом и обручем.

Вывод: Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач:

- формировать навык составления описательного рассказа;

- развивать навык установления ассоциативных связей;

- развивать память;

- обогащать словарь детей;

- развивать представления об окружающей действительности.

3 творческая группа.

Огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками я использую тактильные дощечки.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти, развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Пример: рассказ и изготовленные дощечки.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам изготовить тактильные дощечки и составить по ним небольшой рассказ! Присаживайтесь за столы. Вам необходимо приклеить выбранный материал на дощечки. В зависимости от материала вы должны намазать дощечку по контуру или сам материал.

Приступайте к работе (музыка). Сам педагог тоже делает, только из бумаги (Жила девочка Маша. Наступило лето. Маша взяла плетеную корзину и пошла в лес за брусникой. Сначала путь ее проходил по густой, мягкой траве. Затем Маша прошла по бревенчатому мостику, и оказалось около болота. А вот и душистая, круглая брусника. Набрала Маша полную корзину и довольная вернулась домой.)

Кто закончил работу, придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю рассказать свой рассказ.

Вывод. Через работу с тактильными дощечками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Подведение итогов:

Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам

Сотвори в себе солнце

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы  направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем. Представьте себе, что это наши дети.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас откройте глаза и давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2020-21\Аттестация Хамхоева Э.А\3.3.3 Проведение открытых занятий,  мероприятий, мастер-классов и др\Мнемотехника мастер-класс для педагогов 1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Рассказать педагогам о мнемотехнике, показать использование этой техники на занятиях по развитию речи....

Мастер-класс«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

laquo;Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». мастер-класс для педагогов  ДОУ...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: подвести коллег к пониманию практической ценностимнемотехники в развитии речи детей.Познакомить коллег со структурными единицами технологии «мнемотехника».Вовлечь педагогов в совмест...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...