Культурно-смысловые контексты
материал на тему
Культурно-смысловые контексты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontekst._osnovaniya_podbora_soderzhaniya_dlya_produktivnoy_deyatelnosti_1.odt | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Основания подбора содержания для продуктивной деятельности
Культурно-смысловые контексты.
Совместную деятельность взрослому следует строить на содержаниях, интересных детям. Поэтому каждый из развивающих типов работы нужно включить («упаковать») в смысловые поля, которые обусловят привлекательность работы для дошкольников.
Назовем эти смысловые поля культурно-смысловыми контекстами («упаковками»). Они и будут вторым основанием подбора содержаний для совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми.
Без культурно-смысловых контекстов работа будет лишена для ребенка внутренней мотивирующей силы и превратится в скучные учебные упражнения. Контексты могут определяться темами интересными для дошкольников и задачами для введения детей в мир человеческой культуры: изобразительного, театрального искусства, архитектуры, художественного дизайна. В качестве таких культурно- смысловых контекстов, «упаковывающих» или «обрамляющих» работу, можно предложить следующие:
- изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;
- создание произведений для собственной художественной галереи;
- создание коллекций;
- создание макетов;
- изготовление украшений, сувениров;
- создание книги;
- изготовление предметов для собственного театра.
Остановимся на каждом из этих культурно-смысловых контекстов подробнее.
1. Изготовление игрушек, игровых материалов и предметов, обслуживающих познавательно-исследовательскую деятельность детей. Работа в этой «упаковке» строится, по преимуществу, на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивные, изобразительные, бумага, ткани и пр.) и развивать соответствующие умения и навыки.
Подбор конкретной тематики зависит от актуальных игровых интересов детей группы (например, самолеты и кораблики или мебель для маленьких кукол из объемных модулей и бумаги) и реализуемых в этот момент задач познавательно-исследовательской деятельности (к примеру, картонные горки и трамплины для опытов с движением).
Возможны все типы работы, но наиболее адекватна для этой «упаковки» работа по образцам и схемам.
2. Создание и оформление работ для собственной художественной галереи. Эта «упаковка» связана, в основном, с художественной изобразительной деятельностью (графика, живопись, лепка, коллаж, аппликация) и соответствующими материалами. Используется для введения детей в виды и жанры изобразительного искусства, знакомства с основами гармонии линий, цветов, масс (объемов), гармоничным сочетанием частей в целостном пространстве (композицией).
Целенаправленное создание работ для определенной, периодически сменяющейся экспозиции собственной художественной галереи (по жанрам, темам, материалам) позволяет в осмысленной для детей форме ориентировать их на овладение все более сложными изобразительными средствами, на совершенствование специфических для изобразительной деятельности умений и навыков.
Для этой «упаковки» более всего подойдут работа с незавершенными продуктами (свободное завершение неопределенных цветовых и графических набросков, кляксография) и работа по словесному описанию (обсуждение темы, замыслов, словесное описание детьми будущего результата). В отдельных случаях возможна работа с использованием образцов (например декоративное рисование).
3. Создание коллекций разного рода и их оформление (от оформления гербария до создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для воображаемый страны). Работа в этой «упаковке» преимущественно связана с моделированием отдельных вещей (включающим собственно конструктивные и художественные элементы) и их классификацией, связывающей ее с познавательно-исследовательской деятельностью. Может использоваться для введения детей в культурное пространство Музея как места сбора и хранения коллекций (возможен выход на создание собственного музея). Наиболее подходящие типы работы — по образцам и схемам (возможно использование и других типов работы).
4. Создание макетов как предметное воплощение целостных возможных миров (вымышленных, реалистических), представленных в художественной литературе, мультфильмах, детской сюжетной игре. Работы в этой «упаковке» могут быть постепенно дополняющимися, длящимися настолько долго, насколько долго удерживается в группе увлечение той или иной историей, сказкой, игрой. К примеру, макеты сказочных царств с дворцами и крепостями, космодромы и аэродромы, города, зоопарки, различные ландшафты. Работа такого рода включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Она сочетается с введением элементарных представлений о природных и культурных ландшафтах, о видах архитектурных сооружений, искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре детей.
Самые подходящие типы работы — с незавершенным продуктом (частично оформленным воспитателем полем макета, требующим заполнения) и по словесному описанию (обсуждение предполагаемых элементов макета). Возможно сочетание этих типов работы с работой по образцам («умножение» отдельных элементов макета).
5. Изготовление украшений и сувениров к тем или иным общезначимым событиям (праздникам). Работа в этой «упаковке» дает возможность широкого использования разнообразных материалов (включая элементы рисования, аппликации, конструирования); связывает детскую жизнь с традициями и обычаями общества; ориентирует на художественное оформление пространства или вещи. Примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, гирлянды, елочные украшения, подарки близким и пр. Целесообразно использование всех типов работы.
6. Создание и оформление Книги. Эта «упаковка» включает широкий комплекс работ по изготовлению и иллюстрированию книг на основе рассказов детей, подготовке и сборке тематических словарей с собственными рисунками (или специально подобранными и наклеенными), ведению летописи группы, дневника природы. Такая работа предполагает развитие изобразительных умений (иллюстрация_рисунок: предметный, сюжетный, орнамент). Она используется для введения многоаспектного представления о книге (книга — как вещь, как синтез искусств, как источник знания); связывает продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской, со словесным творчеством детей, способствует освоению чтения и письма. Может иметь выход на создание собственной библиотеки группы как хранилища приобретенных знаний. Наиболее подходящие типы работы — с незавершенным продуктом и по словесному описанию.
7. Подготовка материалов для собственного Театра (спектакля). Театр как общий смысловой контекст для разнообразных работ (изготовление декораций, реквизита, элементов костюмов для спектакля, материалов для кукольного и плоскостного театра) связывает продуктивную деятельность с детской сюжетной игрой, с чтением художественной литературы. Сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с разными инструментами. Возможно использование всех типов работы для этой «упаковки».
Каждая из представленных «упаковок» наполняется конкретным тематическим содержанием в зависимости от актуальных интересов группы, с темой недели, тематикой познавательно-исследовательской деятельности, художественных текстов, читаемых в настоящее время, интересных событий, происходящих внутри и за пределами детского сада. Именно этим определяется выбор конкретной темы для работы: какие игрушки мастерить, что рисовать, какие коллекции или макеты создавать, какой спектакль оформлять и т. д.
Некоторые из этих культурно-смысловых контекстов воспитатели используют в своей работе, но делают это эпизодически, время от времени, «разбавляя» ими обучающие занятия (например сезонное изготовление поделок из природного материала, подарков к праздникам). Авторы программы предлагают все развивающие задачи на занятиях продуктивной деятельностью облекать в такие рамки интересного дела.
Продуктивная деятельность – это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом). Развитие продуктивной дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного вычленения цели – замысла (не просто – «Что получится», а «Что я хочу сделать»), имеет в рамках этой тенденции две линии:
1) Движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта);
2) Творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Обе эти линии должны быть учтены в подборе содержаний для продуктивной деятельности взрослого с детьми. Основания подбора содержаний для продуктивной деятельности. Чтобы почувствовать себя созидателем ребенку нужно видеть плоды своего труда в форме конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, аппликация), которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это вещь, которая продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения или у него дома. Поэтому здесь не годится работа с «раздаточным материалом», продукт которой эфемерен – целью для дошкольника должно быть создание личного продукта – осязаемой вещи. Предлагая создавать ту или иную вещь, то есть, намечая цель, можно использовать разные формы ее представленности ребенку:
1) образцы продукта (в виде готовой вещи или ее графического изображения);
2) частично заданные в самом материале элементы (незавершенные наброски), ориентирующие на определенный результат (завершение продукта – вещи разной степени готовности);
3) графические схемы создаваемого продукта (чертежи, планы, выкройки, эскизы);
4) словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
Многообразие содержаний для продуктивной деятельности реализуются через четыре типа работы:
1) работа по образцам;
2) работа с незавершенными продуктами;
3) работа по графическим схемам;
4) работа по словесному описанию цели – условий.
Основные признаки совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
«Совместная деятельность» - равноправное, равнозначное сотрудничество и взаимодействие взрослых и детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности
При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо упаковать ра...
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....
Презентация "Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности...
Буклет .Культурно-смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.
Опыты/экспериментирование;Коллекционирование/классификация;Путешествие по карте;Путешествие по реке времени....
«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты»
laquo;Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты». Была разработана система работы по теме «Игры с элементами ТРИЗ в культурно-смысловых контекста...
Учебно-тематический план на осень по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)
Разработка тематического плана по осенним месяцам в разных направления: "Река времени", "Путешествие по карте", "Классификация" с внедрением технологии ТРИЗ....
Учебно-тематический план на зиму по культурно - смысловым контекстам (с элементами технологии ТРИЗ)
В учебном плане внедрено использование культурно – смысловых контекстов и приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач)- это приобретает особую актуальность. Они позволяют совершенн...