Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности
презентация к занятию (старшая группа) на тему

Самаркина Ирина Николаевна

 

При организации занятий познавательного цикла необходимо  учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо упаковать развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Как и для продуктивной деятельности, это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей.

Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могут выступить, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-smyslovye_kontexty_dlya_poznavatelno.pptx630.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности. Подготовила Самаркина И.Н.

Слайд 2

типы исследования опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствам; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте ; путешествие по « реке времени».

Слайд 5

культурно-смысловые контексты опыты (экспериментирование)- освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п .); коллекционирование (классификация) - освоение родо-видовых отношений 9представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п .

Слайд 6

путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране ); путешествие по «реке времени»-освоение временных отношений(представление об историческом времени-от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации; история жилища, транспорта и т.п )

Слайд 8

Так темы, связанные с неживой природой и частично рукотворным миром(касающиеся изобретенных человеком инструментов. приборов и пр ).наиболее целесообразно задавать в контексте «опыты» (где ребенок может поэкспериментировать со свойствами вещества, механизмами, приборами, инструментами).

Слайд 10

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, которые даны ребенку через наблюдения за окружающим и не всегда могут быть непосредственно смоделированы, целесообразно давать в контексте «коллекционирование (классификация)», где связи и отношения явлений устанавливаются как на уровне практической коллекции-классификации, так и на уровне образно-символического, иллюстративного материала.

Слайд 12

Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (мир как пространственное целое)- о сторонах света, об океанах и континентах и их обитателях и т.д., наиболее целесообразно вводить через контекст «путешествие по карте».

Слайд 14

Темы, связанные с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением (история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями, с ними происходящими, целесообразно вводить через контекст «путешествие по реке времени».

Слайд 15

Коллекционирование (классификация) Опыты (экспериментирование) Времена года (сезоны) Состав и свойства почвы Мир растений Условия жизни растений Мир животных Движение воздуха (ветер) Виды минералов (камни) Движения воды Виды местности(природные ландшафты) Состояния и превращения вещества Виды транспорта Металлы (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита Виды строительных сооружений Свет и цвет в природе (как сделать радугу) Виды профессий Оптические эффекты: микро и макромир Виды спорта Как «устроены» стихи

Слайд 16

Путешествие по карте (пространство мира) Путешествия по «реке времени» (историческое время) Поверхность земли и стороны света История моей семьи Океаны и их обитатели (подводный мир) Настоящее и прошлое человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации: История жилища и бытового устройства История огня (освещение и тепло) История сухопутного транспорта История мореплавания и воздухоплавания История письменности (книгопечатание) История коммуникации (почта) История профессий Северные земли и их обитатели Наша страна Россия Части света с их природными и культурными «метками» символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия): Африка Австралия Антарктида Америка Азия Европа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Буклет .Культурно-смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.

Опыты/экспериментирование;Коллекционирование/классификация;Путешествие по карте;Путешествие по реке времени....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...