Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности
презентация к занятию (старшая группа) на тему
При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо упаковать развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.
Как и для продуктивной деятельности, это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей.
Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могут выступить, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturno-smyslovye_kontexty_dlya_poznavatelno.pptx | 630.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
типы исследования опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствам; коллекционирование (классификационная работа); путешествие по карте ; путешествие по « реке времени».
культурно-смысловые контексты опыты (экспериментирование)- освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п .); коллекционирование (классификация) - освоение родо-видовых отношений 9представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п .
путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране ); путешествие по «реке времени»-освоение временных отношений(представление об историческом времени-от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации; история жилища, транспорта и т.п )
Так темы, связанные с неживой природой и частично рукотворным миром(касающиеся изобретенных человеком инструментов. приборов и пр ).наиболее целесообразно задавать в контексте «опыты» (где ребенок может поэкспериментировать со свойствами вещества, механизмами, приборами, инструментами).
Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, которые даны ребенку через наблюдения за окружающим и не всегда могут быть непосредственно смоделированы, целесообразно давать в контексте «коллекционирование (классификация)», где связи и отношения явлений устанавливаются как на уровне практической коллекции-классификации, так и на уровне образно-символического, иллюстративного материала.
Темы, связанные с элементарными географическими представлениями (мир как пространственное целое)- о сторонах света, об океанах и континентах и их обитателях и т.д., наиболее целесообразно вводить через контекст «путешествие по карте».
Темы, связанные с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением (история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями, с ними происходящими, целесообразно вводить через контекст «путешествие по реке времени».
Коллекционирование (классификация) Опыты (экспериментирование) Времена года (сезоны) Состав и свойства почвы Мир растений Условия жизни растений Мир животных Движение воздуха (ветер) Виды минералов (камни) Движения воды Виды местности(природные ландшафты) Состояния и превращения вещества Виды транспорта Металлы (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита Виды строительных сооружений Свет и цвет в природе (как сделать радугу) Виды профессий Оптические эффекты: микро и макромир Виды спорта Как «устроены» стихи
Путешествие по карте (пространство мира) Путешествия по «реке времени» (историческое время) Поверхность земли и стороны света История моей семьи Океаны и их обитатели (подводный мир) Настоящее и прошлое человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации: История жилища и бытового устройства История огня (освещение и тепло) История сухопутного транспорта История мореплавания и воздухоплавания История письменности (книгопечатание) История коммуникации (почта) История профессий Северные земли и их обитатели Наша страна Россия Части света с их природными и культурными «метками» символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия): Африка Австралия Антарктида Америка Азия Европа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»....
Презентация "Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности по монографии Н. А. Коротковой «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности...
Буклет .Культурно-смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.
Опыты/экспериментирование;Коллекционирование/классификация;Путешествие по карте;Путешествие по реке времени....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...