«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты»
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Синицына Ольга Николаевна

«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты». Была разработана система работы по теме «Игры с элементами ТРИЗ в культурно-смысловых контекстах»:

- «Путешествие по карте»;

- «Путешествие по реке времени»;

- «Коллекционирование (классификация)»;

- «Опыты (экспериментирование)».

ТРИЗ в культурно – смысловых контекстах заключается в том, что они позволяют перевести процесс обучения путем интересных нетрадиционных игр, а значит формируют целый ряд исследовательских умений, столь востребованных в современном мире:

·        рефлексивные умения;

·        поисковые (исследовательские) умения;

·        умения и навыки работы в сотрудничестве;

·        коммуникативные умения.

ТРИЗ в культурно-смысловых контекстах для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс

культурно - смысловые контексты»

1.Я работала над темой 

«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты». Была разработана система работы по теме «Игры с элементами ТРИЗ в культурно-смысловых контекстах»:

- «Путешествие по карте»;

- «Путешествие по реке времени»;

- «Коллекционирование (классификация)»;

- «Опыты (экспериментирование)».

2. Целесообразность моей системы работы 

В своей педагогической деятельности я всегда стремилась найти такую методику, которая дает каждому ребенку найти свой путь получения знаний. Для меня этот поиск был чрезвычайно важен, потому что способности к познаниям и творчеству у каждого ребенка разные от природы, и многие из них сталкиваются с огромными, подчас кажущимися непреодолимыми, трудностями в процессе обучения.

Однако, наблюдение и анализ образовательно – воспитательного процесса в группе показали, что имеются еще резервы для повышения эффективности обучения детей. На мой взгляд, усовершенствуя технологию ТРИЗ в образовательном процессе Культурно – смысловые контексты, необходимо направить в сторону креативности и нестандартности мышления, поскольку в настоящее время от выпускника детского сада требуется не только владение знаниями, но и способами их добывания, умение свободно ориентироваться в информационном поле и принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. В этой связи, использование в культурно – смысловых контекстах приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) приобретает особую актуальность. Они позволяют совершенно по-новому взглянуть на стоящие перед педагогом образовательные задачи и способы их решения. Они требуют творческого и критического подхода к обучению, позволяют учитывать природную индивидуальность ребенка, развивать и совершенствовать ее, а значит, привносят в него элемент новизны. Таким образом, цель моей работы складывается из трех взаимосвязанных составляющих единиц

–- это обучение, развитие и самореализация личности ребенка.

В процессе образовательной деятельности выдвинула следующие задачи:

- развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий при освоение причинно- следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т. п.);

- формирование целостной картины мира при освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране) и временных           отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т. п.).;

- воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи при освоении родо - видовых отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т. п.);

- развитие речи, памяти, творческого воображения.

Стоит отметить, что главная ценность приемов ТРИЗ в культурно – смысловых контекстах заключается в том, что они позволяют перевести процесс обучения путем интересных нетрадиционных игр, а значит формируют целый ряд исследовательских умений, столь востребованных в современном мире:

·        рефлексивные умения;

·        поисковые (исследовательские) умения;

·        умения и навыки работы в сотрудничестве;

·        коммуникативные умения.

Культурно – смысловые контексты и ТРИЗ на мой взгляд, удачно дополняют друг друга и не вызывают противоречий в образовательно – воспитательном процессе, поскольку творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование старого решения той или иной задачи.

В своей работе с детьми придерживалась таких принципов как:

Принцип свобода выбора - существует огромное количество ценностей в этой жизни, но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, - это свобода!

Принцип открытости мышления - жизнь ставит перед человеком открытые задачи, чтобы научиться их решать нужно уметь “видеть за деревьями лес”, давать не только знания, но и показывать их границы.

Принцип деятельности - чтобы знание стало инструментом, а не залежем ненужного сырья на задворках интеллекта, ребёнок должен с ним работать.

Принцип обратной связи - ребёнок и воспитатель при обучении — это не две разрозненные единицы, а одно единое целое.

Принцип идеальности действия - максимально использовать возможности, знания, интересы детей, при минимальных затратах получать максимально высокие результаты.

3. Как можно использовать по моему мнению (элементами, системой, отдельными занятиями, кружковой работой, и т.д.) почему описать

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

ТРИЗ в культурно-смысловых контекстах для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность. Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Данная методическая разработка появилась в связи с тем, что возникла необходимость в систематизации материала по смысловым контекстам «Путешествие по карте», «Путешествие по реке времени», «Коллекционирование», «Опыты», для оптимизации процесса взаимодействия с воспитанниками. Создана картотека, в которой содержатся игры и упражнения, направленные на формирование у детей творческого воображение, диалектического мышления, на развитие изобретательской смекалки в этом направлении. Совместная игровая деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций). Игры и упражнения, предложенные в методической разработке, можно использовать не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, непосредственно на прогулке и в игровой деятельности продолжительностью 15- 20 минут. Все игры и игровые упражнения систематизированы по четырем типам исследования. Данные игры может быть полезна как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям.

4.Какой результат получился в конце года (р-ты) мониторинга, беседы, наблюдения.  опросы, анкетирование, примерные числа, проценты.

Работая в течение трех лет с использованием технологий ТРИЗ в культурно – смысловых контекстах и, придерживаясь личностно – ориентированного подхода к обучению, я провожу самодиагностику, а также диагностику детей, с целью выявления эффективности своей работы. Для проведения таких мини-исследований я использую следующие виды анкет.

1.Анкета на выявление профессионального мастерства

 «4»- отлично, «3» - хорошо, «2» - удовлетворительно, «1» - отсутствует.

Элементы занятия

балл

I. Целеполагание и мотивация обучения

 

1. Сообщение проблемной ситуации, игровой ситуации

 

2 Пояснение цели и значения изучаемого материала

 

3 Развитие познавательного интереса

 

4. Проблемно-творческое построение сюжета игры

 

5 Положительная мотивация в образовательной деятельности

 

6. Самостоятельность в проведении игр

 

7. Организация группового и индивидуального обучения в игре

 

8. Учет индивидуальных особенностей

 

9. Реализация дифференцированного подхода

 

10. Формирование интеллектуальных умений

 

11. Проявление детьми заинтересованности

 

II. Содержание изучаемого материала.

 

1. Научность, доступность.

 

2. Актуальность и связь с жизнью.

 

3. Новизна, проблемность и привлекательность познавательной информации.

 

4. Оптимальность объема материала.

 

5. Домашнее задание (сотворчество детей и родителей).

 

III. Эффективность обучения

 

1. Рациональность использования времени.

 

2. Наглядность и пополнение предметно-пространственной развивающей среды

 

3. Рациональность и эффективность методов.

 

4. Оптимальность темпа, чередование видов игровой деятельности на занятие

 

5. Контроль за работой детей

 

6. Обучающий эффект. Чему и в какой степени научились дети

 

7. Воспитательный эффект.

 

2.Анкета на изучение потребностей, интересов и склонностей детей.

Вопрос для ребенка

ответ

балл

1. Как часто ты подолгу можешь играть в познавательные игры?

А. Часто

Б. Иногда

В. Очень редко

5

3

1

2. Что ты предпочитаешь делать, когда задали вопрос на сообразительность или решить проблемную ситуацию?

А. помучиться, но самому найти ответ.

Б. Когда как

В. Получить готовый ответ от других

5

 

3

1

3. Хочешь ли ты познавать что-то новое?

А. Постоянно много

Б. Иногда много, иногда ничего не хочу

В. Мало.

5

3

 

1

4.Насколько эмоционально ты относишься к интересному для тебя занятию, связанному с умственной работой?

А. Очень эмоционально

Б. Когда как

В. Эмоции не ярко выражены

5

3

1

5. Часто ли ты задаешь вопросы на занятиях или во время игры?

А. Часто

Б. Иногда

В. Очень редко

5

3

1

Сумму полученных баллов, полученных на все вопросы, нужно разделить на 5 и получить показатель интенсивности познавательной потребности С.

Если у ребенка 3.5 < С <5, то можно считать, познавательная потребность выражена сильно.

Результаты проводимого анкетирования показывают, что с применением технологии ТРИЗ в культурно-смысловых контекстах, познавательная потребность детей повышается, и как следствие, результаты знаний детей становятся выше. Хочется подтвердить этот факт словами Альберта Эйнштейна: «Истинно то, что выдерживает проверку практикой» и доказывает практическую значимость технологии ТРИЗ в контекстах.

5.Как использовать в работе с родителями

В своей работе использовала:

  • Анкетирование родителей по проблеме «Познавательное развитие детей» (приложение №1).
  • Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые для детей».
  • Оформление выставки дидактических игр с элементами ТРИЗ, направленных на культурно-смысловые контексты.
  • Памятки для родителей «Факторы успешного познавательно-исследовательского развития детей» (приложение №2).
  • Индивидуальное общение с родителями на тему: «Дидактические игры, направленные на исследовательскую деятельность детей по типу:

- «Путешествие по карте»;
- «Путешествие по реке времени»;
- «Коллекционирование (классификация)»;
- «Опыты (экспериментирование)»
, предлагаемые ТРИЗ-технологией» 

План проведения мероприятия:

1. Консультация «Познавательное развитие детей через ТРИЗ-технологию». 

2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.

3. Показ презентации дистанционно в чате с родителями по Вацап «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»

4. Обмен опытом родителей «Дидактические игры, направленные на исследовательскую деятельность детей по типу:

- «Путешествие по карте»;
- «Путешествие по реке времени»;
- «Коллекционирование (классификация)»;
- «Опыты (экспериментирование)»
, предлагаемые ТРИЗ-технологией» 

5. Памятка для родителей «Факторы успешного развития детей».

6.Какие трудности возникли в работе по внедрению практической части

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что использование ТРИЗ в КСК в современном образовательном процессе позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач педагога, позволяет выстроить занятие при помощи игр методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения, а главное, сохранить у детей интерес к познавательно – исследовательской деятельности и решать их неординарным способом, что в условиях современных преобразований является весьма значимым.

Отрадно и то, что применение приемов данных технологий не требуют специальных затрат на приобретение материально – технического оборудования. Творческие чудеса могут рождаться на обычной доске с предметными картинками, и в обычных альбомах, хотя, бесспорно, применение современных информационно – коммуникационных технологий сделает процесс обучения более привлекательным и продуктивным.

В заключении отмечу, что иногда я бываю недовольна своей работой, неудовлетворена успехами своих детей. Но именно последнее обстоятельство толкает меня на изучение новых и «хорошо забытых» старых приемов обучения, заставляет меня оттачивать свое мастерство и усовершенствовать методику работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками.

На основании утвержденного Плана работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №40"Золотая рыбка" на 2015-2016 учебный год, целью внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками и повышения к...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, тех...

Педагогическое консультирование в рамках семинара - практикума "Технология ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО"

Что такое ТРИЗ. Основные этапы методики ТРИЗ. ПРописаны функции ТРИЗ. Описаны правила, которыми нужно придерживаться, для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фольклорных объекто...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте с ФГОС

ТРИЗ для детей  дошкольного возраста –это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мы...

Консультация «Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС до»

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческ...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышлени...

Технологии ТРИЗ в детском саду в контексте ФГОС ДО.

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышлени...