№ п\п | Тема / содержание | Методы и приёмы ТРИЗ, используемые в КСК |
Декабрь |
1. | «Река времени» Динозавры и ихтиозавры. Задачи:Создать условия для: - формирования понятия «динозавры» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры, ихтиозавры). - развития познавательно- исследовательского интереса, любознательности, воображения. - развития представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей. | Мозговой штурм - Что было бы, если эти животные жили бы сейчас? Типовое фантазирование оператор времени (замедление - ускорение времени) Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей. |
2. | «Путешествие по карте» Африка (тропики-джунгли, саванна, пустыня) Задачи: Создание условий для: - уточнения элементарных представлений об особенностях географического положения Африки. - закрепления знаний у детей о климатической зоне Африки - уточнения представлений у детей о животных пустыни-Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания. - уточнения представлений у детей о растительности пустыни-Африки: особенностях их внешнего вида в зависимости от климата и среды произрастания.
| Игра Да-Нет-ка (ТРИЗ - МФО) /Дети задают вопросы и стараются отгадать животное/ слайд 3 по мере отгадывания животное появляется на экране / Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Оно с большим хвостом? Чем питается? Оно прыгает? Это ночное животное? (Тушканчик) Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Быстро ползает? Медленно? Травоядное? (Черепаха). Как много интересных животных и растений мы увидели в пустыне. Игра «Веришь не веришь» (ТРИЗ - Системный анализ). - Веришь, что Верблюда называют кораблем пустыни. (Да, потому что движения плавные, как у корабля) - Веришь, что Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. (Да, потому что это очень сильные и выносливые животные). - Веришь ли, что у тушканчиков Хвост обычно длиннее туловища (Да, он служит тушканчикам как для равновесия при прыжках, так и рулем поворота на крутых виражах) - Веришь ли, что песчаный удав не заметен. (Да, потому что он песочного цвета). - Веришь ли ты, что в пустыне могут жить обезьяны? (Нет, потому что нет деревьев, растительности, бананов, а могут жить в джунглях, тропиках) |
3. | «Путешествие по карте» + «Опыты(экспериментирование)» «Путешествие на Северный полюс» Задачи : Создать условия для: - знакомства детей с Северным полюс ом(природа, животный и растительный мир, погода). - формирование адекватно природно-образных представлений о внешних и внутренних взаимосвязях. - умения выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку. - привития любови к красоте нашей Земли. | Игра «Я еду на Север». Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду на Север и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект . В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется.
«Мозговой штурм» -Если бы вы оказались на Северном полюсе что бы вы могли увидеть?
Моделирование маленькими человечками |
Январь |
1. | «Река времени» Знаки и символы вокруг нас. Задачи: Создание условий для: - Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы). - Развивать у детей интерес к знаковой системе, способность к преобразованию. Прививать уважение к символике нашей республике и страны | Игра «Как это раньше делалось?» (с подготовительной группы) Ход:Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы). Например: - Дорожные знаки. Для чего они придумана? (чтобы не было аварий , когда человек едет или идет) - Как человек передвигался тогда, когда человек еще не дорожные знаки? (на телегах, лошедях, затем появились регулировщики…) - Зачем человек придумал знаки и символы? (чтобы, учить, общаться, различать по национальности людей….). - как это раньше делалось? (…….)
Игра «Мир вокруг нас» - Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на 6 частей: Знаки - искусства. Знаки – математические\экономические Знаки-научные Знаки-грамматические Знаки-безопасности Символика Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить. Мозговой штурм - Зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи её. |
2. | «Путешествие по карте» Горы Задачи: Создание условий для: - формирования у детей понятия «горы»., нахождение их на карте, природа, погода, животный и растительный мир гор. - развити у детей понимания причинно-следственных связей, любознательности. - Воспитание желания заботиться о нашей Земле. - формирования умений задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта. - формирование знаний о структуре горных пород | Игра «Да-нетка» (Развитие системного мышления) Эта игра закрепит умение сужать поле поиска, задавать правильные вопросы. Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов: спрашивать, ориентируясь на положение загаданного объекта в пространстве, или на классифицирование объекта по его признакам. На стол выложено 7 предметов (картинок), нужно отгадать какой предмет загадал ведущий. На вопросы можно отвечать «да» или «нет». Игра - «Паровозик времени» (системный оператор) Содержание игры: Педагог называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например: По предметным картинкам: козленок-горный козел- шерстяные вязаные вещи, валенки, старый. и т.д. и каким он был описывают - опытно-экспериментальная деятельность исследование горных пород- рассматривание какие они по структуре , на что пахожи Мозговой штурм - Придумай, как изменить ситуацию в горах. |
3. | «Путешествие по карте» + «Классификация» «Путешествие в смешанный лес». Задачи: Создание условий для: - пополнения знаний о смешанном лесе; растительном и животом мире; природе. - развития творческого потенциала ребенка, любознательности познавательной активности. - воспитания охранительно-бережного и действенного отношения к природе. | Мозговой штурм - Что бы увидели в смешанном лесу, если бы вы туда попали? - Если вырубить весь лес?
- Придумывание фантастического животного. (Метод фокальных объектов) Предлагается выбрать любого животного, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Животное может быть жидкий? На него воду пролили? Он игрушечный из геля? может быть воздушным? Резиновым? И т.д. предложить зарисовку животного. |
Февраль |
1. | «Классификация» Домашние птицы Задачи: Создание условий для: - Закрепить у детей представление о домашних птицах. - Познакомить с интересными фактами из жизни домашних птиц. - Развитие мыслительных действий – суждения, аналитикческие, выводы. - Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним птицам. | Д. игра «Хорошо – плохо». Игра - «Ты - мой кусочек» (Приемы фантазирования) Приём «Деление - объединение». Используем для преобразования объекта с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов и их частей. Дети называют части тела птицы. Пример: Дети сидят в кругу. Педагог или ребёнок называет образ, а остальные - его части: - Я – утка, ты моя частичка. (Я – хвост, клюв, глаза) Создание- комбинирование «Чудесная птица» – какие полезные части можно взять от разных птиц. |
2. | «Классификация» Дикие птицы. Задачи: Создание условий для: - Закрепление у детей представление о диких птицах. Показать уникальность в жизни диких птиц. - Развитие понимания причинно-следственных связей, любознательности, фантазирование. - Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким птицам (невмешательство в их жизнь) - формирование умений соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик. | МФО – метод фокальных объектов Игра «Фантастическая птица» или «Несуществующая птица» Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту. Скворобей - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде. Уткопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрая! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне она очень нравится! Это очень редкая птица. Живет только в Австралии. Прыгучая. Занесена в Красную книгу. Коршузуб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет. |
3. | «Река времени» Российская армия. Задачи: Создание условий для: - Продолжать расширять представление о нашей Российской Армии (о родах войск), о воинских званиях; героизме солдатов, офицеров в годы войны. - Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. - Воспитывать любовь к нашей Родине, к родному краю. | СО – системный оператор - Каким ты видишь армию будущего? В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна: - В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция). Какой он по свойствам? (форма, цвет, материал, размер) - В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит? Какая главная часть есть у объекта, что бы выполнить своё дело? - В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где главное место функционирования объекта? (живёт или находится). - В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта. - В окошке № 5 мы узнаем, каким был старинный объект раньше, из чего состоял. - В окошке № 6 – где он жил в прошлом. - В окошке № 7 - представим, каким он может быть в будущем. Что плохого в современном объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем? - В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем. - В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем. Какая-то функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему? |