ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
учебно-методический материал на тему

Феофилова  Гульнара  Владимировна

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю


 

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.


 

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobr.odt30.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

 Формирование у детей младшего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

 Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

 Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

Изучение научно-педагогической литературы;

Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;

Участие в семинарах, консультациях;

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОО, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

Обучение на курсах повышения квалификации;

Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:

умение анализировать научно-методическую литературу;

умение применять полученные знания на практике;

активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся: самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, ).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2.Аналитико-диагностический.

- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.

-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Консультации для родителей на темы:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 «Научите ребенка любить живую природу».

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

Анкета для родителей:

Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей.

План реализации программы по самообразованию

Подготовительный.

1.Изучение проблемы в научно-методической работе.

2.Создание предметно- развивающей среды.

Сентябрь- октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования.

1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.

2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы. Консультация для родителей на тему: « создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».

Аналитико- диагностический.

 Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.

Ноябрь

7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования.

Основной.

Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)

Ноябрь - апрель

Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности

детей младшей подгруппы

Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности

Заключительный.

Практические выходы

(открытые просмотры, выставка работ)

Май- июнь

«Круглый стол»

« Шаг за шагом»

« Хочу всё знать»

«Эти удивительные камни»

«Мое дерево»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Создание «копилки опытов и экспериментов».

Папка-передвижка для родителей и детей.

(поиск интересной информации о явлениях природы).

Создание мини-музея камней

Создание коллекции гербария.

Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей нашей группе запланирована организация мини-лаборатории «Почемучки». В ней будет находиться дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т.д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформляется уголок «Огород на подоконнике», изготовлены дидактические материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования будут учитываться  следующие требования:

1.безопасность для жизни и здоровья детей;

2.достаточность;

3.доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:

 Живая природа

Неживая природа

Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побудят детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечит развитие двух типов детской активности:

Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

 Активности, стимулируемой взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

Формы работы обеспечат личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создадут особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Список литературы:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

4.Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.

5.Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

6.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

7.Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

8.Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

9.ПрохороваЛ.Н.,Балакшина ТА.«Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

10.«Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.

Консультация

 Методика организации проектной деятельности воспитанников ДОО

ВВЕДЕНИЕ Современное состояние системы дошкольного образования РФ характеризуется постановкой новых целей и задач работы с воспитанниками ДОУ. В этой связи всё большее внимание уделяется поиску новых эффективных воспитательно-образовательных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Обозначенным требованиям в полной мере соответствует проектная (экспериментальная, исследовательская) деятельность. Проектная деятельность дошкольников – это совместная образовательно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Организация проектной деятельности невозможна без сформированных умений экспериментирования. Экспериментирование понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Проектная деятельность дошкольников, будучи основной структурной единицей воспитательно-образовательного процесса, способствует: – обеспечению целостности данного процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, образования и воспитания детей; – развитию творческих способностей и активности дошкольников; – формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; – адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; – формированию познавательных мотивов, так как ребёнок видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает его в собственных глазах и вызывает желание получить новые знания и совершенствовать свои личностные качества.

 МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО

Организуя с воспитанниками ДОО экспериментально- исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты бывают:

индивидуальные или групповые

однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);

по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:

 • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление)

• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников

В качестве условий проведения экспериментирования выделяются следующие:

учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает активно развиваться а затем заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух;

учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;

необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения воспитанников в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.; – педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

В работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности воспитателям необходимо провести подготовительную работу:

1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

2. Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.

3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

4. Определение основных форм работы с воспитанниками.

5. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по ООД с элементами экспериментирования. 6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования:

• специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), •природный материал (камешки, песок, семена и т.п.), •утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)

•прочие материалы - лупы, термометры…

7. Подборка практического материала, включающего:

7.1. Работа с воспитанниками: – конспекты ООД с элементами экспериментирования; – перспективный план по проведению непосредственно экспериментов; – картотеку экспериментов.

7.2. Работа с родителями (законными представителями): – консультации по данной теме; – памятки. Приступая к организации непосредственной экспериментальной- исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по определённому алгоритму

1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.

2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.

3. Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.

4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями). Реализация поставленных задач по организации экспериментирования осуществлялась в трёх основных формах:

• непосредственно образовательная деятельность,

 • самостоятельная деятельность воспитанников, • совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником. Организованно образовательная деятельность.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Примерная структура экспериментального (исследовательского) занятия:

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментиро- вания.

Самостоятельная деятельность воспитанников.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:

• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

• Проблемная ситуация.

• «Чудесная коробка» с предметами.

• Совместное начинание.

 Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в экспериментальной деятельности. Позитивные моменты: – закрепление ранее полученного (усвоенного) материала; – продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; – свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана); – роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр); – в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно). Совместную деятельность вне занятий с детьми младшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов воспитанников.

Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.

Воспитатель проявляет познавательный интерес

Помогает сформулировать тему исследования

Открывает новые знания рекомендует источники получения информации

Приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием

Формирует исследовательские умения и навыки

Экспериментирует раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения содействует прогнозированию результатов Делает самостоятельные выводы помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует

 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Технология проектной деятельности: целенаправленная деятельность с определённой целью, по определённому плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. Проблемная деятельность, которая осуществляется воспитанником совместно с воспитателем способствует развитию следующих умений: – социальные – умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают; – коммуникативные – умения говорения, слушания, принятия мнения другое и умение спокойно отстаивать своё; – исследовательские – умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить. С воспитанниками младшего дошкольного возраста предусматривается индивидуальная проектная деятельность, со старшими дошкольниками – индивидуальная, парная и групповая. Приоритетными типами проектов по доминирующей деятельности воспитанников являются:

• Исследовательские проекты, совпадающие со структурой реального научного исследования.

• Практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности воспитанников, ориентированный на социальные запросы его участников. Этапы работы над проектом: I этап – мотивационный. Воспитателю необходимо создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить воспитанники, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. II этап – планирующе-подготовительный. Осуществляется разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, дети делятся на группы. III этап – информационно-операционный. Идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль воспитателя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. IV этап – рефлексивно-оценочный. Организуется защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. В качестве форм, позволяющих детям представить свою работу можно назвать: выступление для определённого круга лиц, выставка достижений, концерт, спектакль, видеосюжет (фильм), слайд-шоу, web-сайт. Конкретизация этапов проектной деятельности: 1. Определение проблемы, актуальной интересной для всех предлагаемых участников проекта, разрешение которой посильно воспитанникам, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки воспитателей. Примерами таких беспроигрышных затей могут служить проекты: – «Интересное рядом» (о необычайных свойствах привычных вещей), – «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений), – «Мультфильм своими руками», «Тайны ремесел», « Космический комикс» и д.р. Необходимо отметить, что, помимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности является степень участия ребят в проекте. Поэтому, будучи лишь исполнителями даже самого интересного проекта, дети быстро утрачивают к нему интерес, теряется формирующий потенциал проекта. 2. Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По внешней форме это задача, вызывающая у воспитанников интерес, потребность участвовать в её разрешении. Отличительная особенность такой ситуации состоит в том, что в ее рамках ребенку предоставляя возможность совершить «личное действие» (В.В. Сериков) – увидеть себя в отношении к другим людям, сделать вывод из собственного опыта. 3. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта воспитанники чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы, но с помощью воспитателей вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий. 4. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана.

Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной сферы.

Реализация проекта.

«Информационный запрос». Проблема, являющаяся пусковым механизмом для начала проектной деятельности, обычно представляет собой противоречие между неким фактором

 Практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать информационный запрос, а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определённых корректив.

Самостоятельность детей на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать знания.

Презентация проекта имеет специфику в случае различных видов проектной деятельности.

Практико-ориентированные проекты венчают выполнение намеченного дела;

Творческие – показ спектакля, мультипликационного или видеофильма;

Исследовательские – сообщение о ходе и результатах исследования; Информационные – демонстрация и использование собранной информации;

приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на «проживание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составляющая – процесс деятельности, результат же имеет наиболее подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение. Таким образом, для подобного вида проектной деятельности чаще всего не предполагается особо организованного презентационного этапа.

Рефлексивно-оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильной стороной метода проектов является не только достижение детьми высоких практических и образовательных результатов, но и осознание ими способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо достижения задуманного результата, можно признать рост степени самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов. До пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительном уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяет без труда определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, как подчеркивает Евдокимова Е., ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта (явно или неявно для себя), а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность. К концу пятого года жизни дети накапливают определённый социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности. По мнению Л. Морозовой выделяются следующие

 этапы освоения дошкольниками проектных действий: Дети 4-5 лет

1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).

2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3. Привлечение воспитанников к участию в планировании деятельности.

4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («делание вместе»), выполнение детьми определенных несложных поручений.

5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата. Дети 5-6 лет

1. Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.

2. Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых; определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение воспитанниками проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.

5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6. Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования. Дети 6-7 лет

1. Обозначение (детьми или взрослым) проблемы, отвечающей потребностям детей или интересам обеих сторон.

2. Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3. Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта. 4. Выполнение детьми проектных действий: творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь.

5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6. Определение детьми перспективы развития проектирования. Структура деятельности воспитателя и воспитанника при использовании метода проектов. 

Воспитатель Воспитанник

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Воспитанник Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Способствует прогнозированию результатов

Активен

Создаёт условия для активности ребёнка

Субъект обучения Партнёр воспитанника Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ 

 Приступая к организации проектной деятельности с воспитанниками, необходимо: –

Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно- пространственную развивающую среду.

 Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

 При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей. – Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

 Ненавязчиво вовлекать родителей (законных представителей) в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

 При планировании и реализации проектов следует помнить, что главное в методе проектов – это направленность познавательной деятельности дошкольников на РЕЗУЛЬТАТ, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой.

Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным. Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое. Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило: Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребёнка чувство гордости за полученный результат.

 Основные функции воспитателя по реализации проекта:

 1. Определение направления проекта (на первом этапе – обдумывание идеи, разработка концепции проекта, оценка и утверждение, создание команды за счет привлечения участников, специалистов, принятие обязательств участниками проекта).

2. Разработка содержания основных работ (определение целей, задач, результатов, планирование ресурсов, оценка продолжительности работ, календарное, организационное планирование).

3. Осуществление планирования (планирование коммуникаций (взаимодействий) в проекте, оценка рисков и разработка мер реагирования на них, разработка плана проекта – единого сводного, согласованного документа, согласование основных этапов по реализации проекта).

4. Контроль за выполнением (организация и координация выполнения плана, обновление его плана, графика работ и бюджета).

5. Анализ и регулирование (представление отчётов о ходе выполнения работ проекта, управление изменениями; контроль воспитательно- образовательного процесса, сроков выполнения; контроль качества). 6. Завершение проекта (проведение итогового мероприятия, составление окончательного отчёта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности....

«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Существенную роль в зтом играет поисково-познавательная деятельность....

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»

ПЛАНСАМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»на 2017-2020 учебные годыЦель работы - развитие устойч...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...