Самообразование воспитателя на тему «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
методическая разработка
Данный материал будет полезен для воспитателей при написании самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самообразование воспитателя | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Новосельское Аркадакского района Саратовской области
Самообразование воспитателя:
Погодиной Марины Анатольевны
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
Актуальность темы.
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Форма работы с родителями: консультативная работа с родителями.
Работа воспитателя:
- Изучение научно-педагогической литературы;
- Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
- Проведение открытых просмотров в ДОУ;
- Обобщение опыта работы по самообразованию.
- Отчет о проделанной работе над темой самообразования.
Ожидаемые результаты.
Воспитатель:
- умение анализировать научно-методическую литературу;
- умение применять полученные знания на практике;
- активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети:
- самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; - предлагать возможные варианты решения;
- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2. Аналитико-диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап. Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
План работы на год
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; | Памятки для родителей «Я познаю мир» | |
Октябрь | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». |
Ноябрь- | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лаборатории с объектами неживой природы; | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности» |
декабрь | Изучение методики Л.А, Венгера | Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка | Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования |
Январь | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Февраль | Инновационные технологии-ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
Март | «Шаг за шагом» | Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
Апрель | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей |
Апрель | Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж | Описание приемов и методов, их использование на занятиях. | Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности |
Май | «Юные исследователи» | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». |
Май | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее |
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
9. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...
Самообразование воспитателя по теме "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации"
Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как условие успешной социализации.
В течение 2015-2016 учебного года я работала над темой самообразования: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как у...