Самообразование воспитателя на тему «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
методическая разработка

Погодина Марина Анатольевна

Данный материал будет полезен для воспитателей при написании самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon самообразование воспитателя59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Новосельское Аркадакского района Саратовской области

Самообразование воспитателя:

Погодиной Марины Анатольевны  

Тема: «Развитие исследовательской  и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»

Актуальность темы.

        Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

        Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».        

         Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

         Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

        Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

       Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

     Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

 

 Задачи:

- Создание условий для исследовательской активности детей;

- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые. 

Форма работы с родителями:  консультативная работа с родителями.

Работа воспитателя: 

- Изучение научно-педагогической литературы;

- Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

- Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

- Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

- Проведение открытых просмотров в ДОУ;

- Обобщение опыта работы по самообразованию.

- Отчет о проделанной работе над темой самообразования.

Ожидаемые результаты.

Воспитатель:

- умение анализировать научно-методическую литературу;

- умение применять полученные знания на практике;

- активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети: 

- самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;            - предлагать возможные варианты решения;  

- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.  Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

2. Аналитико-диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.  Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.

4. Рефлексивный этап.  Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

План работы на год

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лаборатории с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»

декабрь

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Январь

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами (лупы, микроскоп…)

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Февраль

Инновационные технологии-ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Март

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Апрель

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж

Описание приемов и методов, их использование на занятиях.

Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Май

«Юные исследователи»

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Май

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее

Список литературы

1. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

9. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности    

дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

держание деятельности детей (дидактические единицы):– свойства шумового звука (шорох, скрип, треск, гром, стук; высота,длительность, громкость);– изготовление шумового музыкального инструмента «марака...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Удивительные звуки»Содержание деятельности детей (дидактические единицы):– свой...

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как условие успешной социализации.

В течение  2015-2016 учебного года я работала над темой самообразования: «Развитие исследовательской  и экспериментальной  деятельности у детей среднего дошкольного возраста как у...