: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
материал (средняя группа) по теме
План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_kontorina_t.n._.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» Крутинского района.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
На 2014-2015 учебный год.
воспитатель:Конторина Татьяна
Николаевна.
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
.
Дети научатся: ∙ самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
∙ предлагать возможные варианты решения;
∙ исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3.Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Научите ребенка любить живую природу».
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья в лесу»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
План реализации программы по самообразованию
План реализации
сроки | Форма работы | Содержание | |
Подготовительный.1.Изучение проблемы в научно-методической работе. 2.Создание предметно- развивающей среды. | Сентябрь- октябрь | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. | 1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей. 2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы. Консультация для родителей на тему: « создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности». |
Аналитико- диагностический.Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе. | Ноябрь | 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования | Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования. |
Основной. Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии) | Ноябрь - апрель | Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы | Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности |
Заключительный.Практические выходы (выставка работ) | Май- июнь | «Круглый стол» « Шаг за шагом» « Хочу всё знать» «Эти удивительные камни» «Мое дерево» | Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Создание «копилки опытов и экспериментов». Папка-передвижка для родителей и детей. (поиск интересной информации о явлениях природы). Создание мини-музея камней Создание коллекции гербария. |
Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформляется уголок «Огород на подоконнике», изготовлены дидактические материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
1.безопасность для жизни и здоровья детей;
2.достаточность;
3.доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
- Живая природа
- Неживая природа
- Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
- Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Список литературы:
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Существенную роль в зтом играет поисково-познавательная деятельность....
"Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
Самообразование воспитателей ДОУ...
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
ПЛАНСАМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»на 2017-2020 учебные годыЦель работы - развитие устойч...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...
Самообразование по теме: "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
План по самообразованию воспитателя средней группы...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...