Самообразование воспитателя по теме "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации"
материал на тему
Планирование целей и задач, мероприятий и предполагаемых результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_2013-2014uch.god_.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование на 2013-2014 учебный год
воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.
по теме:
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ.
- Развивать представления об основных физических явлениях
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для
возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые. Работа педагога:
∙ Изучение научно-педагогической литературы;
∙ Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
∙ Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
∙ Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
∙ Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
∙ Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
∙ Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
∙ Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
∙ Обучение на курсах повышения квалификации;
∙ Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
∙ умение анализировать научно-методическую литературу;
∙ умение применять полученные знания на практике;
∙ активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся: самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап. Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап. Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Научите ребенка любить живую природу»
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки: «Моя семья в лесу»; «Моя семья на даче»; «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
- Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации:
- «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшей группы как условие успешной социализации»;
- «Требования к проведению наблюдений».
- Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
Анкета для педагогов. Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
Список литературы:
1.Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. – 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Москва, 2012г.
7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. - изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-у изд. – М.: Москва – Синтез, 2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н.Прохоровой. – Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В.Москаленко.
11. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
12.Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
13.Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
14.Рыжова Н. А. Волшебница - вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .
15.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
16.Интернет ресурсы
Отчёт по самообразованию
воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.
по теме: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
В течение 2013-2014 учебного года я работала над темой самообразования «Развитие навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста»
Актуальность этой темы заключается в следующем:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям. любознательность, потребность в умственных впечатлениях. и моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу: О.В.Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением", О.А."Ознакомление с природой".
Цели и задачи моей работы
Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи.
Задачи: 1. расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Развивать представление об основных физических явлениях.
3. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
5. Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы:
- эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию "Юный эколог", в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканчики, тарелки), бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), огород.
С детьми проводились беседы на тему: "Необходимости и интереса к исследовательской деятельности", об экспериментирования с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
"Можно ли пить талую воду" - показала детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
"Хитрые семена" - познакомила со способами проращивания семян.
"Ходит капелька по кругу" - дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
"Узнай все о себе, воздушный шарик" - знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь межд материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
"В мире стекла" - помогла детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
"В мире пластмассы" - знакомила детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
"Дерево умеет плавать" - расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах; учила устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
"Сравнение стекла и пластмассы" - знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
"Волшебная вода" - расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная. Лед - это вода, пар - это вода0.
"Ткань и ее свойства" - познакомила с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывающие влагу).
"Воздух невидимка" - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
В своей работе создавала образовательные ситуации:
"Спор игрушек" - учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и помять.
"На чем полетят человечки" и учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности: сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской дятельности использовала дидактические игры:
"Подбери материал для названного предмета", "Оглянись вокруг", "Расскажи о предмете", "Отгадай материал", "Где спрятался воздух", "Что из чего будет".
В результате НОД и опытов-экспериментов:
- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
- познакомились с явлениями природы;
- получили представление о круговороте воды в природе;
- уточнили знания о воде, о ее состояниях;
- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
- дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет", О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул "Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации (по ФГОС).
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
- интеллектуально-педагогическая компетентность;
- информационная компетентность;
- регулятивная компетентность.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как условие успешной социализации.
В течение 2015-2016 учебного года я работала над темой самообразования: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как у...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...
Опыт работы по теме « Исследовательская и экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития познавательной активности»
Обобщение опыта работы по исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Самообразование воспитателя на тему «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации»
Данный материал будет полезен для воспитателей при написании самообразования....
Педагогический совет "Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста как основа успешной социализации к условиям школьной жизни!"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25764980","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...
Отчёт по самообразованию «Развитие логического мышления через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Цели:Создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.Способствовать развитию познавательной активности детей. Задачи:1....
Авторская программа по развитию мелкой моторики рук в условиях экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Чудознайка"
Авторская программа по развитию мелкой моторики рук в условиях эксперимаентальной деятельности...