Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
на 2017-2020 учебные годы
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Задачи:
· Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
· Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
· Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
· Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrozovanie_na_2017_-_2020_g.docx | 46.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида№10 «РАДУГА» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ №10 «Радуга»
___________ Шайдуллина Л.Г.
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей как условие успешной социализации»
на 2017-2020 учебные годы
Подготовила:
Пономарева .Е.В.
воспитатель
Бугульма 2017.
2017-2018 учебный год
Тема:«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей
средней группы как условие успешной социализации»
Актуальность:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
∙ Изучение научно-педагогической литературы;
∙ Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
∙ Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
∙ Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
∙ Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне города;
∙ Знакомство с передовым педагогическим опытом в городе;
∙ Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, подготовка консультаций;
∙ Активное участие в работе методического объединения педагогов города;
∙ Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, городе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
∙ Обучение на курсах повышения квалификации;
∙ Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
∙ умение анализировать научно-методическую литературу;
∙ умение применять полученные знания на практике;
∙ активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся:
∙ самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
∙ предлагать возможные варианты решения;
∙ исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довести до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме, привлечь их к активному участию в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы:
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Научите ребенка любить живую природу».
- Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья на даче»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
- Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
Работа с педагогами
Для педагогов разработать консультации:
- «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;
- «Требования к проведению наблюдений».
- Открытый показ ОД «Удивительное рядом».
- Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
План реализации | сроки | Форма работы | Содержание |
Подготовительный. 1.Изучение проблемы в научно-методической работе. 2.Создание предметно- развивающей среды. | Сентябрь- октябрь | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. | 1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей. 2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы. Консультация для родителей на тему: « Создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности». |
Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе. | Ноябрь | 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования | Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования. |
Основной. Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии) | Ноябрь - апрель | Цикл занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы | Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапов системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности |
Заключительный. Практические выходы (открытые просмотры, выставка работ) | Май- июнь | «Круглый стол» « Шаг за шагом» « Хочу всё знать» «Эти удивительные камни» «Мое дерево» | Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Создание «копилки опытов и экспериментов». Папка-передвижка для родителей и детей. (поиск интересной информации о явлениях природы). Создание мини-музея камней Создание коллекции гербария. |
Список литературы:
1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко
на 2018-2019 учебный год
по теме:
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности».
Актуальность темы
На пятом - шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы. Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла
Цель: Развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественно научных представлений и воспитание природоохранного сознания.
Задачи:
- Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
- Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
- Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа с детьми:
- Разработать перспективное планирование по теме
- Провести мониторинг по заданной теме.
- Разработка памятки для детей «Правила поведения в исследовательском уголке».
- Исследовать свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.
- Знакомство с лупой.
Работа с родителями
- Повышение педагогической компетентности родителей
- Привлечение родителей к сбору копилки по теме картотека игр.
- Консультации на тему:
«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка».
«Игра или экспериментирование».
- Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
- Анкетирование родителей.
- Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей.
- Работа с педагогами:
- .Взаимопосещение «Организация работы по исследовательской деятельности».
- Консультация для педагогов: «Оборудования для уголков экспериментирования по возрастным группам»
- Открытый показ ОД «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
Самореализация
- Изучение научно – педагогической литературы
- Проведение диагностики по данной теме.
- Показ открытых мероприятий.
- Выступление с опытом работы на педсоветах.
- Разработка конспектов ОД по теме: «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это вете - Оформление предметно – развивающей среды
- Консультация для воспитателей: «Исследовательская деятельность в ДОУ». Уголок исследований в старшей группе»
- Распространение педагогического опыта в СМИ и интернет-порталах.
План реализации программы по самообразованию
План реализации | сроки | Форма работы | Содержание |
Подготовительный. Подбор и изучение литературы по теме; Обогащение предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования | Сентябрь- октябрь | Систематизация методического и практического материала по детскому экспериментированию. Поиск эффективных форм работы с детьми по развитию детского экспериментирования | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; Создание предметно- развивающей среды по детскому экспериментированию, позволяющей организовать полноценную детскую деятельность (опыты с живой и неживой природой, использование ИКТ) |
Аналитико- диагностический.. Проведение диагностики по данной теме | Ноябрь | Провести мониторинг по заданной теме. | Систематизация диагностического материала по детскому экспериментированию. Проведение диагностического обследования дошкольников с целью выявления знаний и умений по экспериментированию |
Основной. Использования опытов на практике | Ноябрь - апрель | Систематизировать ОД по опытно – экспериментирований деятельности детей старшей группы. | Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности |
Заключительный. Практический выход | Май- июнь | «Все увидим, все покажем» Деловая игра «Аукцион идей» «Что? Зачем? Почему?» | Пополнение копилки опытов и экспериментов. Составление картотек опытов, экспериментов Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности. Изучение метода игрового проблемного обучения. Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения. |
Список литературы:
1 .Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
4. См Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.ирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
на 2019-2020 учебный год
по теме:
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»
Актуальная проблема
В постоянно меняющихся социально-экономических условиях страны развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Ведущая роль в становлении личности отводится системе дошкольного образования, где совсем недавно произошли качественные изменения: изменилась структура, содержание, появился ФГОС ДО, ориентированный на реализацию основных принципов ДОУ, среди которых выделяются следующие: - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Учитывая актуальность вопроса формирования познавательной активности дошкольников, а также практическую значимость опытно-экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, стало возможным активное внедрение детского экспериментирования в практику моей возрастной группы воспитанников. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Цель: расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:
- Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
- Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе.
- Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
- Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность.
- Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
- Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
- Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагогами:
- Консультация для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
- Смотр-конкурс: «Лучший огород на окне»
- Смотр-конкурс: «Уголков экспериментирования»
- Открытый показ ОД «Неизведанное рядом» «Царство воды»
Работа с детьми:
- Разработать перспективное планирование по теме
- Провести мониторинг по заданной теме.
- Проект «Как прекрасен этот мир!»
Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
- Оформление наглядной информации в родительском уголке
- – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- – Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
Фотовыставка для родителей «Юные исследователи». (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.)
самореализация:
- познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
- посещать семинары, конференции, уроки коллег;
- принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
- разработать модель образовательного процесса с использованием познавательно-исследовательской деятельности;
- провести открытые мероприятия с детьми с использование познавательно-исследовательской деятельности для анализа со стороны коллег;
- выступать на заседаниях РМО с обобщением результатов опыта работы.
Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
План реализации | сроки | Форма работы | Содержание |
Подготовительный. . | Сентябрь- октябрь | Изучение опытов на сайте Анкетирование родителей Подбор методик для диагностики Подбор материала по работе с родителями. | Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; Использовать методику Л.Н. Прохоровой, направленный на изучение мотивации детского экспериментирования. |
2.Создание предметно- развивающей среды. | Ноябрь | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини- лабораторий с объектами неживой природы | |
Основной. Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии) Инновационные технологии-ИКТ | Ноябрь – апрель | Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей группы Медиатека по опытно-экспериментальной деятельности Презентации: «Волшебница-вода»; «В мире Камней»; «Нефть и нефтепродукты»; «Воздух вокруг нас» «Стекло» | Внедрение в образовательный процесс, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности Использование ИКТ при подготовке и проведении опытов. Создание презентаций. Подбор DVD дисков по изучаемым темам. Создание «Копилки опытов и экспериментов» |
Заключительный. Обмен опытом | май | Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях; Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. | Отзывы воспитателей Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; |
Список литературы:
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г
. 3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
План самообразования направлен на развитие исследовательской и экспериментальной деятельности....
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Существенную роль в зтом играет поисково-познавательная деятельность....
"Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
Самообразование воспитателей ДОУ...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»Цель работы - разв...
Самообразование по теме: "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы"
План по самообразованию воспитателя средней группы...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей младшей подгруппы как условие успешной социализации»
Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи прир...