Развивающая предметно-пространственная среда
материал по теме
Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
Валентина Бражнова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
Организация развивающей
предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
Введение
• Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте создаётся для развития психологических, физических и интеллектуальных способностей ребёнка.
• В создании развивающей предметно – пространственной среды нужно учитывать общие, специфические и индивидуальные особенности развития детей с нарушением зрения.
• Важно, чтобы предметно-пространственная среда была способна к изменению, корректировке и развитию.
Основные принципы построения предметно-пространственной среды:
• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – способствует установлению оптимального контакта с детьми.
• Принцип активности, самостоятельности – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
• Принцип гибкого зонирования – даёт детям возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
• Принцип учета половых и возрастных различий детей — позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с эталонами, принятыми в нашем обществе.
• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
• Принцип открытости/закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке и развитию.
• Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.
• Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
Центры, на которые необходимо разделить всё пространство при создании предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения:
Центр развития речи «Говорушки»
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. ФГОС ДО выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой.
В речевой уголок «Говорушки» входят такие пособия, как: наборы картинок по лексическим темам, сюжетные, предметные картинки для составления рассказов, схемы последовательности рассказов, игры для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слова, игры для совершенствования грамматического строя речи, связной речи, подборка упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики, чистоговорки, потешки и прочее.
Центр математического развития «Решалочка»
В центре математического развития располагается: счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки, счетные палочки, комплекты цифр, геометрических фигур, в том числе объемных, модели обычных часов, песочные часы, наборы моделей для деления на части, схемы времен года, суток, игры типа «Танграмм», дидактические, настольно-печатные игры.
Центр природы и экспериментальной деятельности «Почемучкино»
Центр природы и экспериментирования направлен на развитие интереса к окружающему миру, познанию явлений его живой и не живой природы. В центре имеются пособия познавательного характера, наборы открыток, раскрывающие содержание различных опытов, емкости для проведения экспериментов, природный материал, а также емкости и приборы
Центр художественно-эстетического развития
«Город мастеров»
Данный центр способствует развитию творческих способностей воображению, фантазии; даёт возможность увидеть красоту окружающего мира, проявить свои способности в творчестве. В центре есть наборы иллюстраций различных росписей, портреты художников, иллюстрации картин различных жанров. Также есть различные краски, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, различные трафареты, материалы для нетрадиционного рисования.
Центр музыки и театральной деятельности «Буратино».
Этот центр способствует развитию творческих пообнотей детей, помогает им стать более уверенными; развивает фантазию детей, слух, чувство ритма; способствует развитию выразительности речи. Для детей подобраны различные музыкальные инструменты, такие как гитары, металлофон, бубны, барабаны, дудки, маракасы, губные гармошки. Для театрализованной деятельности сеть различные виды кукол: картонажные, из фанеры, на фланелеграфе, пальчиковые, перчаточные, а также костюмы для детей для различных постановок.
Центр игры.
Центр игры занимает большую часть группы. Здесь дети учатся общаться, применять свои знания в игре, расширяют и закрепляют свои знания о различных профессиях. Игры расположены с учетом гендерного воспитания детей. Для мальчиков: «Мы военные», «строители», Автомастерская». Для девочек «Уголок Барби» с домом, мебелью, одеждой; «Ателье» где выкраивают различную одежду, «салон красоты». Есть много совместных игр: «Магазин», «Кафе», «Больница», «Почта».
Центр физического развития
«Здоровячёк»
Центр физического развития дает возможность больше двигаться, выполнять какие-то спортивные движения, учиться спортивным играм, расти крепкими, активными и ловкими. В центре располагается традиционное оборудование для занятий спортом и подвижными играми: мячи различных размеров и расцветок, обручи, кегли, кольцебросы, скакалки, ленты, платочки, коврики для профилактики плоскостопия, бадминтон, маты.
Центр книги «Знайка».
В этом центре всегда тихо и спокойно. Можно взять любую книгу, посмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, а кто-то может и сам почитать. На полках всегда располагаются книги по теме недели, а также различные сказки, энциклопедии, книжки- гармошки, различные детские журналы.
Центр безопасности и ПДД
Вокруг ребенка всегда много опасностей, и помочь им правильно вести себя в сложной ситуации помогает наш центр безопасности. Здесь много наглядного материала по правилам дорожного движения, иллюстрации об опасных ситуациях в жизни, различные настольные игры по правилам дорожного движения, большое количество машин, дорожных знаков.
Центр патриотического восприятия «Я – Россиянин!»
Очень важно с детских лет воспитывать в детях патриотические чувства- любовь к родине, желание гордиться своей страной, защищать ее, знать историю своей страны, её флаг, герб, гимн, уважать и гордиться людьми, защищавшими Россию. В центре располагаются книги и энциклопедии о России, её истории; флаг и герб России, гербы различных городов; иллюстрации различных городов, их достопримечательности, наборы открыток различных мест России. В нашей группе есть мини музей ВОВ, где собраны подлинные документы, письма, награды героев ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 17.47 КБ |
tsentry.docx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
Валентина Бражнова
Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
Организация развивающей
предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
Введение
• Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте создаётся для развития психологических, физических и интеллектуальных способностей ребёнка.
• В создании развивающей предметно – пространственной среды нужно учитывать общие, специфические и индивидуальные особенности развития детей с нарушением зрения.
• Важно, чтобы предметно-пространственная среда была способна к изменению, корректировке и развитию.
Основные принципы построения предметно-пространственной среды:
• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – способствует установлению оптимального контакта с детьми.
• Принцип активности, самостоятельности – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
• Принцип гибкого зонирования – даёт детям возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
• Принцип учета половых и возрастных различий детей — позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с эталонами, принятыми в нашем обществе.
• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
• Принцип открытости/закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке и развитию.
• Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.
• Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
Центры, на которые необходимо разделить всё пространство при создании предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения:
Центр развития речи «Говорушки»
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. ФГОС ДО выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой.
В речевой уголок «Говорушки» входят такие пособия, как: наборы картинок по лексическим темам, сюжетные, предметные картинки для составления рассказов, схемы последовательности рассказов, игры для совершенствования навыков звукового и слогового анализа слова, игры для совершенствования грамматического строя речи, связной речи, подборка упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики, чистоговорки, потешки и прочее.
Центр математического развития «Решалочка»
В центре математического развития располагается: счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки, счетные палочки, комплекты цифр, геометрических фигур, в том числе объемных, модели обычных часов, песочные часы, наборы моделей для деления на части, схемы времен года, суток, игры типа «Танграмм», дидактические, настольно-печатные игры.
Центр природы и экспериментальной деятельности «Почемучкино»
Центр природы и экспериментирования направлен на развитие интереса к окружающему миру, познанию явлений его живой и не живой природы. В центре имеются пособия познавательного характера, наборы открыток, раскрывающие содержание различных опытов, емкости для проведения экспериментов, природный материал, а также емкости и приборы
Центр художественно-эстетического развития
«Город мастеров»
Данный центр способствует развитию творческих способностей воображению, фантазии; даёт возможность увидеть красоту окружающего мира, проявить свои способности в творчестве. В центре есть наборы иллюстраций различных росписей, портреты художников, иллюстрации картин различных жанров. Также есть различные краски, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, различные трафареты, материалы для нетрадиционного рисования.
Центр музыки и театральной деятельности «Буратино».
Этот центр способствует развитию творческих пообнотей детей, помогает им стать более уверенными; развивает фантазию детей, слух, чувство ритма; способствует развитию выразительности речи. Для детей подобраны различные музыкальные инструменты, такие как гитары, металлофон, бубны, барабаны, дудки, маракасы, губные гармошки. Для театрализованной деятельности сеть различные виды кукол: картонажные, из фанеры, на фланелеграфе, пальчиковые, перчаточные, а также костюмы для детей для различных постановок.
Центр игры.
Центр игры занимает большую часть группы. Здесь дети учатся общаться, применять свои знания в игре, расширяют и закрепляют свои знания о различных профессиях. Игры расположены с учетом гендерного воспитания детей. Для мальчиков: «Мы военные», «строители», Автомастерская». Для девочек «Уголок Барби» с домом, мебелью, одеждой; «Ателье» где выкраивают различную одежду, «салон красоты». Есть много совместных игр: «Магазин», «Кафе», «Больница», «Почта».
Центр физического развития
«Здоровячёк»
Центр физического развития дает возможность больше двигаться, выполнять какие-то спортивные движения, учиться спортивным играм, расти крепкими, активными и ловкими. В центре располагается традиционное оборудование для занятий спортом и подвижными играми: мячи различных размеров и расцветок, обручи, кегли, кольцебросы, скакалки, ленты, платочки, коврики для профилактики плоскостопия, бадминтон, маты.
Центр книги «Знайка».
В этом центре всегда тихо и спокойно. Можно взять любую книгу, посмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, а кто-то может и сам почитать. На полках всегда располагаются книги по теме недели, а также различные сказки, энциклопедии, книжки- гармошки, различные детские журналы.
Центр безопасности и ПДД
Вокруг ребенка всегда много опасностей, и помочь им правильно вести себя в сложной ситуации помогает наш центр безопасности. Здесь много наглядного материала по правилам дорожного движения, иллюстрации об опасных ситуациях в жизни, различные настольные игры по правилам дорожного движения, большое количество машин, дорожных знаков.
Центр патриотического восприятия «Я – Россиянин!»
Очень важно с детских лет воспитывать в детях патриотические чувства- любовь к родине, желание гордиться своей страной, защищать ее, знать историю своей страны, её флаг, герб, гимн, уважать и гордиться людьми, защищавшими Россию. В центре располагаются книги и энциклопедии о России, её истории; флаг и герб России, гербы различных городов; иллюстрации различных городов, их достопримечательности, наборы открыток различных мест России. В нашей группе есть мини музей ВОВ, где собраны подлинные документы, письма, награды героев ВОВ.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....