Образовательно-игровой проект
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
"Обогащение социального опыта ребенка через игру" (для подготовительной группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igra.docx | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательно – игровой проект
«Обогащение социального опыта ребенка через игру»
для подготовительной группы
Тип проекта: образовательно-игровой.
Вид: краткосрочный.
Сроки проведения: январь 2018г.
Участники проекта: педагоги, дети.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский.
Актуальность
Общеизвестно, что детство — это уникальный, особенный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Социальный же опыт, полноценное социальное развитие дошкольнику необходимы, прежде всего, для того, чтобы успешно перейти от дошкольного периода к школьному. Психологи говорят о том, что к поступлению в первый класс бывшему дошкольнику необходимо прежде всего умение строить отношения со сверстниками, при необходимости подчиняться требованиям взрослых, самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения. Именно это является залогом будущего успеха в учебной деятельности. Что же значит социальное развитие? Социальное развитие дошкольников подразумевает процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Таким образом, у ребенка формируется базовая первоначальная культура.
Социальное развитие ребенка в ДОУ современная наука и практика рассматривают как сложный процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Цель:
Формирование социальной позиции и социально - адаптивного поведения дошкольника, включающего в себя усвоенные социально допустимые нормы поведения, через игры.
Задачи:
- Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;
- Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;
- Адаптировать к социальной среде;
- Интегрировать в жизнь общества.
- создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Для решения поставленных задач могут быть использованы такие игры как сюжетно-ролевые, подвижные, настольно - печатные и дидактические.
В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а также идентифицируя себя с выполняемой ролью, приобретают различные социально значимые качества, учатся понимать, что такое добро и зло. Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению детьми морально-нравственными качествами личности. Кроме того, сюжетно-ролевые способствуют усвоению правил, что крайне важно для усвоения общественного опыта.
Подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой.
Дидактические игры и настольно - печатные помогают расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развитию мыслительных процессов и операций. Способствуют межличностному общению, совместной деятельности.
Принципы реализации:
1. доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала
2. систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
4. динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Расширение кругозора детей, обогащение игрового и социального опыта.
- Дети познали различные социальные роли, права и обязанности.
- При проведении игр дети доброжелательнее, внимательнее относятся друг к другу, точнее выполняют правила игр, спокойнее относиться к поражению в игре.
- Дети научились самостоятельно выбирать, организовывать игры (выбирать считалкой ведущего, подбирать атрибуты, играть).
- Стали более ловкими, выносливыми, увеличилась кратность повторения игр.
- Сюжеты игр стали распространеннее, диалоги более наполненные, увеличилось количество атрибутов в игре и вариативность развития сюжета.
- Правила дидактических игр значительно усложнились и расширились.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют социальный опыт детей.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить программу проекта взаимодействия семьи и детского сада.
Задачи: подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для социализации детей.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта, подбор инновационных методов работы по организации познавательной деятельности в разделе – социально – коммуникативного развития.
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.
Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта;
Задачи: выступление на педагогическом совете.
Перспективный план мероприятий к проекту
Месяц | Неделя | Тема | Мероприятия | Цели, задачи |
Январь | 1 | «Все профессии важны» | Подвижные игры: «Футболисты» «Баскетболисты» «Хореограф» «Тренер» Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» «Парикмахерская» «Больница» «Маршрутка» «Кухня» Дидактические и настольно-печатные игры: «Узнай по описанию» «Кто, что делает?» Оздоровительные игры: «Футбол» | Обогащать представления у детей о имеющихся профессиях. Уточнять их знания о социальной роли различных профессий в обществе. Учить взаимодействовать с людьми различных профессий. Развивать интерес к познанию общественных норм. Развивать социально – коммуникативные умения. Обогащать словарный запас детей прилагательными и глаголами согласованными с названиями различных профессий.Развитие различных двигательных умений, умение взаимодействовать в процессе игры. Прививать желание вести здоровый образ жизни как различные спортсмены. |
2 | «Дорога знаний» | Подвижные игры: «Паровоз» «Утренняя пробежка» «Светофор» «Гонки» Сюжетно - ролевые игры: «Прогулка по городу» «Как пройти в библиотеку?» «Маршрутка» «Путешествие» Дидактические игры: «Угадай какой знак» «Поставь дорожный знак» «Пешеходы и водители» | Продолжать знакомить детей с различными видами наземного транспорта. Обогащать знания о видах светофора и его работе. Формировать представления о общественных и правовых нормах поведения детей на улицах и дорогах. Воспитывать уважительное отношение к обществу. Развивать коммуникативные умения в общении с незнакомыми людьми. Развитие различных познавательных процессов, умение взаимодействовать друг с другом в процессе игры. | |
3 | «Инклюзия» | Дидактические игры: «Что я сказал?» «Доктор» Сюжетно - ролевые игры: «Чем помочь?» «Он мой друг» Оздоровительные игры: «Корабли» «Футбол» «Кто как дышит» Игры из кинезиологического уголка: «Шумящие коробочки» «Карточки» «Мое место» «Моя рука, твоя рука» | Обогатить знания детей о людях с различными отклонениями в физическом и умственном развитие. Воспитывать толерантное отношение к ним. Показать в игре социально правильное отношение к данной категории людей. Познакомить со средствами их коммуникации (речь, рисунки, язык жестов, дактель). Знакомить детей с играми подходящими людям с недоразвитием и отклонениями. Учить детей проявлять инициативу играть с оздоровительным материалом. Развивать различные двигательные умения, дыхательную систему. | |
4 | «Я помощник» | Сюжетно - ролевые игры: «Чаепитие» «Генеральная уборка» «Поможем бабушке» «Я сам» Дидактические игры: «Цветик-семицветик» «Кто, что может?» Подвижные игры: «Я смогу» «Кто быстрее» «Собрать игрушки» | Развивать усвоение социальных ролей, способов взаимодействия, правил поведения в обществе, а также идентифицировать себя с выполняемой ролью, приобретать различные социально значимые качества. Учить понимать, что такое добро и зло. Обогатить знания детей о том, чем они могут быть полезны для семьи и общества в целом. Воспитывать толерантное отношение к людям. Развитие различных познавательных процессов, умение взаимодействовать друг с другом в процессе игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательно-игровой семинар по экологическому воспитанию для родителей на тему: "Обитатели нашего двора. В какой помощи и охране они нуждаются".
(из личного опыта, используя подручный материал)...
Конспект непрерывной образовательной деятельности: речевое развитие с использованием современных образовательных игровых технологий и технологии "ТРИЗ"
конспект занятия речевое развитие с использованием современных образовательных игровых технологий и технологии "ТРИЗ"...
Образовательно - игровой проект "В гостях у сказки"
В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно – исторического опыта поколений. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у де...
«Краткосрочные образовательные практики как эффективная форма организации образовательной игровой деятельности по интересам, способствующая позитивной социализации дошкольников»
Материал предназначен для педагогов ДОУ...
Содержание образовательно - игровой деятельности с детьми дошкольного возраста на основе игрового набора «МИР ГОЛОВОЛОМОК»
Игры-головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию....
Образовательный, игровой проект
Стимулирование и коррекция психических функций и речевой активности ребенка с ЗПР, вовлечение родителей воспитанников к участию в коррекционно-развивающей работе специалистов через творческую де...