Образовательный, игровой проект
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Стимулирование и коррекция психических функций и речевой активности ребенка с ЗПР, вовлечение родителей воспитанников к участию в коррекционно-развивающей работе специалистов через творческую деятельность, специальные упражнения, игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko_rod_proekt_20-21_.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный, игровой проект на 2020-2021 учебный год,
учителя-логопеда Зыряновой И.А., учителя-дефектолога Паршуковой А.А.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по квалифицированной
коррекции недостатков в физическом и психическом
развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья №23 «Солнышко».
Проект: «Как, зачем и почему?»
в 1 подготовительной группе ДОУ с родителями
и детьми разного возраста с ОВЗ и ЗПР.
Основные цели и задачи проекта «Как, зачем и почему?»
Проект запланирован в 1 подг. группе для детей с ЗПР, ОВЗ и их родителей. Являлся длительным проектом (время реализации 1 учебный год).
Тип данного проекта: социально-образовательный, игровой.
Цель проекта: стимулирование и коррекция психических функций и речевой активности ребенка с ЗПР, вовлечение родителей воспитанников к участию в коррекционно-развивающей работе специалистов через творческую деятельность, специальные упражнения, игры.
Участники проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог, дети и родители группы.
Задачи проекта:
- Расширение психолого-педагогической осведомленности родителей.
- Информирование о содержании коррекционно-развивающей работы.
- Формирование адекватной воспитательной позиции в отношении к ребенку.
- Обучение некоторым приемам работы с детьми с ОВЗ.
- Формирование значимости и потребности родителей участвовать в коррекционно-развивающей работе ДОУ.
- Обеспечение тесного взаимодействия и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями к образованию.
Актуальность проекта:
В законе «Об образовании» РФ сказано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с особыми образовательными потребностями, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.
Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, должна включать коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых не способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе преодоления дефекта ребенка.
Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность дефектолога и логопеда организовать отношения с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребенку. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ЗПР и ОВЗ, рассматривает семью как реабилитационную структуру, обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Значение совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей: обеспечивает благоприятные условия для формирования социальной компетентности, что немаловажно в коррекционной работе с детьми с ЗПР. А также имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта, и является, на наш взгляд, эффективным средством интеграции ДОУ и семьи.
Проблема: Проанализировав собственный опыт взаимодействия с семьями дошкольников с ЗПР и ОВЗ, мы определили трудности:
- непонимание психофизических особенностей развития ребенка с ЗПР со стороны родителей, а также неумение организовать соответствующее его уровню развития общение и эффективное познавательное взаимодействие,
- отсутствие у родителей интереса к содержанию коррекционно-воспитательной работы и стремления к сотрудничеству с педагогами.
Сообразно с этим мы выделили противоречие между необходимостью участия родителей в коррекционно-образовательном процессе и их недостаточной педагогической компетентностью и семейной дезорганизацией в вопросах воспитания детей.
В результате обнаружили проблему – недостаточная психолого-педагогическая осведомленность родителей и отсутствие тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах воспитания и обучения детей с ЗПР, ОВЗ, недостаточная способность родителей находить нужные приёмы и способы взаимодействия с ребёнком, непонимание родителями проблем своего ребёнка, неадекватность требований к ребёнку окружающих его взрослых в семье.
Для решения этой проблемы мы решили оптимизировать собственную деятельность по взаимодействию с семьей.
Предполагаемый результат:
- положительные результаты развития психических функций детей группы (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы);
- укрепление и развитие доброжелательных связей между родителями детей, детьми и родителями, улучшение микроклимата группы.
- овладение родителями приемами работы со своим ребёнком.
- проявление активности и заинтересованности родителей в образовании своих детей.
Основные принципы (правила) работы при реализации проекта:
-уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке игровых мероприятий;
-систематичность и последовательность;
-вариативность содержания и форм проведения мероприятий;
-наглядность;
-адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе игр;
постепенность (пошаговость), следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
-индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
-повторность (цикличность повторения) материала.
Перечень основных мероприятий:
- Совместные мероприятия и встречи реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера
- коррекционно-развивающие игры по тематическому календарю,
- пальчиковые игры с речью (проговариванием четверостиший)
- дидактические игры по теме
- ролевые игры
- упражнения на развитие общей и мелкой моторики
- коллективное творчество
- познавательно-игровая викторина с участием взрослых и детей
Режим проведения планировался с учетом взаимной договоренности с родителями.
Содержание проекта:
Темы игровых мероприятий согласно календарно-тематическому плану
1 подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ:
Тема: | Дата | Мероприятие: | Цель: |
Здравствуй, детский сад! | 25.09.20 | «Мы встретились» | Помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи, дать сведения родителям о коррекционных мероприятиях проводимых с ребёнком |
Осень. | 15.10.20 | «Во саду ли, в огороде…» | Объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах психоречевого развития и воспитания детей с ОВЗ. |
Мир вокруг нас. | 18.11.20 | «Мы помощники» | Обеспечить интенсивность освоения родителями комплекса специальных знаний и умений, способствующих коррекции психоречевого развития детей |
Зима. | 11.12.20 | «Метелица» | Выработать у родителей позицию активных участников коррекционно-образовательного процесса. |
Человек среди людей. | 21.01.21 | «Мы все разные» | Дать детям представления о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и в игровой деятельности. Научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребенка. |
Моя семья. | 25.02.21 | «Весёлая семейка» | Способствовать формированию доброжелательного отношения к членам семьи, развивать коммуникативные навыки. |
Познаем мир. | 24.03.21 | «Мойдодыр» | Закрепить представления, умения и навыки о здоровом образе жизни. |
Весна. | 21.04.21 | «Солнечный денек» | Развивать партнерские отношения педагогов и родителей |
Что нас окружает. | 19.05.21 | «Игралочка» | Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание, воспитывать заботливое отношение к членам семьи. Научить родителей объективно анализировать результаты коррекционно-образовательного процесса. |
Таким образом, привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- ФГОС по дошкольному образованию [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mon-ru.livejournal.com/59277.html
- Жуйкова Т.П. Характеристика проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Т.П. Жуйкова / Челябинск, «Два комсомольца», 2011. – с.75-78
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ // Е.А. Сыпченко – СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ //Авт.-сост. Л.С.Киселева – М, АРКТИ, 2003. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...