Сообщение из опыта работы на тему: «Технология портфолио в ДОУ»
консультация
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_tehnologiya_portfolio_v_dou.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна,
МАДОУ ЦРР – детский сад №14
город Октябрьский
республика Башкортостан
Сообщение из опыта работы
на тему: «Технология портфолио в ДОУ»
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).
Термин портфолио (от англ. portfolio), заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению
Т.Г. Новиковой, "...показать все, на что ты способен".
Портфолио могут быть самыми разнообразными.
По своей принадлежности (авторству) они подразделяются:
- на портфолио дошкольника;
- педагога;
- детского сада;
- любого коллектива (детского, педагогического, творческого);
- семьи
По направленности портфолио выделяют:
- портфолио-собственность (подбор материалов для себя);
- портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу, в соответствии с планом исследования, работы.)
В зависимости от цели портфолио подразделяются:
- на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);
- накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения);
- тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);
- проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам);
- портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;
- оценочно–диагностические – учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;
- конкурсные – определяет рейтинг деятельности педагога, ДОУ;
- рефлексивные - демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.
По оформлению портфолио бывают:
-печатными;
-электронными;
- в виде раскраски.
По времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости):
-краткосрочными,
-среднесрочными,
- долгосрочными.
Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов. Первый – портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Во втором разделе собираются материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. В последнем разделе размещаются так называемые достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.
Принимая во внимание все многообразие портфолио, на примере портфолио группы я хочу показать один из образцов составления портфолио группы.
В МАДОУ ЦРР – детский сад №14 было принято решение составить портфолио каждой группы.
Для разъяснения вопросов, касающихся создания портфолио, для педагогов были организованы специальные консультации по теме "Технология портфолио в образовательном процессе ДОУ".
Для того чтобы обеспечить дух соревнования в процессе создания портфолио групп, было принято решение о проведении смотра-конкурса. Разработанное положение о смотре-конкурсе "Портфолио группы" и определило примерную структуру портфолио.
Методические рекомендации по составлению портфолио группы
Цели и задачи
1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.
2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением;
- поддерживать интерес воспитателей группы к формированию портфолио группы;
- создать для группы ситуацию переживания успеха.
Порядок формирования портфолио
1. Портфолио группы является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно - образовательной среды группы.
2. Период составления портфолио – в течение всего образовательного процесса, нахождения ребенка в детском саду.
3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателя группы.
4. Учёт документов, входящих в портфолио группы, производится воспитателем группы.
Структура портфолио группы
Портфолио группы детского сада состоит из таких разделов:
v "Добро пожаловать!"
(содержит общую информацию, представляющую группу: название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы);
v "Давайте познакомимся!"
(представляет собой фотопортрет всей группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа);
v "Наши девочки"
(содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);
v "Наши мальчики"
(содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);
v "Наши успехи и достижения" (почетные грамоты, дипломы, личные достижения)
v "Наши мечты" (высказывания воспитанников)
Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например,
"Что означают наши имена",
"Наши праздники" (календарные праздники, традиции в группе),
"Кем я буду, когда вырасту" (высказывания воспитанников )
"Наши говорилки”(смешные высказывания детей),
"Мы артисты", (утренники, театрализованные постановки, концерты) и другие.
В ходе оформления портфолио мы поставили цель: создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса, собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия и достижения в различных областях.
Задачи: создать для группы ситуацию переживания успеха; поддержать интерес педагогов и родителей к формированию портфолио группы; укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с детским садом.
Наша группа расширила предложенную структуру дополнительными разделами, например, "Наши будни" (Непосредственно – образовательная деятельность, чем мы любим заниматься в свободное время, зимняя прогулка, мы за здоровый образ жизни, детский гороскоп, акция кормушка)
К оформлению группового портфолио мы активно привлекли родителей.
Педагоги и родители собирали фотографии, сочиняли для них сопроводительные стихи и тексты, беседовали с детьми, активно общались, придумывали оформление разделов. И воспитанники принимали активное участие в этой работе. Они рассказывали о своих увлечениях, мечтах, кем бы хотели стать, когда вырастут. Фантазии воспитанников не было предела. Взрослые проявили свои поэтические и художественно-оформительские таланты. Все это способствовало созданию атмосферы открытости, взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрыл творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду, способствовало взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов.
Итогом всей работы стали:
1.Праздник «Вот какие мы большие» презентация портфолио, которая удивила всех интересным содержанием, яркостью и эстетичностью материалов, творческим оформлением портфолио, так как родители не могут посетить все мероприятия и видеть все режимные моменты, проводимые в детском саду. Дети выступили перед сверстниками и родителями. Ярким и запоминающимся получился рассказ о группе, благодаря интересному сценарию, костюмам и талантам юных артистов. Родители были гостями презентации и многие из них проявили желание показать свои артистические таланты при подготовке и проведении таких мероприятий в будущем.
2.Выпускной утренник «До свиданья детский сад», где был показан фильм «Мы выпускники», выполненный на основе материалов портфолио группы
На этом наша работа по формированию портфолио не закончена. В новом учебном году мы набрали воспитанников младшей группы, с которыми уже начали формировать портфолио группы. Одна семья проявила инициативу и оформила портфолио семьи, 2 семьи - портфолио ребенка.
Мы считаем, что работу с родителями по созданию портфолио нужно вести, так как это укрепляет взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышает заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением. Очень приятно видеть глаза родителей, которые как бы спрашивают «Неужели наши дети такими были?»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Сообщение из опыта работы «Использование технологии сотрудничества на занятиях музыкальной деятельностью в ДОУ»
Сообщение из опыта работы«Использование технологии сотрудничества на занятиях музыкальной деятельностью в ДОУ» Музыкальный руководитель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» Н.Ю. Жидкова...
Сообщение с презентацией по педагогической технологии «Портфолио дошкольника».
О создании портфолио дошкольника для родителей...
Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.
Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...