Сообщение из опыта работы на тему: «Технология портфолио в ДОУ»
консультация

Ахметова Ильсияр Ильгизовна

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_tehnologiya_portfolio_v_dou.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Зайнуллина Ильсияр Ильгизовна,

МАДОУ ЦРР – детский сад №14

 город Октябрьский

республика Башкортостан

Сообщение из опыта работы

на тему: «Технология портфолио в ДОУ»

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

 Значимость данной технологии состоит в следующем. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности, как индивидуума (ребенка, педагога), так и коллектива в целом (группы, ДОУ).

Термин портфолио (от англ. portfolio), заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению

Т.Г. Новиковой, "...показать все, на что ты способен".

Портфолио могут быть самыми разнообразными.

 По своей принадлежности (авторству) они подразделяются:

  • на портфолио дошкольника;
  • педагога;
  • детского сада;
  • любого коллектива (детского, педагогического, творческого);
  • семьи

По направленности портфолио выделяют:

  • портфолио-собственность (подбор материалов для себя);
  • портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу, в соответствии с планом исследования, работы.)

В зависимости от цели портфолио подразделяются:

  • на аттестационные (отражают достижения педагога, ДОУ за межаттестационный период);
  • накопительные (содержат информацию о результатах деятельности ребенка, педагога, дошкольного учреждения);
  • тематические (отражают опыт деятельности ребенка, педагога, коллектива по определенной теме);
  • проблемные (содержат информацию по актуальным для педагога вопросам);
  • портфолио достижений – отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;
  • оценочно–диагностические – учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;
  • конкурсные – определяет рейтинг деятельности педагога, ДОУ;
  • рефлексивные - демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.

По оформлению портфолио бывают:

-печатными; 

-электронными;

- в виде раскраски.

По времени создания (в зависимости от цели, вида и необходимости):

-краткосрочными,

-среднесрочными,

- долгосрочными.

Структура портфолио определяется в соответствии с его видом и целью. Основу каждого из них составляет несколько разделов. Первый – портрет – предусматривает представление себя или коллектива. Во втором разделе собираются материалы по освещаемой теме, например, тексты, рисунки, графики, фотографии, накопленная информация и др. В последнем разделе размещаются так называемые достижения. Это могут быть отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, грамоты, сертификаты и другие материалы, демонстрирующие прогресс в данной области.

Принимая во внимание все многообразие портфолио, на примере портфолио группы я хочу  показать один из образцов  составления  портфолио группы.

В  МАДОУ ЦРР – детский сад №14 было принято решение составить портфолио каждой группы.

Для разъяснения вопросов, касающихся создания портфолио, для педагогов были организованы специальные консультации по теме "Технология портфолио в образовательном процессе ДОУ". 

Для того чтобы обеспечить дух соревнования в процессе создания портфолио групп, было принято решение о проведении смотра-конкурса. Разработанное положение о смотре-конкурсе "Портфолио группы" и определило примерную структуру портфолио.

Методические рекомендации по составлению портфолио группы

Цели и задачи

1.  Цель  портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия, достижения в различных областях, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса.

2.  Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением; 

- поддерживать интерес воспитателей группы к формированию  портфолио группы;

- создать для  группы  ситуацию переживания успеха.

Порядок формирования  портфолио

1. Портфолио группы  является одной из составляющих рейтинга развития предметно-развивающей и воспитательно - образовательной среды группы.

2. Период составления портфолио – в течение всего образовательного процесса, нахождения ребенка в детском саду.

3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателя группы.

4.  Учёт документов, входящих в портфолио группы, производится воспитателем группы. 

Структура портфолио группы

 Портфолио группы детского сада состоит из таких разделов:

v     "Добро пожаловать!"

(содержит общую информацию, представляющую группу: название группы, возраст детей, педагоги, фотографии или рисунки отдельных уголков группы);

v     "Давайте познакомимся!"

(представляет собой фотопортрет всей группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего коллажа);

v     "Наши девочки"

 (содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);

v     "Наши мальчики"

(содержат отдельные описания девочек: их имена, увлечения, любимые игрушки, занятия и др.);

v     "Наши успехи и достижения" (почетные грамоты, дипломы, личные достижения)

v     "Наши мечты" (высказывания воспитанников)

Можно расширить предложенную структуру дополнительными разделами, например,

"Что означают наши имена",

"Наши праздники" (календарные праздники, традиции в группе),

"Кем я буду, когда вырасту" (высказывания воспитанников )

"Наши говорилки”(смешные высказывания детей),

"Мы артисты",  (утренники, театрализованные постановки, концерты) и другие.

В ходе оформления портфолио мы поставили цель: создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса, собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, усилия и достижения в различных областях.

 Задачи:  создать для группы ситуацию переживания успеха; поддержать интерес  педагогов и родителей к формированию портфолио группы; укреплять взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с детским садом.

Наша группа  расширила предложенную структуру дополнительными разделами, например, "Наши будни" (Непосредственно – образовательная деятельность, чем мы любим заниматься в свободное время, зимняя прогулка, мы за здоровый образ жизни, детский гороскоп, акция кормушка)

К оформлению группового портфолио мы активно  привлекли  родителей.

Педагоги и родители собирали фотографии, сочиняли для них сопроводительные стихи и тексты, беседовали с детьми, активно общались, придумывали оформление разделов. И воспитанники принимали активное участие в этой работе. Они рассказывали о своих увлечениях, мечтах, кем бы хотели стать, когда вырастут.  Фантазии воспитанников  не было предела. Взрослые проявили свои поэтические и художественно-оформительские таланты. Все это способствовало созданию атмосферы открытости, взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов. Участие родителей в подготовке материалов, оформлении, раскрыл  творческий подход к работе, участие в жизни ребенка в детском саду, способствовало взаимной поддержки и сплоченности детей, родителей и педагогов.

Итогом всей работы  стали:

1.Праздник  «Вот какие мы большие»  презентация портфолио,  которая  удивила всех интересным содержанием, яркостью и эстетичностью материалов, творческим оформлением портфолио, так как  родители не могут посетить все мероприятия и видеть все режимные моменты, проводимые в детском саду. Дети выступили  перед сверстниками и родителями. Ярким и запоминающимся получился рассказ о группе, благодаря интересному сценарию, костюмам и талантам юных артистов.  Родители были гостями презентации и  многие из них проявили желание показать свои артистические таланты при подготовке и проведении таких мероприятий в будущем.

2.Выпускной утренник «До свиданья детский сад», где был показан фильм  «Мы выпускники», выполненный на основе материалов портфолио группы

На этом наша работа по формированию портфолио не закончена. В новом учебном году мы набрали воспитанников   младшей группы, с которыми уже начали формировать портфолио группы. Одна семья проявила инициативу и оформила  портфолио семьи, 2 семьи - портфолио ребенка.

Мы считаем, что работу с родителями по созданию портфолио нужно вести, так как это укрепляет взаимодействие с семьями воспитанников группы, повышает заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития группы и совместной деятельности с дошкольным учреждением. Очень приятно видеть глаза родителей, которые как бы спрашивают «Неужели наши дети такими были?»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Сообщение из опыта работы «Использование технологии сотрудничества на занятиях музыкальной деятельностью в ДОУ»

Сообщение из опыта работы«Использование  технологии сотрудничества на занятиях музыкальной деятельностью в ДОУ» Музыкальный  руководитель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» Н.Ю. Жидкова...

Сообщение из опыта работы. Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре.Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ.

Сообщение из опыта работы воспитателя. Информация может быть полезна для воспитателей и инструктора по физической культурев ДОУ....

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...