Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) на тему
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_polyakova_o.yu_.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникативных технологий
в образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Полякова Ольга Юрьевна, воспитатель
МАДОУ детский сад №6
Слайд 2.Современное общество справедливо называют информационным.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Слайд 3.Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Слайд 4.Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в работе с дошкольниками требует соблюдения определённых дидактических принципов:
- принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);
- принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, неискажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);
- принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);
- принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми;
- принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).
Являюсь сторонником использования ИКТ в работе с детьми, так как считаю, что сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребёнку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний.
Слайд 5.Для развития у старших дошкольников устойчивого познавательного интереса к учению поставила задачу: сделать образовательный процесс насыщенным и занимательным, используя материал, содержащий в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебной деятельности и способствующий созданию положительной, эмоциональной обстановки, а также развитию речемыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведёт за собой процесс понимания.
Слайд 6.Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Основные направления ИКТ в работе с детьми:
- Дидактические и развивающие компьютерные игры - средство развития и воспитания ребенка;
- Презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, аудиовизуальный ряд - средство интерактивного обучения;
- Компьютерные игры для индивидуальной работы с ребенком - средство мониторинга за усвоением программы.
Слайд 7.Компьютерные дидактические игры
Такие игры можно разделить на 3 группы:
- Обучающие. Направлены непосредственно на обучение детей: ознакомление с буквами, развитие навыков чтения, формирование элементарных математических представлений и т.п.
- Развивающие. Способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают детей к активности, инициативе и самостоятельной творческой деятельности.
- Диагностические. Выявляют уровень развития детей.
Например:
Слайд 8.Найди цифру. Цель: расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете, формирование связной речи.
Взрослый просит ребенка назвать сказочных персонажей. Из какой они сказки (мультфильма)?» И знакомит детей с игровым заданием: «Посчитай сказочных героев и найди цифру, которая соответствует их количеству».
Слайд 9.Четвертый лишний. Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы по признакам (форма, размер, цвет и др., связную речь, закрепить полученные знания по темам, воспитывать умение играть по правилам).
Слайд 10.Отгадай слово. Цель: владеть звуковым анализом слова; выделять звук в начале слова; развивать внимание, речь.
Слайд 11.А также электронные игры, используемые в индивидуальной деятельности. Например: «Баба-Яга учится читать». Это обучающая компьютерная игра для детей, в которой предложен подход к изучению азбуки в стихах и играх. Проказница Баба-Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит.
Слайд 12.Мультимедийные презентации.
Они позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Слайд 13.В непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрами. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д.
Слайд 14.В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. Использование аудио-видео технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию, формируется адекватная, то есть осознанная, оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой.
Слайд 15.Также можно использовать репродукции (при рассматривании картин) - портреты (художника, автора произведения, человека…) - иллюстрации к произведениям.
Слайд 16.С помощью мультимедийных презентаций проводим с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Слайд 17.Используем также мультимедийные физкультминутки в ходе организации образовательной деятельности. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.
Слайд 18.Познавательные видеофильмы
Данную форму можно использовать в различных видах деятельности педагога с детьми. Видеофильмы можно использовать при проведении НОД, режимных моментов, при подготовке к сюжетно-ролевым играм и т.д. Например, с помощью любимых героев мультфильма «Смешарики». Есть видеофильмы, где герои рассказывают о правилах дорожного движения. «Уроки тетушки совы», где дети знакомятся с искусством; «Приключения Юли и Ромы» – уроки безопасности и многое другое.
Слайд 19.Анимированные игровые викторины
Они позволяют в игровой форме провести проверку знаний, активизируют внимание, память.
Слайд 20.Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей, необходимо помнить главное правило «Не навреди!», то есть необходимо правильно определить дидактическую роль и место ИКТ в образовательном процессе, а также соблюдать:
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- режим и организацию проведения занятий с ИКТ;
- соответствие компьютерных игр психофизиологическим и психическим особенностям детей.
Слайд 21.Считаю, что применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении в разумных пределах, возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, расширяет кругозор детей, воспитывает творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. В нашей стране, за последние 5 лет, произошёл ряд событий, определяющи...
Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы»
Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы» Задачи:-об...
Использование информационно- коммуникативных технологий в логико- математическом развитии детей дошкольного возраста
Информационно - коммуникативные технологии в повседневной жизни людей стали частью культуры и необходимой нормой. Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду д...
Конспект интегрированной организационной образовательной деятельности с использованием упражнений нетрадиционных методов оздоровления с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «В поисках золотой рыбки»
Конспект НОД по окружающему миру, с элементами развития речи и изо....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста...
Мозговой штурм с педагогами на тему: Использование информационно- коммуникативных технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Мозговой штурм с педагогами...
Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)
Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...