Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) на тему

О.Ю. Полякова

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_polyakova_o.yu_.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий

в образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Полякова Ольга Юрьевна, воспитатель

МАДОУ детский сад №6

Слайд 2.Современное общество справедливо называют информационным.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание дошкольника и его восприятие окружающего мира. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры. Сегодняшним ребенком усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая, знакомая ему, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.

Слайд 3.Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Слайд 4.Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в работе с дошкольниками требует соблюдения определённых дидактических принципов:

- принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);

- принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, неискажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);

- принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);

- принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми;

- принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

Являюсь сторонником использования ИКТ в работе с детьми, так как считаю, что сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребёнку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний.

Слайд 5.Для развития у старших дошкольников устойчивого познавательного интереса к учению поставила задачу: сделать образовательный процесс насыщенным и занимательным, используя материал, содержащий в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебной деятельности и способствующий созданию положительной, эмоциональной обстановки, а также развитию речемыслительных способностей.  Ведь именно приём удивления ведёт за собой процесс понимания.

Слайд 6.Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Основные направления ИКТ в работе с детьми:

  1. Дидактические и развивающие компьютерные игры - средство развития и воспитания ребенка;
  2. Презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, аудиовизуальный ряд - средство интерактивного обучения;
  3. Компьютерные игры для индивидуальной работы с ребенком - средство мониторинга за усвоением программы.

Слайд 7.Компьютерные дидактические игры

Такие игры можно разделить на 3 группы:

  • Обучающие. Направлены непосредственно на обучение детей: ознакомление с буквами, развитие навыков чтения, формирование элементарных математических представлений и т.п.
  • Развивающие. Способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают детей к активности, инициативе и самостоятельной творческой деятельности.
  • Диагностические. Выявляют уровень развития детей.

Например:

Слайд 8.Найди цифру. Цель: расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете, формирование связной речи.

Взрослый просит ребенка назвать сказочных персонажей. Из какой они сказки (мультфильма)?» И знакомит детей с игровым заданием: «Посчитай сказочных героев и найди цифру, которая соответствует их количеству».

Слайд 9.Четвертый лишний. Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы по признакам (форма, размер, цвет и др., связную речь, закрепить полученные знания по темам, воспитывать умение играть по правилам).

Слайд 10.Отгадай слово. Цель: владеть звуковым анализом слова; выделять звук в начале слова; развивать внимание, речь.

Слайд 11.А также электронные игры, используемые в индивидуальной деятельности. Например: «Баба-Яга учится читать». Это обучающая компьютерная игра для детей, в которой предложен подход к изучению азбуки в стихах и играх. Проказница Баба-Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит.

Слайд 12.Мультимедийные презентации.

Они позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Слайд 13.В непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрами. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Это некая наглядность, дающая возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д.

Слайд 14.В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. Использование аудио-видео технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию, формируется адекватная, то есть осознанная, оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой.

Слайд 15.Также можно использовать репродукции (при рассматривании картин) - портреты (художника, автора произведения, человека…) - иллюстрации к произведениям.

Слайд 16.С помощью мультимедийных презентаций проводим с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Упражнения выполняются, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

Слайд 17.Используем также мультимедийные физкультминутки в ходе организации образовательной деятельности. Детей очень привлекают такие презентации, так как для их создания в основном используется анимация, весёлая музыка. Движения, которые выполняют мультипликационные герои, просты и доступны каждому ребёнку.

Слайд 18.Познавательные видеофильмы

Данную форму можно использовать в различных видах деятельности педагога с детьми. Видеофильмы можно использовать при проведении НОД, режимных моментов, при подготовке к сюжетно-ролевым играм и т.д. Например, с помощью любимых героев мультфильма «Смешарики». Есть видеофильмы, где герои рассказывают о правилах дорожного движения. «Уроки тетушки совы», где дети знакомятся с искусством; «Приключения Юли и Ромы» – уроки безопасности и многое другое.

Слайд 19.Анимированные игровые викторины

Они позволяют в игровой форме провести проверку знаний, активизируют внимание, память.

Слайд 20.Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей, необходимо помнить главное правило «Не навреди!», то есть необходимо правильно определить дидактическую роль и место ИКТ в образовательном процессе, а также соблюдать:

  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • режим и организацию проведения занятий с ИКТ;
  • соответствие компьютерных игр психофизиологическим и психическим особенностям детей.

Слайд 21.Считаю, что применение ИКТ в дошкольном образовательном учреждении в разумных пределах, возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, расширяет кругозор детей, воспитывает творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. В нашей стране, за последние 5 лет, произошёл ряд событий, определяющи...

Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста Тема: « Зимующие птицы»

Конспект коррекционного логопедического занятия с использованием информационно-коммуникативной здоровье сберегающей технологии с детьми старшего возраста  Тема: « Зимующие птицы»  Задачи:-об...

Использование информационно- коммуникативных технологий в логико- математическом развитии детей дошкольного возраста

Информационно - коммуникативные технологии  в повседневной жизни людей стали частью культуры и необходимой нормой. Использование информационно-компьютерных  технологий в детском саду  д...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий «Увлекательное путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста...

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...