Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.
проект (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Любовь Александровна

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».

 (Д. С. Лихачев)

Проблема

         Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Программное содержание (Ознакомление с социальным миром)

Продолжать знакомить с музеями, библиотеками.

Расширять осведомлённость детей в сферах человеческой детельности предтавления об их значемостидля жизни ребёнка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Продолжать расширять представленияо людях разных профессий.

Расширять представление о родном крае. Углублять и уточнять представление о Родине. Воспитывать чувство гордости за её достижения.

Актуальность проекта

          Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

          Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. 

          Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

             В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.

Цель проекта:

  • формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа

Задачи проекта:

 

  • Формирование знаний и представлений детей о культуре русского народа;
  • Развиватие интереса к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
  •  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  •  Воспитание  у дошкольников  чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  • Привлечение  родителей  к сотрудничеству в воспитательно- образовательном  процессе,  в оказании     помощи  по созданию в группе предметно – развивающей среды,   к  активному  совместному участию  в праздниках, играх.

      Время выполнения :  среднесрочный (июнь – август)

Участники проекта: Дети 6 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание развития его духовного и культурного облика по данной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материал не только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но и самостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.

Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников с предметами быта и старинного русского костюма);

вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции,семейные традиции, климатогеографические особенности;

полифункциональность (обеспечение всех составляющих не только воспитательно-образовательного процесса,но и совместной деятельности и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);

интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды (музеи,костюмы,наглядности, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка по данной теме;

трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы,в соответствии данной темы,оформление выставок,проведение праздников не только в здании,но и на улице).

 

Ожидаемый результат

Ребенок  знает или имеет представление:

  •  фольклорных жанрах: потешки, песенки, считалки, сказки, присказки.  Уметь исполнять их;
  • предметах русской избы, их назначении;
  • традициях русского народа;
  • русских народных праздниках;
  • народных игрушках.

 

Ребенок умеет:

  •  исполнять народные песенки, потешки;
  • читать скороговорки, считалки, дразнилки;
  • принимать участие в праздновании русских народных праздников, которые проводятся в детском саду;
  • изготавливать простейшие народные игрушки.

 

Список литературы

 

1.   Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983.

2.   Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.

3.   Костюм в России  15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000

4.   Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5.Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.

7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.

8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.

9.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.:    ТЦ Сфера, 2011.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Работа с детьми

  • Непосредственно образовательная деятельность
  •  Совместная и самостоятельная деятельность по развитию творческих способностей детей
  •  Народные игры
  •  Фольклорные праздники и развлечения
  •  Театрализованные представления

Работа с родителями

  • Консультации
  •  Родительские собрания
  •  Памятки

Работа с педагогами

  •  Консультации
  •  Памятки
  •  Обмен опытом

 

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

 

  • Составление плана совместной работы с детьми, родителями, музыкальным руководителем.
  • Разработка конспектов.
  • Создать развивающую среду: наглядно - дидактические пособия, демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.
  • Подбор песен, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.
  • Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
  • Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
  • Создание центра «Русской избы».

2. Основной

 

  • Цикл познавательных занятий
  • Отражение результатов познавательной деятельности  через художественно – творческую деятельность детей

3. Заключительный

  • анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной  деятельности детей
  • открытое мероприятие «Троица»
  • презентация проекта на педагогическом совете.

 

Предпологаемый продукт проекта

  • Фольклорный праздник «Спасы».
  • Музей русской избы
  • Музей тряпичной куклы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklor.docx394.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18 «Рябинушка»



Проект

«Приобщение детей к русской народной культуре»

«Русский фольклор»

Вид проекта:    познавательно-творческий.

Воспитатель: Дмитриева Л.А.


г.о.г. Кулебаки

2018 г

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний».

 (Д. С. Лихачев)

Проблема

         Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Программное содержание (Ознакомление с социальным миром)

Продолжать знакомить с музеями, библиотеками.

Расширять осведомлённость детей в сферах человеческой детельности предтавления об их значемостидля жизни ребёнка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Продолжать расширять представленияо людях разных профессий.

Расширять представление о родном крае. Углублять и уточнять представление о Родине. Воспитывать чувство гордости за её достижения.

Актуальность проекта

          Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

          Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

          Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

             В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.

Цель проекта:

  • формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа

 

Задачи проекта:

  • Формирование знаний и представлений детей о культуре русского народа;
  • Развиватие интереса к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
  •  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  •  Воспитание  у дошкольников  чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций.
  • Привлечение  родителей  к сотрудничеству в воспитательно- образовательном  процессе,  в оказании     помощи  по созданию в группе предметно – развивающей среды,   к  активному  совместному участию  в праздниках, играх.

       

Время выполнения :  среднесрочный (июнь – август)

Участники проекта: Дети 6 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Предметно-развивающая среда система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующее содержание развития его духовного и культурного облика по данной теме поставило перед воспитателем не простую задачу-подбирать материал не только в соответствии с программой «От рождения до школы»,но и самостоятельно искать новые пути приобщения к родным традициям.

Информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников с предметами быта и старинного русского костюма);

вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции,семейные традиции, климатогеографические особенности;

полифункциональность (обеспечение всех составляющих не только воспитательно-образовательного процесса,но и совместной деятельности и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);

интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);

педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды (музеи,костюмы,наглядности, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка по данной теме;

трансформируемость (возможность изменений пространства и оформления группы,в соответствии данной темы,оформление выставок,проведение праздников не только в здании,но и на улице).

 

Ожидаемый результат

  •  

Список литературы

1.   Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983.

2.   Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005.

3.   Костюм в России  15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000

4.   Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011.

5.Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001.

7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм.

8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма.

9.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.:    ТЦ Сфера, 2011.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Работа с детьми

  • Непосредственно образовательная деятельность
  •  Совместная и самостоятельная деятельность по развитию творческих способностей детей
  •  Народные игры
  •  Фольклорные праздники и развлечения
  •  Театрализованные представления

Работа с родителями

  • Консультации
  •  Родительские собрания
  •  Памятки

Работа с педагогами

  •  Консультации
  •  Памятки
  •  Обмен опытом

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

  • Составление плана совместной работы с детьми, родителями, музыкальным руководителем.
  • Разработка конспектов.
  • Создать развивающую среду: наглядно - дидактические пособия, демонстрационный материал, подбор литературы, народные игры.
  • Подбор песен, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.
  • Оформление папок – передвижек, консультаций для родителей по теме проекта.
  • Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
  • Создание центра «Русской избы».

2. Основной

  • Цикл познавательных занятий
  • Отражение результатов познавательной деятельности  через художественно – творческую деятельность детей

3. Заключительный

  • анализ и обобщение результатов, полученных в результате познавательной  деятельности детей
  • открытое мероприятие «Троица»
  • презентация проекта на педагогическом совете.

Предпологаемый продукт проекта

  • Фольклорный праздник «Спасы».
  • Музей русской избы
  • Музей тряпичной куклы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (консультация для воспитателей)

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное вз...

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"

"Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора"Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими...

Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".

Русские  народные праздники  не  только  красмвы  и   веселы, они  наполнены   смыслом,  духовностью,  тематическое  содержание  к...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для родителей, содержащая информацию о приобщении детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора....

Консультация для воспитателей «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»

Консультация для воспитателей   «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора»...