Беседа с детьми старшей группы на тему «Времена года»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Воспитатель, Дронова Н. Н.
Беседа с детьми старшей группы на
тему «Времена года»
Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте поговорим о таком понятии, как год. Как вы думаете, что это такое? Год — промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца — 12 месяцам. За год планета Земля делает один полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.
Знаете ли вы, какую форму имеет планета Земля? Она напоминает шар. Земля быстро мчится в космическом пространстве, участвуя сразу в нескольких движениях; во-первых, она вращается вокруг своей оси и, во-вторых, вокруг Солнца.
За год Земля обернется вокруг своей оси 365 и ¼ раза! Время полного оборота нашей планеты вокруг ее оси называется сутками. В сутках 24 часа. В обычном году 365 суток, а в високосном, наступающем раз в четыре года, — 366. Откуда же берутся дополнительные сутки А вот откуда: ¼ часть суток равна шести часам. За четыре года набегает 24 часа, т.е. целые сутки. Их добавляют к самому короткому месяцу года — февралю. Поэтому в високосном году в феврале не 28, а 29 суток.
Межпланетный корабль
Летит Земля, в пути пересекая
12 месяцев, 12 разных стран.
Вот сентября корона золотая,
Вот мая изумрудный океан.
Летит Земля, летит в волнах эфира.
Круг совершая в звездной полумгле.
А мы с тобою только пассажиры
На этом межпланетном корабле!
Когда начинается год? Разные народы определяли его начало по-своему. В Древней Руси наступление нового года было связано с пробуждением природы от зимнего сна. Поэтому начало года отмечали 21 марта — в день весеннего равноденствия. Как вы думаете, что такое равноденствие?
Это такие сутки в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова.
Традиция встречать Новый год в марте продолжалась на Руси вплоть до 1342 года. А с 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. В этом также заложен глубокий смысл, ведь к этому времени крестьяне заканчивали многие полевые работы, собирали урожай зерна, овощей и фруктов. В жизни людей начинался новый зимний период.
А когда мы отмечаем приход Нового года? У нас он наступает в ночь с 31 декабря на 1 января. Такой обычай ввел в России царь Петр I в 1700 году. Он повелел всем жителям встречать праздник торжественно, украшать дома и площади зелеными красавицами елками, наряжать их, жечь на улицах костры, водить хороводы, устраивать фейерверки, дарить друг другу подарки.
За что мы любим Новый год?
За что мы любим Новый год?
За то, что он с собой несет
Подарки, поздравления,
Концерты, представления,
Хороводы и веселье
Под густой смолистой елью.
Мы в морозный звездный вечер
Провожаем старый год.
Знаем, что ему навстречу
Новый молодой идет!
В новогодний праздник отмечают день рождения всего года. «Как Новый год встретишь, так его и проведешь», — давно заметили люди.
Давайте поговорим о том, когда отмечали, да и сейчас отмечают Новый год в других странах. В еврейском календаре Новый год начинается осенью — в сентябре или октябре. Это связано с появлением на небе молодого месяца.
Новый год по восточному календарю наступает после новолуния между двадцатыми числами января и февраля и посвящается какому-либо животному: лошади, овце, обезьяне, петуху, собаке, свинье, крысе, быку, тигру, кролику, дракону, змее.
У древних греков начало года совпадало с серединой зимы, с самыми короткими зимними днями, когда «солнце на лето поворачивает». Позже стали встречать Новый год в самые длинные, летние дни, когда «солнце поворачивает на зиму». В наши дни в Греции отмечают праздник с 31 декабря на 1 января.
Год делится на четыре сезона или времени года. Какие из них вы знаете? Правильно! Зима, весна, лето и осень. Рождение Нового года мы отмечаем зимой, поэтому давайте вначале побеседуем об этом времени года. Какой вы представляете зиму? Снежной, морозной со льдами и сугробами, Что случается зимой с водой в реках, озерах и прудах? Конечно, вода в водоемах замерзает. Недаром говорится: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь — с мосточками». Зимой вьюги играют белыми снежными лентами, то завивают, то развивают их, а метели заметают дороги и тропинки.
Зимушка-зима
Приехала на тройке
Коней быстрых, бойких
Зимушка-краса,
Ледяная коса,
В белой шубке до пят.
Стала тешить ребят.
Махнула рукавом правым —
Инеем покрылись травы,
Махнула рукавом левым —
Земля заледенела.
Ударила молоточком.—
Сковала реку мосточком.
Взяла лыжи, сани,
Ребятишек манит:
«Выходите на простор
Да с крутых катайтесь гор!»
Следом за зимушкой-зимой приходит весна-красна. Солнце поднимается выше, греет сильнее. Тают снега и льды, звенит капель, шумят весенние воды, плывут по рекам льдины. Прилетают из теплых стран перелетные птицы и начинают вить гнезда. Деревья одеваются листвой, а земля — травой и цветами. Все оживает и обновляется.
Вешние воды
Пахнет вешней влагой
Ветерок сырой.
В ямах и оврагах
Снег лежит горой.
Щука разбивает
Лед в реке хвостом,
А весна ломает
Золотым шестом.
Зашумели воды,
Льдины понеслись
Дружным хороводом
По теченью вниз.
Так сильна водица,
Даст земле напиться
Щедрая река,
Зеленью гордиться
Станут берега.
Вырастет густая
На лугах трава,
В речке заиграют
Окунь и плотва.
Раз вода большая —
Значит, хороши
Будут урожаи
Ячменя и ржи!
На смену весне приходит долгожданное жаркое лето. Летом всё буйно растет, цветет, созревает.
Лето
Лето, лето — птица залетная
Залетела ты в наши края.
Медом пахнут травы болотные,
Крылья бабочек — как кисея.
Погости у нас, лето красное,
Побалуй нас теплым деньком
Да порадуй зорьками ясными,
Одари золотым медком!
Какое время года наступит вслед за летом? Ну конечно, осень. Давайте вспомним ее приметы. Дни становятся короче, пасмурнее. Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся пестрыми: ярко-желтыми, красными, золотисто-оранжевыми, а то и лиловыми. Постепенно они высыхают и падают на землю, устилая ее пышным, нарядным покрывалом.
Осенью растения и животные готовятся к долгой, холодной зиме. А люди благодарят осень за щедрый урожай, собранный с полей и огородов, за лесные подарки — орехи, поздние грибы и ягоды.
Осень-златовласкса
Осень, осень-златовласка,
Ты приходишь к нам из сказки.
Как прекрасен твой убор,
Янтарем горит узор!
Тихо бродишь на приволье
По лесам и по долинам.
Тебя встретим хлебом-солью,
Гроздью алою рябины.
В народе времена года сравнивают с возрастом людей: весна — это детство и юность человека, лето — расцвет жизни, осень — зрелые годы, зима - старость. «Молодой зелен, старый сед» — так гласит русская поговорка.
Почему же одно время года сменяется другим? Это объясняется тем, что Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло.
Годы проходят, складываются в десятилетия, а десять десятилетий составляют век. Значит, век содержит ровно 100 лет!
Послушайте сказку.
Волшебный попугай
Утром Кира подошла к окну запорошенному снегом. От окна тянуло холодом. Девочка поежилась и с грустью подумала: «Какая долгая зима... Скорей бы весна наступила!»
Вчера шел снег с дождем, и Кира промочила ноги. Теперь у нее болело горло. Уходя на работу, мама приготовила девочке теплое питье и велела завязать горло шерстяным шарфом.
Кира выпила молока с медом, прилегла на диван и раскрыла книжку о временах года. Девочка листала страницы, рассматривая яркие картинки, на которых художник искусно нарисовал зиму, весну, лето и осень.
В это время большой яркий попугай Арсений позвал девочку:
— Кира, Кирочка! Я вижу, ты заболела и грустишь. Хочешь, я тебя развеселю? Я ведь не простой попугай, а волшебный.
Кира удивилась. Она, конечно, знала, что Арсений любит поболтать. Но так долго и связно он еще никогда не говорил! Девочка подошла к клетке и открыла ее. Арсений тут же вылетел и уселся Кире на плечо.
— Видишь, Арсик, всё зима да зима, скорее бы весна пришла. Зимой я часто болею. Вот и приходится целыми днями дома сидеть.
— А хочешь побывать в стране, где не бывает ни морозов, ни снега, ни льда?
— Конечно, хочу! — воскликнула Ира. — Но как это сделать?
— Очень просто, — ответил Арсений. — Возьми у меня из хвоста ярко-зеленое перышко, взмахни им, и мы с тобой попадем в Страну вечного лета.
— А тебе не будет больно? — спросила Кира.
— Не будет! Ведь это особенное перышко, я даже не почувствую ничего.
Кира нерешительно прикоснулась к перышку в пышном хвосте Арсения, и оно само упало ей на ладонь. Девочка быстро взмахнула перышком, и тут случилось чудо!
Кира и Арсений оказались на берегу океана. Девочка удивленно оглядывалась по сторонам, а попугай взлетел на ветку какого-то диковинного дерева и стал клевать ягоды. Ствол дерева от корня до самой макушки был увит зелеными лианами.
— Вот мы и оказались в Стране вечного лета. В этих местах никогда не бывает ни зимы, ни весны, ни осени, круглый год созревают фрукты и ягоды, поют птицы, — прокричал попугай.
— А здесь всегда такая жара? — спросила Кира, снимая с себя теплый вязаный свитер и шарф.
— Днем всегда. Но к вечеру соберутся тучи и начнется ливень. Он будет идти всю ночь, а утром снова станет жарко и влажно. Так повторяется в этой стране изо дня в день, из года в год! Так что не будем тратить время - пора строить шалаш из веток.
Постепенно на небе сгустились тучи, и хлынул проливной дождь. Кира и Арсений спрятались в шалаше, но ливень был таким сильным, что вскоре вода просочилась сквозь ветки и листья. Одежда на девочке стала влажной.
— Нет, Арсик, в этой стране мне не очень нравится. Давай отправимся в другие края.
— Хочешь попасть в Страну вечной осени? Там не жарко, много плодов, всё золотисто-желтое, очень красивое.
— Хочу! — с радостью согласилась Кира.
— Тогда возьми желтое перышко из моего хвоста и взмахни им.
Кира так и сделала. Тотчас друзья оказались в стране, где всегда царит осень. Здесь было так красиво! Высокие горы казались покрытыми золотистыми мехами, под ногами шуршали алые, желтые и лиловые листья
Кира собрала их в пышный букет и присела на ствол упавшего дерева.
— А где же цветы? — спросила она, рассматривая букет из осенних листьев.
— В Стране вечной осени нет ни цветов, ни зеленой травы, ни бабочек, ни стрекоз. Здесь можно полюбоваться разноцветными листьями, алыми гроздьями рябины, калины, боярышника и найти грибы или орехи.
В это время заморосил мелкий холодный дождь. Кира поежилась и опять завязала горло шарфом.
— Послушай, Арсений, а давай побываем в Стране вечной весны. Вот где, наверное, чудесно!
— Что ж, я готов! — согласился попугай. — Бери перышко красного цвета.
Кира взмахнула красным перышком, и они оказались в удивительной стране. Ярко зеленела трава, цвели деревья и кусты, весело щебетали птицы.
— Мне здесь очень нравится! — воскликнула девочка. — Смотри, какой красивый мотылек! А вот пчелка пьет сок из цветка. А как звонко поют птицы!
Кира долго гуляла по лесной опушке, нюхала весенние цветы, любовалась бабочками, а потом присела отдохнуть и даже задремала под шелест березовых ветвей.
А когда проснулась, почувствовала, что очень проголодалась.
— Я хочу есть! Может быть, уже созрели какие-нибудь ягоды? Например, земляника или голубика?
— К сожалению, время ягод здесь никогда не наступит, — покачал головой попугай. — Одни созревают летом, другие — осенью, а мы с тобой находимся в Стране вечной весны.
Кира задумалась: «Значит, в этой стране нет ни ягод, ни цветов, ни фруктов. Здесь не бывает чудесных зимних забав — катания на коньках, лыжах и санках. Здесь нельзя искупаться в реке, послушать шуршание осенних листьев».
— Знаешь, Арсений, мне очень захотелось вернуться домой. Скоро я поправлюсь и пойду с ребятами лепить снеговика и играть в снежки. Вслед за зимой наступит весна, небо станет синим, зазвенит капель, побегут ручейки, и мы будем пускать по ним кораблики. Потом расцветут подснежники, мать-и-мачеха, зазеленеют кусты и деревья, прилетят птицы. Скворец опять поселится в скворечнике, который повесил в саду папа. А когда закончится весна, придет лето. Можно будет загорать, купаться в реке, кататься на велосипеде. Осенью мы опять поедем всей семьей в лес — собирать грибы и орехи.
Мудрый Арсений внимательно выслушал девочку и заметил:
— Что ж, ты права. Каждое время года прекрасно по- своему. Зима, весна, лето, осень не похожи друг на друга. Взмахни сразу всеми перышками, и мы с тобой отправимся домой.
Кра так и сделала и тут же оказалась в своей уютной комнате на мягком и теплом диване. Арсений дремал, сидя в клетке на жердочке. Его хвост по-прежнему украшали перья ярко-зеленого, желтого и красного цвета. На столе возле дивана лежала раскрытая книга о временах года
«Неужели мне всё это только приснилось?» — подумала девочка.
Ответьте на вопросы
1. Почему Кира не пошла гулять?
2. Какую книгу рассматривала девочка?
3. Кто предложил Кире отправиться в Страну вечного лета?
4. В каких волшебных странах побывали Кира и Арсений? Расскажите о них.
5. Почему Кира захотела вернуться домой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗИМА В НАШЕМ ГОРОДЕ».
ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ. ЗИМА В НАШЕМ ГОРОДЕВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА....
Конспект НОД в старшей группе по теме "Времена года"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Времена года»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему "Времена года"...
Конспект познавательной беседы в старшей группе на тему "Времена года в музыке" (Сетевое взаимодействие с Детской школой искусств г. Светлого.)
Задачи:1. Продолжать расширять знания детей о временах года.2. Развивать память, воображение, логическое мышление.3. Воспитывать умение работать в коллективе.Оборудование: круг со временами года,...
Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы на тему: «Времена года».
Конспект НОД занятия по экологии в старшей группе «Времена года». Тема: «Времена года» Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде у дет...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы на тему «Времена года»
Цель: Создание условий для закрепления детей об основных признаках всех времен года. Задачи: закрепить представления детей об основных признаках времен года, умение самостоятельно находить их, им...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: « Времена года. Осень»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: « Времена года. О...