Методические рекомендации по организации духовно- нравственного воспитания в детском саду
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Духовно- нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус:оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики.Приоритенным направлением нашего дошкольного учреждения является духовно- нравственное воспитание.Педагоги работают по программе "Тропинка добра". Цель программы:создание условий для развития гармоничной личности ребенка, обладающей системой национальных базовых ценностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Планета детства»
392515 Тамбовская область,
Тамбовский район
р.п. Новая Ляда, ул. Школьная, д. 24
тел. 8(4752) 65 - 20 - 05
Е-mail: ds_planetadetstva@mail.ru
Методические рекомендации
по организации духовно- нравственного воспитания в детском саду
Шепенева Е.В., старший воспитатель
МАДОУ д/с «Планета детства»
Тамбовский р-н
р.п. Новая Ляда
2018 год
Методические рекомендации
по организации духовно-нравственного воспитания в детском саду
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества.
Одним из принципов государственной политики, обозначенных в законе «Об образовании в РФ», является защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства…(ст.2, п.2) Содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности (ст.14, п.2).
ФГОС ДО, вступивший в силу с 1 января 2014 года, в определении задач, на которые он направлен, поддерживает идею объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Поэтому на современном этапе (в условиях введения обновленной нормативной базы) крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, основанную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на «развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека».
Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики. Воспитание нравственного сознания и поведения, приобщение к истокам культуры и православным праздникам, знакомство с Библейскими историями - все это многочисленные векторы решения проблемы духовно- нравственного воспитания.
Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения с 2014г. является духовно- нравственное воспитание.
Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания мы определили необходимые условия:
1.Наличие предметно-пространственной развивающей среды для воспитательно - образовательного процесса по ДНВ
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В центре предметно-пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.
Цель создания развивающей предметн о- пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение доступа к общечеловеческим ценностям социальным, духовным, нравственным.
В нашем дошкольном учреждении предметно - пространственная развивающая среда в группах создана с учетом возрастных, гендерных особенностей детей. ППРС содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, и в каждой групповой ячейке существует уголок по духовно-нравственному воспитанию, которые постоянно пополняются.
2.Обеспечение программно-методической и художественной литературой
В этом направлении мы разработали программу «Тропинка добра». (Приложение №1).Данная программа рассчитана на дошкольников 4-7 лет. В течение трех лет обучения дети получают первоначальные представления о духовно- нравственном воспитании. Основная цель по внедрению основ духовно-нравственного воспитания в работе с детьми дошкольного возраста:
- Создание условий для развития гармоничной личности ребенка, обладающей системой национальных базовых ценностей.
Приобретаем необходимую методическую и детскую литературу по ДНВ.
3. Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу
По организации образовательного процесса по данной проблеме уделяем особое внимание. Обязательно в каждом учебном году проводим ряд мероприятий по ДНВ.
В 2017- 2018 году были проведены:
Семинары:
- «Формирование духовно- нравственных и патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа»
- «Дошкольное детство – важнейший период становления духовно-нравственных основ ребенка»
Конференция:
- « Духовно- нравственное воспитание детей и подростков в условиях муниципальной системы образования: состояние, проблемы, перспективы»
( Презентация программы по духовно- нравственному воспитанию «Тропинка добра» c детьми ОВЗ (с нарушениями речи))
Педагогический совет:
- «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через духовно- нравственное воспитание»
Открытые просмотры:
- «Сказы о Земле Тамбовской» для детей 5-6 лет
- «Матрешка - русская игрушка» для детей 4-5 лет
- музыкально- хореографическая постановка «Осень - Златопряха»
Консультации для педагогов:
- «Формирование ДН ценностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
- «ДНВ детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
- «ДНВ детей посредством чтения художественной литературы в условиях реализации ФГОС ДО»
4. Взаимодействие с родителями
Слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.
Современные молодые родители, в большинстве своем, не знают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель работы МАДОУ с родителями - просветительная работа, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
Обязательно знакомим родителей с нашей программой «Тропинка добра», особенно с разделом «Моя семья - моё богатство».
В большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие проходит через: развлечения и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. В течение года ведется работа по знакомству с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых их них – это Покров, Рождество, Пасха, Троица. Детям очень нравится отмечать Пасху, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме праздника-путешествия в русскую культуру. Воспитатели и специалисты готовят для детей историю праздников. Дети вместе с родителями принимают активное участие: шьют русские костюмы, красят яйца, делают поделки, участвуют в конкурсах. В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы, ходят по группам и колядуют, колядки заканчиваются веселым чаепитием. Ежегодно в детском саду проводятся «Овощные россыпи земли Тамбовской», «Яблочный спас», «Пасхальное яйцо», которые являются одними из важных средств духовно-нравственного воспитания, где участвуют дети вместе с родителями. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры. Большее внимание уделяем средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам. Результаты нам очень радуют: прекрасно прошел праздник, выставка получилась великолепной.
5. Сотрудничество со школой
С детьми начальной школы проводим совместные праздники «Рождество», «Пасха». А с 2017 года стали апробировать авторской программу по ДНВ для дошкольников 3-7 лет «Уроки милосердия». В течение 2017-2018 г. 12 педагогов и 154 воспитанника активно апробировали новую авторскую программу « Уроки милосердия» под редакцией Г.Д. Зубовой. На начальном этапе провели вводный мониторинг. Педагоги разработали мини - анкеты (вопросы по 7 блокам программы «Уроки милосердия»).
Мониторинг оценивался по пяти критериям: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Результаты мониторинга показали знания воспитанников по ДНВ. На начальном этапе получены такие результаты, например, у детей 3-4 лет- низкий-56%, высший-0%, а у детей 6-7 лет низкий-0%, высший-48%.Такие результаты говорят о том, что на протяжении з лет ведется работа по ДНВ.
Трудно переоценить значимость ценностей православной культуры в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Педагогами и психологами дошкольного образования доказано, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, культуры, традиций, если они преподнесены в доступной форме, затрагивает чувства и вызывает интерес.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно – нравственные достижения человека. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Взрослые, педагоги, родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду
13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций" Участниками стали пред...
Духовно-нравственное воспитание в детском саду.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду....
"Методические рекомендации по организации духовно - нравственного воспитания "
Задачи воспитания...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания в ДОУ.
Дошкольный возраст очень важен в дальнейшем воспитании и развитии ребенка. Ведь именно здесь ребенок развивается не только интеллектуально, но и формируется его характер, интересы, закладываются основ...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей
Дошкольное детство - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Методические р...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Данная работа содержит краткую информацию по организации работы в духовно-нравственном направлении и примерное тематическое планирование для подготовительной группы, которое может быть образцом для на...