Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Сидорова Ксения Кирилловна

Данная работа содержит краткую информацию по организации работы в духовно-нравственном направлении и примерное тематическое планирование для подготовительной группы, которое может быть образцом для написания планировании для других групп. В основу работы положены труды К.Ю.Белой, изложенные в книге «Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы». Также можно увидеть особенности взаимодействия с семьями детей, итоговые ежемесячные мероприятия, формы и методы работы с детьми как традиционные, так и инновационные. Данные методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи будут актуальны для педагогов дошкольных образовательных организаций, педагогов дополнительного образований, педагогов начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Выполнила:

Сидорова К.К.


Оглавление

АННОТАЦИЯ        3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

1.1.Актуальность        3

1.2. Цели и задачи        4

2. Содержание методических рекомендаций        5

2.1. Формирование системы духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях.        5

2.2. Методы и формы работы с детьми и родителями при организации работы в духовно-нравственном направлении.        6

2.3. Особенности организации работы педагогов с семье в духовно-нравственном направлении.        7

3. Примерное календарно-тематическое планирование (с целями и задачами) для подготовительной группы при организации работы педагогов в духовно-нравственном направлении.        9


АННОТАЦИЯ

Данная работа содержит краткую информацию по организации работы в духовно-нравственном направлении и примерное тематическое планирование для подготовительной группы, которое может быть образцом для написания планировании для других групп. В основу работы положены труды К.Ю.Белой, изложенные в книге «Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы». Также можно увидеть особенности взаимодействия с семьями детей, итоговые ежемесячные мероприятия, формы и методы работы с детьми как традиционные, так и инновационные. Данные методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи будут актуальны для педагогов дошкольных образовательных организаций, педагогов дополнительного образований, педагогов начальной школы.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность

Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция

А.С. Макаренко.

В настоящее время наше государство переживает исторически сложный период. Он обусловлен не только научно-техническим развитием, военно-космическими достижениями, но и разрушением личности. У современного человека искажено представление о ценностях. Материальное преобладает над духовным. И многие скорее пожалеют сломанный телефон, чем потерпевшего со сломанной рукой. А это следствие того, что вся среда вокруг нас стала агрессивной. Развиваются ложные представления о гражданственности, доброте, патриотизме, милосердии и великодушии. Неудивительно, что уровень детской преступности растет с каждым годом. Ребенка от взрослого отличает незрелость как волевая, так и духовная. [1] В период, когда закладываются представления о добре и зле, происходит изменение понимания разницы между этими понятиями. И поэтому складываются неправильные моральные и нравственные эталоны, которыми ребенок будет пользоваться всю жизнь. И духовная культура своего народа усваивается в ложном представлении. [2] А если ребенок растет в агрессии и с искаженными представлениями об окружающем мире, то его конечная картина мира на момент своего становления вполне понятна. Для выздоровления общество на настоящий момент остро нуждается в таких образовательных моделях, которые будут не просто содержать некие духовно-нравственные компоненты, но и которые еще будут и органично вписаны в современное содержании образования. В противном случае работу по организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи нельзя будет считать целостной. [1] Вкупе с этим актуализируется вопрос о воспитании критического мышления, которое помогает становлению личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию. [2]

Отсюда вполне логично следует, что наша работа – работа педагогов – крайне важна для современных детей.  И у нас появляются совершенно конкретные цели и задачи в организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а именно: создание условий для формирования положительной целостной картины мира в атмосфере духовно-нравственного воспитания и с учетом современных требований к содержанию образования.

Применяя в работе духовно-нравственное направление, мы помогаем ребенку гармонично развиваться, приучаем понимать других людей и принимать их разными, развиваем чувство собственного достоинства.

1.2. Цели и задачи

Цель данных методических рекомендаций – оказание методической и справочной информации по организации работы в духовно-нравственное направление для педагогов-практиков.

Задачи:

1). рассмотреть современную литературу по данному вопросу, включая интернет-ресурсы;

2). обобщить и систематизировать полученную информацию;

3). познакомиться с педагогическими приемами, методами и формами работы с детьми и родителями по данному вопросу;

4). представить примерное перспективное планирование работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию с учетом современных требований содержания образования для педагога подготовительной группы с ежемесячными итоговыми мероприятиями.

Ожидаемый результат: при использовании данных рекомендации и примерного планирования педагоги смогут самостоятельно составить перспективное планирование по работе в духовно-нравственном направлении для любой возрастной группы детского сада, а также при организации работы педагога дополнительного образования.

2. Содержание методических рекомендаций

2.1. Формирование системы духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях.

Детство не просто возрастной период в жизни ребенка. В это время происходит развитие всех форм познания окружающей действительности, закладываются основы всех социальных форм взаимодействия с миром и другими людьми, усваиваются конкретные факты общественной жизни. Именно поэтому и работу над духовно-нравственным становлением нужно начинать именно в этот период. Данная работа – процесс долговременный и сложный. Здесь имеется ввиду некое внутреннее изменение всех участников процесса, но не сиюминутное, а в перспективе. И главный результат: ребенок понимает, что такое добро и зла, милосердие, доброта, культура поведения, уважение к культуре народа и уважение самобытности других культур и народов.

Педагоги должны сделать следующие задачи актуальными в своей деятельности:

1) организовать способность ребенка к нравственному развитию через реализацию его творческого потенциала в игре;

2) воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи и другим взрослым;

3) воспитывать чувство уважения к результатам чужого труда, окружающему миру через собственный пример;

4) формировать общие представления о национальной культуре;

5) вести работу в развитии трудолюбия, аккуратности, вежливости и целеустремленности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. [3]

2.2. Методы и формы работы с детьми и родителями при организации работы в духовно-нравственном направлении.

Наиболее часто при работе с детьми применяют классические методы и формы:

  1. словесные (беседа, вопрос, пояснение, поощрение, художественное слово, слово педагога, совет, напоминание, просьба);
  2. наглядные (рассматривание, наблюдение, обследование, образец, алгоритм);
  3. игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, театральные игры);
  4. частично-поисковый (эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования);
  5. исследовательский (опыты, эксперименты, коллекционирование, экскурсия с наблюдением). [4]

Современное развитие общества диктует свои особенности. Так в нашу жизнь прочно вошли информационно-коммуникативные технологии. И педагоги стали применять и их в своей работе: презентации, видеоролики, мультфильмы по рисункам своих воспитанников, аудиозаписи и прочее.

Самое главное, что всю работу по духовно-нравственномуразвитию следует интегрировать в различные виды детской деятельности. Например:

  1. в театрализованную (дает возможность поднять вопросы нравственности в смоделированной ситуации – «А что бы сделал ты?» или «Как помирить героев?» и пр.);
  2. в игровую (сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические, подвижные, конструирование и пр.);
  3. в продуктивную (изготовление подарков и сувениров к праздничным датам для членов семьи, ветеранов, пожилых людей и т.д.);
  4. в художественно-эстетическую (на занятиях по музыке чаще слушать произведения мировой классики). [2]

Вопрос взаимодействия семьи и ДОО важен, так как семья и детский сад – это главные институты для социализации ребенка. А значит, порознь они не смогут осуществлять гармоничное воспитание личности. Главным становится перманентное взаимодействие и сотрудничество.

Существует множество традиционных форм работы с родителями:

  1. коллективные (общее родительское собрание, педагогический совет с участием родителей, родительская конференция, тематические консультации, педагогический, групповые собрания, «Круглый стол», открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей», презентация дошкольного учреждения, клубы для родителей, устный педагогический журнал; исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры; тренинги, попечительский совет, дни добрых дел);
  2. индивидуальные (педагогические беседы с родителями, посещение семьи, индивидуальные консультации, индивидуальные блокноты, гость группы, доброволец);
  3. досуговые (праздники, утренники, мероприятия выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии, благотворительный акции, кружки и секции, клубы отцов, бабушек, дедушек, клуб выходного дня, выпуск стенгазеты, домашние гостиные, работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей), семейные встречи, музыкальный салон, литературный салон, коллекционирование);
  4. наглядно-информационные (уголок для родителей, выставки, вернисажи детских работ, информационные листы, памятки для родителей, папки–передвижки, родительская газета, видеофильмы);
  5. информационно-аналитические (анкетирование, брошюры, пособия, бюллетень, еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, доска объявлений, ящик для предложений, отчеты).

[4]

2.3. Особенности организации работы педагогов с семьей в духовно-нравственном направлении.

Нельзя отрицать того, что первыми воспитателями ребенка являются родители или лица их заменяющие. Поэтому от работы с семьей никак нельзя отказываться. Иначе вся работа с ребенком в образовательной организации сведется к нулю. Ведь в семье он попадет снова в ту же среду. Вместе с работой с детьми нужно организовывать и родителей. Семья – это образец жизни ребенку на будущее, некая модель поведения, парадигма для копирования.  Многие родители не задумываются над тем, что усвоение социальных норм у ребенка прошло незаметно в семье, а образовательная организация лишь корректирует своей работой усвоенное.

Традиционные формы широко применяются в работе с родителями и являются весьма эффективными, но также хорошо себя зарекомендовали инновации: видео-практикум, вебинар, интернет-консультация, работа в формате online (всевозможное взаимодействие с родителями с использованием webcamс оборудования) и прочие подобные ИКТ-технологии.  

В современном обществе молодая семья вращается в различных Интернет-сообществах, является активным пользователем социальных сетей и всевозможных чатов. Все это позволяет надеяться на расширение общения с семьей посредством ИКТ-технологий: общение на websait, информационно-образовательном портале или каком-либо другом электронном ресурсе.

Следует заметить, что подобный «режим online» общения не исключает возможность применения традиционных технологий, а скорее качественно дополняет его, так как помогает создать некое единое информационное пространство образовательного учреждения, в котором действует прямая и обратная связь с семьей и педагогом, а также появляется возможность оказания социально-психологической помощи семье.


3. Примерное календарно-тематическое планирование (с целями и задачами) для подготовительной группы при организации работы педагогов в духовно-нравственном направлении.

Данное планирование является примерным. Используя принцип данной работы, можно составить планирование на любую возрастную группу детского сада, начальной школы или использовать ее при организации работы по дополнительному образованию. Представленные ниже цели и задачи, а также итоговые мероприятия следует адаптировать под основную образовательную программу образовательной организации

Сентябрь       «Детский сад» (подготовительная)

Цель -  знакомство детей с правилами поведения на улицах и в транспорте, с правилами дорожного движения для водителей и пешеходов, с устройством проезжей части, информирование о работе ГИБДД.

Задачи:

1) формировать представления детей о пдд;

2) закрепить понимание семьи как  союзе родственных людей;

3) развивать гендерные представления.

Итоговоые мероприятие месяца: соревнование по ПДД, организованное сотрудниками ДПС (родители воспитанников)

1. Неделя безопасности; (01.09 – 08.09)

Цель – закрепление представлений детей о правилах дорожного движения и поведения на улице.

Задачи:

1. закреплять представления детей о специальном транспорте ;

2. познакомить с обязанностями участника дорожного движения;

3. формировать гендерные представления.

2. Необыкновенное лето; (11.09 – 15.09)

Цель - совершенствование речи и изобразительной деятельности как средства общения, выражения своих впечатлений.

Задачи:

1. развивать коммуникативное общение со сверстниками посредством совместных сюжетно-ролевых игр;

2.развивать умение содержательно и эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях;

3. приучать общаться со сверстниками в дружественной обстановке.

3. Люди, работающие в детском саду; (18.09 – 22.09)

Цель – упорядочение знаний о социальной значимости труда взрослых.

Задачи:

1. закрепить представления о трудовой деятельности дошкольных работников: профессиональная деятельность, домашняя работа, мир увлечений;  

2. познакомить с профессиональным праздником «День дошкольного работника».

4. Мои друзья в детском саду;(25.09 – 29.09)

Цель – формирование доброжелательных отношений в коллективе сверстников.

Задачи:

1. познакомить с элементарными правилами общения через все виды детской деятельности;  

2. создавать условия для сплочения детского коллектива;

3. повторить правила поведения в обществе и семье.

Октябрь «Осень» (подготовительная)

Цель - способствование накоплению представлений об осени, как времени год

Задачи:

1) формировать представления детей об изменениях в природе осенью;

2)тренировать детей в выстраивании описательного рассказа по заданному алгоритму;

3) способствовать накоплению ярких впечатлений об изменении в природе;

4) развивать знания и представления о родном городе.

Итоговоые мероприятия месяца: выставка рисунков или поделок на тему месяца, смотр-конкурс стихотворений об осени.

Темы недель:

  1. Есть в осени первоначальной прекрасная и чудная пора!; (02.10 – 06.10)

Цель –  систематизация представлений детей об осени.

Задачи: 1. поддерживать интерес детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность;

   2. закреплять понимание погодных явлений осенью;

   3. формировать положительный отклик на осень как время года.

  1. Поведение животных осенью; (09.10 – 13.10)

Цель - развитие представлений  о многообразии животных, их потребностях и приспособлениях к сезонным изменениям в природе.

Задачи: 1. уточнить представления детей о домашних животных, диких зверях, о приспособлении их к сезонным изменениям в природе;  

       2.тренировать в выстраивании описательного рассказа;

       3.вызывать эмоциональную отзывчивость на осенние изменения в жизни животных.

  1. Осень, осень, дождик льет!..; (16.10 – 20.10)

Цель – формирование эмоциональной отзывчивости, проявления эстетического отношения к окружающему миру, природе в осенний период времени.

Задачи: 1. тренировать различать и называть погодные явления осенью;  

 2. обогатить представления детей о растениях, плодах, овощах, выращенных на огороде;

     3. закрепить сенсорный анализ окружающих предметов.

  1. Труд людей осенью; (23.10 – 27.10)

Цель – уточнение представлений о видах сельскохозяйственного труда.

Задачи:

1.поддерживать активный интерес детей к труду людей в осенний период времени;  

2.развивать разнообразные переживания детей в процессе общения с природой (удивление, любопытство), вовлекая их в элементарную исследовательскую деятельность (качества, свойства);

3.воспитывать уважение к чужому труду в целом.

Ноябрь    «С чего начинается Родина…» (подготовительная)

Цель - формирование представлений и понятий об окружающей действительности путем совершенствования социально-личностных качеств дошкольников по отношению к малой Родине.

Задачи:

  1. формировать представления детей о семье как о союзе родственных людей;
  2. закрепить понимание того, что необходимо оказывать помощь и взаимовыручку;
  3. продолжать ознакомление с бытом города и деревни;
  4. знакомитьс устным народным творчеством;
  5. развивать знания и представления о родном городе, его улицах, социальнозначимых объектах.

Итоговые мероприятия месяца: выставка работ детей и родителей  «Моя семья (генеалогическое древо)», выпуск фотоколлажа «Сибирь моя бескрайняя…».

Темы недель:

1. Моя родословная;  (30.10 – 03.11)

Цель – формирование представлений о мире близких людей и окружающей социальной действительности.

Задачи: 1. развивать гендерные представления на примере своей семьи;

             2.дать понятие «семейной праздничной традиции»;

             4.расширять кругозор путем знакомства с понятием «генеалогическое древо»;

2. Сибирь; (07.11 – 10.11)

Цель - формирование общих представлений о малой Родине и о Сибири в целом.

Задачи: 1. развивать представления об окружающем мире посредством знакомства с достопримещательностями Западно-Сибирского округа;

             2.познакомить с большими городами Сибири и их достопримечательностями;

             3.воспитывать положительный отклик на народное творчество Сибири;

          4.закрепить представления о родном городе, его достопримечательностях.

3. Столица моей Родины (13.11 – 17.11)

Цель – расширение представлений о столице Родины.

Задачи: 1. формировать общие представления о Москве;

             2. познакомить с достопримечательностями столицы;

             3. познакомить с произведениями о столице.

4. Необъятная моя Россия;(20.11 – 24.11)

Цель – расширение кругозора посредсвом бесед о социальном и природном мире своей страны.

Задачи: 1. продолжать знакомить с историей родной страны, её традициями;

             2. закрепить представления о природных зонах Росии;

             3. познакомить со знаменитыми людьми родной страны;

5. Необъятная моя Россия;(27.11 – 01.12)

Цель – расширение кругозора посредсвом бесед о социальном и природном мире своей страны.

Задачи: 1. продолжать знакомить с историей родной страны, её традициями;

             2. закрепить представления о природных зонах Росии;

             3. познакомить со знаменитыми людьми родной страны;

Декабрь    «Здравствуй, Зимушка-Зима!» (подготовительная)

Цель – закрепление представлений об окружающем мире в зимний период.

Задачи:

  1. расширять кругозор путем ознакомления с особенностями природы зимой;
  2. формировать положительный отклик на красоту зимней природы;
  3. продолжать развивать чувство познания посредством ознакомления с экспериментирования;
  4. продолжать знакомить с семейной праздничной традицией.

Итоговые мероприятия месяца: выставка рисунков в нетрадиционной технике«Еловый лес», новогодний утренник.

Темы недель:

  1. Здравствуй, Зима!; (05.12 – 09.12)

Цель – расширение кругозора путем ознакомления с миром живой природы в зимний период.

Задачи: 1 организовать беседы о жизни животных в зимний период;

                           2. формировать представления о погодных явлениях зимой: мороз, снегопад, пурга, метель, штормовой верет и пр.);

                           3.закрепить представления о труде людей зимой.

  1. Зимы узоры расписные; (12.12 – 16.12)

Цель - формирование положительного отклика на зиму как времени года.

Задачи: 1. рассказать про особенности жизни растений в зимний период ;

               2.продолжать познакомить с понятием «Зимний сад»;

               3.формировать положительный настрой на прогулки в зимний период путем бесед.

  1. Чудеса зимой; (19.12 – 23.12)

Цель – расширение кругозора посредсвом бесед о зиме в родном городе.

Задачи: 1. познакомить с изменениями в родном городе в зимний период;

               2. формировать чувство любознательности путем знакомства с простейшими опытами;

               3. познакомить с правилами безопасности в зимний период.

  1. Новый год;(26.12 – 30.12)

Цель – закрепление понимания семейной праздничной традиции.

Задачи: 1. продолжать знакомить с зимними праздниками и обрядами на территории Западной Сибири;

               2. воспитывать желание участвовать в коллективной подготовке к празднику;

               3. повторить правила безопасности во время организации коллективного праздника.

Январь    «У природы нет плохой погоды» (подготовительная)

Цель - формирование представлений об окружающем мире в зимний период.

Задачи:

  1. продолжать расширять кругозор путем ознакомления с особенностями природы зимой;
  2. приобщать детей к литературе как искусству слова через ознакомление с произведениями малых литературных форм о зиме;
  3. развивать устную речь путем тренировки выстраивания монологической и диалогической речи.

Итоговые мероприятия месяца: создание фотоколлажа «Природа зимой», выставка лепных работ «Спортсмены»

Темы недель:

  1. Зимние прогулки!; (09.01 – 12.01)

Цель – ознакомление с миром природы в зимний период.

Задачи: 1. продолжать тренировать в выстраивании описательного и повествовательного рассказа на основе увиденного;

               2. продолжать знакомить с малыми фольклорными формами: пословицы, поговорки, колядки, пестушки, загадки, дразнилки, колыбельные, игровые песни;

               3.формировать умение объяснять свое эмоционально-оценочное отношение к прочитанному или увиденному;

               4.приучать трудиться сообща (на примере уборки снега на участке).

  1. Природа зимой; (15.01 – 19.01)

Цель - формирование представлений о приспосабливаемости природы к зимним условиям.

Задачи:  1. рассмотреть условия жизни растений зимой (на примере трав, кустарником и деревьев);

               2. рассмотреть картины с зимним пейзажем и обсудить их;

               3. закреплять умение выстраивать описательный рассказ по заявленному образцу;

               4. приучать уважительно обращаться с просьбой ко взрослым и сверстникам.

Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков «Природа Сибири в зимний период».

  1. Зимние виды спорта; (22.01 – 26.01)

Цель – формирование представлений о разнообразии спортивного мира.

Задачи: 1. формирование представлений о спортивной традиции родного края путем ознакомления с Рождественским марафоном;

              2. продолжать развивать чувство любознательности путем знакомства с особеноостями зимней традиции родного края в целом;

              3. познакомить с правилами безопасности в зимний период;

              4. продолжать формировать основы здорового образа жизни через формирование понимания вкусовых качеств при приеме пищи.

  1. Спорт и здоровье рядом идут; (29.01 – 02.02)

Цель – приобщение к основам здорового образа жизни.

Задачи: 1. продолжать знакомить с различными видами спорта зимой;

              2. продолжать формировать основы здорового образа жизни через соблюдение правил гигиены и общее закаливание;

              3. повторить правила поведения в обществе и семье.

Февраль    «Богатырские забавы»  (подготовительная)

Цель - формирование представлений о здоровом образе жизни и дружественных взаимоотношений между детьми.

Задачи:

  1. закреплять представление о себе как о человеке в социуме;
  2. формировать первичное понимание того, как важно сохранить здоровье для гармоничного развития;
  3. продолжать расширять представления о российской армии и защитниках её границ.

Итоговые мероприятия месяца: пополнение альбома с фотографиями «Славное прошлое и настоящее Российской армии», развлечение «Защитники Отечества» с участием курсантов Кадетского корпуса или Танкового института.

Темы недель: 

Секреты здоровья! (05.02 – 09.02)

Цель – расширение представлений о здоровом образе жизни и воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Задачи: 1. Закрепить представления о ЗОЖ путем объяснения основ правильного питания;

           2. продолжать знакомить с о взаимосвязью между спортом и общим состоянием здоровья;

           3. формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.

          4. Дать представление об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.

  1. По страницам армейской истории. (12.02 – 16.02)

Цель - расширение представлений об истории Российской армии.

Задачи: 1. продолжать приобщать к истории развития Российской армии посредством знакомства с фотоальбомами по заявленной тематике;

               2. способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками во время проведения подвижных игр, соревнований и эстафет;

           3. воспитывать положительный отклик на самостоятельную организацию сюжетно-ролевых игр на военную тематику.

  1. Защитники Родины (19.02 – 23.02)

Цель – закрепление понимания военных профессий.

Задачи: 1. знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой;

              2. расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать за щитниками Родины;

              3. продолжать знакомить с правилами безопасности в зимний период.

  1. Широкая Масленица! (26.02 – 02.03)

Цель – приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. закреплять понимание погодных изменений в предверии весны;

               2. приобщать к народным традициям путем знакомства с народным творчеством: устным, промысловым, музыкальным, декоративно-прикладным;

               3. познакомить с основами русского народного быта наших предков.

Март   «Народные промыслы»  (подготовительная)

Цель – знакомство с народными традициями русского быта.

Задачи:

  1. закреплять представление о народной игрушке (дымковская, филимоновская, богородская);
  2. знакомить с народным творчеством на примере представления фольклора (сказки, былины, сказания), а также на примере знакомства с промысловой традицией (гжель, дымка, городец, жестово - орнамент);
  3. продолжать знакомить с семейной праздничной традицией на примере празднования 8 Марта.

Итоговые мероприятия месяца: вечер-праздник для мам (театрализация с участием родителей), выставка рисунков в народном стиле.

Темы недель:

  1. 8 Марта! (05.03 – 09.03)

Цель – формировать представление о значении праздника 8 Марта.

Задачи: 1. продолжать формировать положительный отклик на коллективное творчество (на примере подготовки праздничного вечера-поздравления);

               2. продолжать знакомить с различными погодными изменениями в весенний период;

               3. обратить внимание на тему любви и взаимопонимания в семье.

  1. Декоративно-прикладное искусство России; (12.03 – 16.03)

Цель – знакомство с декоративно-прикладным народным творчеством.

Задачи: 1. продолжать знакомить детей с народной игрушкой (на примере дымковской, богородской и филимоновской игрушек);

              2. тренировать в умении изображать народный промысловый узор (дымка, городец, гжель, жестово);

              3. использовать устный фольклор при организации всех видов детской деятельности.

  1. Русский народный быт (19.03 – 23.03)

Цель – приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. формировать первичные представления об изменениях в природе в весенний период;

               2. формировать первичные представления о трудовом календаре наших предков;;

               3. обратить внимание на взаимосвязь природы и народных узоров на одежде (на примере народного платья).

Итоговое мероприятие: рассматривание картин на заявленную тематику.

  1. Весенние традиции;(26.03 – 30.03)

Цель – приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. формировать первичные представления о трудовом календаре наших предков;

               2. продолжать знакомить с различными изменениями в живой и неживой природе весной;

               3. обратить внимание на взаимосвязь верхней одежды и времени года.

Апрель   «Весна-Красна»  (подготовительная)

Цель –  формирование  представлений об изменениях в живой и неживой природе в весений период.

Задачи:

  1. дать представление о весне как о времени года;
  2. знакомить с изменениями в живой и неживой природе в весений период;
  3. рассказать о труде людей весной.

Итоговые мероприятия месяца: выставка работ-аппликаций на заявленную тему, экскурсия в пожарную часть, вечер подвижныз игр.

Темы недель:

  1. Весна-Красна; (02.04 – 06.04)

Цель – формирование представлений о весне как о времени года.

Задачи: 1. познакомить с изменениями в живой и неживой природе в весенний период;

               2. продолжать знакомить с различными погодными изменениями в весенний период;

               3. разнообразить хороводные игры детей путем знакомства с народной культурой.

  1. День Космонавтики!; (09.04 – 13.04)

Цель – знакомство с представлением о космосе, реактивных скоростях, значении космических спутников в жизни человека.

Задачи: 1. рассказать про первый полет человека в космосе;

              2. рассмотреть иллюстрации на данную тему;

              3. продолжать тренировать рисовать звездное небо с помощью нетрадиционный техники рисования.

  1. Живой мир (животные и птицы) (16.04 – 20.04)

Цель – знакомство с изменениями в живой и неживой природе в весений период.

Задачи: 1. повторить и закрепить представления об изменениях в природе в весенний период;

               2. применять сезонные наблюдения во всех видах творческой деятельности для расширения кругозора;

               3. обратить внимание на перелетных и зимующих птиц.

  1. Труд всегда у нас в почете!; (23.04 – 26.04)

Цель – закрепление понимания о труде людей в период активного снеготаяния.

Задачи: 1. закреплять первичные представления о трудовом календаре наших предков;

               2. формировать положительное отношение к труду через выполнение поручений (дежурств, самообслуживание, коллективный труд);

               3. обратить внимание на взаимосвязь верхней одежды и времени года.

Май   «Здравствуй, май!» (подготовительная)

Цель –  формирование  представлений об изменениях в живой и неживой природе в весенний период.

Задачи:

  1. рассказать о весне как о времени года;
  2. знакомить с праздником 9 Мая;;
  3. обратить внимание на микромир участка: насекомые, растения.

Итоговые мероприятия месяца: подвижные игры на воздухе, экскурсия в библиотеку и почтовое отделение.

Темы недель:

  1. Теплые денечки (30.04 – 04.05)

Цель – закрепление  представлений об изменениях в живой и неживой природе в весенний период.

Задачи: 1. организовать наблюдение за микромиром участка (виды насекомых, птицы, растения, их анабиоз);

               2. закреплять знания о поведении насекомых и птиц, указать на взаимосвязь;

               3. организовывать все виды детской деятельности  вокруг темы весны.

  1. День Победы! (07.05 – 11.05)

Цель – формирование представления оВОв, роли в ней РФ.

Задачи: 1. познакомить с различными родами войск во времена ВОв;

               2. изготовить сувениры для ветеранов войны, познакомить с памятниками Вов в регионе, с героями Вов в регионе;

           3. читать стихи и рассказы о ВОв.

  1. Летние виды спорта; (14.05 – 18.05)

Цель – знакомство с Олимпийским движением..

Задачи: 1. познакомить с летними видами спорта;

              2. тренировать лепить из пластилина человека (спортсмена) в движении;

              3. предложить самостоятельно рассмотреть тематические картинки и составить рассказ по увиденному.

  1. Основы ЗОЖ!;(21.05 – 25.05)

Цель – формирование основ здорового образа жизни.

Задачи: 1. формировать первичные представления о здоровом питании, закливании, спорте;

               2. приучать делать гимнастику на свежем воздухе;

               3. познакомить с признаками лета.

  1. Закаляйся!;( 28.05 – 01.06)

Цель – формирование здорового образа жизни.

Задачи: 1. формировать первичные представления о здоровом питании, закливании, спорте;

               2. приучать делать гимнастику на свежем воздухе;

               3. закреплять представления о лете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать вывод, что приведенная выше информация актуальна, видоизменяется с учетом требований образовательной организации и пополняется другими необходимыми сведениями. Что делает данные рекомендации универсальными.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Инфоурок  https://infourok.ru/kursy/coursePP?doc_dwn=479664 
  2. Бесплатная электронная библиотека http://diss.seluk.ru/m-raznoe/30009346-1-formirovanie-sistemi-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-vospitaniya-detey-molodezhi-obrazovatelnih-uchrezhdeniya-vseh-vidov-tipov-metodi.php
  3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
  4. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины...

Методические рекомендации по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Рекомендации для воспитателей детских садов по  нравственно-патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Дистанционный образовательный проект «Если вирус близко – сидим дома с пользой» (содержит комплекс методических рекомендаций для родителей по семейному воспитанию детей дошкольного возраста)

В связи с современными реалиями: развитием современных технологий, информатизацией общества, эпидемиологической ситуацией воспитатель должен подстраиваться под ситуацию и находить новые подходы к взаи...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...