"Методические рекомендации по организации духовно - нравственного воспитания "
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания»
Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников:
- формировать духовное устремление и нравственное сознание;
- формировать мотивационную (эмоционально-волевую) сферу личности;
- формировать нравственное поведение.
Развитие нравственного сознания ребенка предполагает формирование духовно-нравственных идеалов, понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов.
Приобщение детей к духовно-нравственной традиции народа предполагает формирование у них представлений о семье; расширение представлений об основных духовно-нравственных категориях и понятиях: добро-зло, послушание-непослушание, честный-лживый и т.д.; обучение детей правилам этикета и правилам поведения.
Задача по формированию мотивационной (эмоционально-волевой) сферы личности обеспечивает развитие духовно-практической сферы личности ребенка.
Эта задача предполагает освоение детьми традиционной культуры; воспитание у них желания следовать нравственным образцам положительных героев сказок и рассказов; заботливого отношения к растениям и животным; внимательного отношения к близким; трудолюбия, уважения к людям и бережного отношения к результатам труда.
Задача по формированию нравственного поведения обеспечивает развитие высшей духовно-практической сферы личности ребенка.
Эта задача обеспечивает развитие у детей способности различать нравственное и безнравственное («хорошее» и «плохое») в сказке, рассказе и жизни и делать правильный моральный выбор.
Вместе с тем решение этой задачи предусматривает развитие у детей коммуникативных навыков готовности к взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; привычки к занятиям, полезной деятельности; бережному отношению к своему здоровью; самостоятельности выбора нравственного поступка.
Для решения этих задач используются следующие группы методов:
- Формирование сопереживания и сострадания, воспитание отзывчивости через обращение внимания детей на эмоциональное неблагополучие сверстников и формирование умения преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. К ним относятся методы переноса чувств и эмоций анализируемого персонажа в реальные жизненные ситуации, формирования потребности в проявлении гуманных чувств, отвечающих нравственным нормам.
- Формирование духовно-нравственных представлений и моральных оценок. К ним относятся методсоздания проблемных ситуаций, постановка и решение нравственных задач, игры-драматизации с использованием ситуаций морального выбора.
- Формирование практического опыта духовно-нравственного поведения и воспитание нравственных привычек. К ним относятся пример взрослого или других детей, целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей, организация совместной деятельности, совместная игра и др.
Особое внимание уделяется формам сотрудничества семьи и детского сада:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, дидактические игры, литература;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы), ориентированных на формирование традиций духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации.
Они могут быть организованы как социально-педагогический проект. Задачи такого проекта:
- развивать воспитательную, культурно-просветительскую работу детского сада;
- укреплять семейные и детско-родительские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация духовно -нравственного воспитания в рамках образовательной организации». Проект: "Возвращение к истокам"
Духовно- нравственное воспитание наиболее актуально в наше время....
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания в ДОУ.
Дошкольный возраст очень важен в дальнейшем воспитании и развитии ребенка. Ведь именно здесь ребенок развивается не только интеллектуально, но и формируется его характер, интересы, закладываются основ...
Методические рекомендации по организации духовно- нравственного воспитания в детском саду
Духовно- нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус:оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики.Приоритенным направлением нашего до...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей
Дошкольное детство - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Методические р...
«Уроки добра маленьких волонтёров» Организация духовно-нравственного воспитания в образовательной организации
Создание в детском саду волонтерское движение, объединив воедино заинтересованных педагогов и родителей, а так же детей подготовительной к школе группы и их участие в добровольных, социально-важных...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Данная работа содержит краткую информацию по организации работы в духовно-нравственном направлении и примерное тематическое планирование для подготовительной группы, которое может быть образцом для на...