Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания в ДОУ.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст очень важен в дальнейшем воспитании и развитии ребенка. Ведь именно здесь ребенок развивается не только интеллектуально, но и формируется его характер, интересы, закладываются основы личности, формируются такие чувства как: гражданственность, долга, любовь к Родине, уважение к старшим.
Обращение к национальным традициям позволит осуществить преемственность поколений, сформировать духовные качества, необходимые для утверждаемого ими поведения (честность и справедливость, простота, бережливость, скромность и т.п.). Национальные традиции раскрывают исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности.
Методические рекомендации направлены на:
· включение детей в этнокультурную традицию как ее дальнейших носителей и продолжателей;
· организацию в доступных для ребенка формах освоение культурного наследия России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации духовно-нравственного воспитания в ДОУ.
Цель: выработать такие рекомендации, которые дадут возможность реализовать большой воспитательный потенциал национальных традиций и обеспечат раннюю социализацию ребенка.
Разработка таких методических рекомендаций необходима, так как в обществе, с одной стороны наблюдается низкий уровень национального самосознания, негативное отношение к своей национальной принадлежности (прежде всего у русских), незнание своих национальных традиций, пренебрежительное отношение к народной культуре, с другой стороны - увлечение иностранным образом жизни, пропаганда ценностей, мировоззрения, идеалов, норм и правил поведения.
Особенно тревожит то, что детей окружают иностранные игрушки: трансформеры, роботы, различного рода монстры; телевидение, а тем более домашнее видео изобилуют мультфильмами и художественными фильмами, очень часто пропагандирующими насилие, жестокость.
Образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры, свои национальные традиции.
Дошкольный возраст очень важен в дальнейшем воспитании и развитии ребенка. Ведь именно здесь ребенок развивается не только интеллектуально, но и формируется его характер, интересы, закладываются основы личности, формируются такие чувства как: гражданственность, долга, любовь к Родине, уважение к старшим.
Обращение к национальным традициям позволит осуществить преемственность поколений, сформировать духовные качества, необходимые для утверждаемого ими поведения (честность и справедливость, простота, бережливость, скромность и т.п.). Национальные традиции раскрывают исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности.
Методические рекомендации направлены на:
- включение детей в этнокультурную традицию как ее дальнейших носителей и продолжателей;
- организацию в доступных для ребенка формах освоение культурного наследия России.
Для организации обучения и воспитания детей предлагаются следующие блоки занятий:
- Блок ООД “Мы - русские”.
Блок ООД “Мы - русские” приобщает детей к национальной истории, традициям, быту русских людей, знакомит с национальными героями, талантливыми людьми, способствует формированию национального самосознания, уважение памяти предков.
ООД по теме: “История Тамбова. Известные люди нашего города”.
Общеобразовательный компонент: основание города, его история. Исторические места. Известные люди нашего города.
Воспитательный компонент: воспитывать любовь к родному городу, уважение и интерес к его истории, гордость за его прошлое.
ООД по теме: “Знакомство с предметами русского быта, русской избой, национальной кухней”
Общеобразовательный компонент: знакомить детей со стариной: с крестьянской избой, ее убранством, утварью (подробно остановиться на назначении некоторых предметов). Познакомить с основными продуктами питания русского человека, с пословицами о хлебе.
Воспитательный компонент: воспитывать уважение и любовь к русским обычаям, бережное отношение к традициям русского народа.
ООД по теме: “Российская история”
Общеобразовательный компонент: познакомить с историей образования названия национальности “русские”. Славяне, образование государства “Киевская Русь”. Крещение Руси. Монголо-татарское завоевание, борьба за независимость (Куликовская битва). Ледовое побоище. Правление Петра I, Екатерины II. Россия до революции 1917г. Революция 1917г. Великая отечественная война, Современная Россия.
Воспитательный компонент: воспитывать интерес к истории, чувство гордости за родную страну; акцентировать внимание на нравственных качествах русского народа, помогавших выстоять в трудные годы, уважительное отношение к своим древним корням, воспитывать уважение к памяти предков.
ООД по теме: “Наши великие соотечественники”
Общеобразовательный компонент: познакомить с историческими личностями: Рюрик, Святослав, князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский , Андрей Рублев, Иван Федоров, Петр I, Екатерина II, А.В. Суворов, М,В, Ломоносов, П.И. Багратион, М.И. Кутузов, Д.В. Давыдов, А.С. Пушкин, М.И. Глинка, И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, И.И. Левитан, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин.
Воспитательный компонент: Воспитывать гордость за великих соотечественников, желание быть похожим на них.
- Блок ООД “Родные просторы”.
Блок “Родные просторы” знакомит с многообразием живой природы, формирует сознание необходимости бережного к ней отношения, истоки которого - в традициях русского народа, вселяет гордость за нашу необъятную страну.
Цель: дать детям в доступной, увлекательной форме знания о родной природе, воспитывать любовь, ответственное отношение к ней.
ООД по теме: “Наши великие соотечественники”
Общеобразовательный компонент: Что такое “природа”. Физико-географические особенности Тамбовской области, расположения и границы области, реки (Цна, Ворона, Воронеж, Савела, Битюг - принадлежат бассейну двух рек: Волги и Дона); растительность: леса, поля, луга, болота, степи; озера: Рамза, Кипец. Животный мир: медведь, волк, лиса, лоси, горностаи, дикие кабаны, большой тушканчик, заяц русак, хорь, различные виды мышей, кроты, выхухоль, ондатра. Птицы: ласточки, грачи, скворцы, утки, цали, снегири, синицы, голуби, воробьи и др. Полезные ископаемые: гранит, известняк, песок, глина, торф.
Воспитательный компонент: понимать значение природы в жизни человека, формировать бережное отношение к окружающему нас миру. Подвести к осознанию того, что Тамбовская область со всем своим многообразием животного и растительного мира часть России, природный мир которой также богат и разнообразен. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к его растительному и животному миру.
ООД по теме: “Растения России”
Общеобразовательный компонент: Отличительные признаки растений. Деревья, кустарники, травы. Разнообразие красок и цветов. Части растений (листья, корни, стебель и т.д.). Сезонные изменения в жизни растений. Культурные, комнатные, лекарственные, ядовитые растения.
Растения крайнего севера и тундры: лишайники, морошка, голубика, брусника, мох, карликовая береза.
Растения лесной полосы: ель, сосна, лиственница, пихта, сибирский кедр, ясень, осина, липа, береза, дуб; малина, черника, клюква, земляника и т.д.
Растения степей и полупустынь: ковыль перистый, перекати-поле, черный саксаул, тюльпан, верблюжья колючка.
Субтропические леса и области высокой поясности: бук, бамбук, эвкалипт, кипарис; эдельвейс, барбарис.
Воспитательный компонент: Воспитание эстетического отношения к растениям, умение любоваться красками цветов, узорами листьев. Формировать умение различать лекарственные, ядовитые растения (опираясь на традиции).
ООД по теме: “Животные России”
Общеобразовательный компонент: разнообразие животного мира, кто что ест (хищники, травоядные). Где чей дом. Значение окраски в жизни животных. Связь животных с место обитанием. Сезонные изменения в жизни животных. Дикие и домашние животные.
Животные крайнего севера и тундры: белый медведь, морж, тюлень, волк, песец, северный олень; птицы: белая сова, белая куропатка, чайка моевка, полярная крачка.
Животные лесной полосы: лось, лось, бурый медведь, кабан, пятнистый олень, тигр, рысь, волк, лиса, бобр, заяц, соболь, куница, белка; змеи: уж, гадюка; птицы: тетерев, глухарь, дятел.
Животные степей и полупустынь: верблюд, кулан, сайгак, тушканчик, суслик, джейран; птицы: степной орел, дрофа.
Субтропики и области высокой поясности: рысь, снежный барс, горный козел, архар, косуля, винторогий козел.
Воспитательный компонент: воспитание бережного отношения к животным, понимания разнообразия видов, необходимости их защиты, неправомочности деления на “красивых” и “некрасивых”, “вредных” и “полезных”.
- Блок ООД “Народное искусство”
Блок ООД “Народное искусство” приобщает детей к мудрости народа, его духовному богатству, доброте, жизнелюбию, вере в справедливость, необходимости добросовестного труда, уважению к человеку, удовлетворяет потребность в общении.
ООД по теме: “Устное народное творчество”
Общеобразовательный компонент: познакомить детей с потешками, поговорками, загадками, пословицами, скороговорками, частушками, былинами, сказками. Вызвать интерес к образам народного искусства, создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных произведений, их выразительных средств, таких как: эпитеты, сравнения олицетворения, юмор (как средство выразительности), формировать понимания содержания произведений, учить придумывать, сказку, загадку, пословицу.
Младший дошкольный возраст.
Потешки: “Ладушки”, “Пальчик-мальчик”, “Петушок-петушок”, “Киска-киска”, “Солнышко-ведрышко”, “Катя-Катя”, “Сорока болобока”, “А баиньки-баиньки”, “Наша Маша маленька...”, “Водичка-водичка”, “Заинька, походи”, “Вот и люди спят”, “Как у нашего кота...”, “Пошел котик на торжок...”, “Курочка-рябушка”, “Травка-муравка”.
Сказки:
для младшего дошкольного возраста:
“Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и козлята”, “Теремок”, “Колобок”, “Кот, петух и лиса”, “Маша и медведь”, “Заюшкина избушка”, “Лиса и заяц”.
для среднего дошкольного возраста:
“Смоляной бочок”, “Зимовье”, “Заяц-хвастун”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Лиса и кувшин”, “Лиса и рак”, “Гуси-лебеди”, “Привередница”, “Мороз, солнце и ветер”, “Сивка-бурка”;
для старшего дошкольного возраста:
“Царевна Лягушка”, “Семь Семионов - семь работников”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Одноглазая, двуглазка и триглазка”.
Воспитательный компонент: Формирование любви к родному краю, березного отношения к нему.
ООД по теме: “Народная музыка”
Формы работы: занятия, повседневная жизнь, народные праздники.
Общеобразовательный компонент: учить различать чередование длинных и коротких звуков, точно воспроизводить ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движением руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелографе (длинными и короткими полосками), учить чисто интонировать звуки, различные по высоте, расширять диапазон голоса, учить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивать умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков, учить петь в заданной тональности; по заданному звуку, по тональной настройке фортепьянного вступления, находить нужный темп и динамику при импровизации песен определенного содержания, сохранение темпа при исполнении песни; учит ребенка не разрывать слово, формировать навыки петь индивидуально, коллективно, с сопровождением и без него.
Воспитательный компонент: ненавязчиво, в игровой форме знакомить с бытом и обычаями русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Вызывать интерес детей, приносить им чувство радости. Создавать хорошее настроение, обеспечивать эмоционально-психологическое благополучие.
ООД по теме: “Изобразительное творчество детей”
Общеобразовательный компонент: учить изображать простые предметы и явления окружающей жизни. Познакомит с бумагой, карандашами, фломастерами, гуашью, учить правильно их использовать. Учить детей рисовать прямые, волнистые линии, пятнышки, кольца, точки. Познакомить с дымковской игрушкой. Учить замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрациях, народной игрушке. Учить украшать различные силуэты: юбка дымковской барышни, платочек и т.д. Знакомить со свойствами глины и пластилина, учить правильно пользоваться глиной. Осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором: потешки, песенки, загадки. Расширять представление детей о форме предметов. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности, используя варианты формы по величине, дополняя основную форму того или иного предмета характерными деталями и используя разнообразные цвета. Учить самостоятельно находить способ изображения предметов, применять полученные знания и умения в изобразительной деятельности. Продолжать знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства - дымковская и филимоновская игрушка. Учить замечать сочетание цветов, расположение узора. Познакомить с иллюстрациями к произведения малого устного фольклора (худ. Ю. Васнецов), со скульптурой малых форм, учить понимать их содержание. Знакомить с элементами декоративной росписи, народными промыслами.
Воспитательный компонент: воспитывать устойчивый интерес к рисованию, лепке, аппликации; эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; желание заниматься изобразительным творчеством; воспитывать чувство индивидуальной ответственности за выполнение коллективного дела, воспитывать интерес к русской культуре.
4. ООД “Праздники, обряды, развлечения”.
Блок “Праздники, обряды, развлечения” - предложены традиционно русские народные праздники, указаны предшествующие каждому празднику занятия и задачи, решаемые на этих занятиях. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, а народные игры почти исчезли сегодня из детства. Данный блок занятий предлагает перечень традиционных игр к каждому празднику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации по организации духовно - нравственного воспитания "
Задачи воспитания...
«Организация духовно -нравственного воспитания в рамках образовательной организации». Проект: "Возвращение к истокам"
Духовно- нравственное воспитание наиболее актуально в наше время....
Методические рекомендации по организации духовно- нравственного воспитания в детском саду
Духовно- нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус:оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики.Приоритенным направлением нашего до...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей
Дошкольное детство - важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Методические р...
«Уроки добра маленьких волонтёров» Организация духовно-нравственного воспитания в образовательной организации
Создание в детском саду волонтерское движение, объединив воедино заинтересованных педагогов и родителей, а так же детей подготовительной к школе группы и их участие в добровольных, социально-важных...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...
Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Данная работа содержит краткую информацию по организации работы в духовно-нравственном направлении и примерное тематическое планирование для подготовительной группы, которое может быть образцом для на...