Проект "Использование ИКТ в работе музыкального руководителя"
проект на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект
«Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя»
Выполнила:
Молчанова Татьяна Михайловна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №5»
г. Гусев
2017 -2018 уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление | стр |
Введение | 3 |
Глава 1.Теоретическое обоснование проекта | 3 |
1.1 Актуальность проблемы | 3 |
1.2 Анализ проблемы. Преимущества ИКТ, проблемы и противоречия | 6 |
Глава 2. Реализация и содержание проекта | 7 |
2.1 Цель и задачи проекта | 6 |
2.2 Проектное решение | 8 |
2.3 Функции ИКТ | 9 |
2.4 Использование в ДОУ и семье предназначенных для дошкольников информационно-образовательных ресурсов развивающего характера | 10 |
2.5 Использование ИКТ в различных видах деятельности детей | 14 |
2.6 ИКТ и вариативные формы деятельности музыкального руководителя | 19 |
Заключение. Вывод | 22 |
Ожидаемые результаты | 23 |
Литература | 24 |
«Каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим
или вышагивать пятками назад»
Анатолий Гин.
Руководитель международной
лаборатории Образовательных технологий
«Образование для Новой Эры»
Введение. Аннотация
В статье говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области «Музыка».
Глава 1
1.1 Актуальность.
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, нашу жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Сегодня информатизация –это один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
В периодической печати уже на протяжении несколько лет обсуждается проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразное использование информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в музыкальные занятия.
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.
1.2 Анализ проблемы
Преимущества ИКТ (слайд 2)
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме повышает интерес дошкольников к деятельности;
- Информация через компьютер подается в понятной для детей форме, наглядно и образно;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- постановка проблемных задач, правильное их решение является стимулом познавательной активности детей;
- Мультипликация, движения, звук надолго привлекают внимание ребенка;
- ИКТ реализуют индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста.
- компьютер создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха" потому, что никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты;
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя: (слайд 3
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.
- Бесплановость, случайность применения ИКТ.
- Перегруженность занятия демонстрацией
- Низкая эффективность использования ИКТ с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
- Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов.
- Недостаточное программное обеспечение педагогической и управленческой деятельности.
- Недостаточное количество мультимедийного оборудования для проведения онлайн- конференций, семинаров, участие в вебинарах.
- Недостаточное количество оборудования для организации образовательного процесса с детьми.
В связи с этим выявились противоречия: (слайд 4
- Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением учреждения.
- Между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Проблема заключается в отсутствии системы эффективного использования современных компьютерных технологий педагогическим коллективом.
Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных информационных технологий.
Глава 2. Реализация и содержание проекта
2.1 Цель: (слайд 5)
Повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.
- Сформировать ресурсную базу, подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.
- Модернизация и поиск более эффективных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников.
- Создание мультимедийных презентаций
- Изучение нового программного обеспечения PROSHOW PRODUCER
Целевая группа проекта: Дети дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители воспитанников
Объект исследования: Методическое обеспечение музыкального образования в условиях ФГОС
Предмет исследования: ИКТ в работе музыкального руководителя
Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 г. – май 2018 г.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Акустическая система microlab
- Ноутбук FUJITSU
- Микшерный пульт YAMAHA MG10
- Радиосистема INVOTON WM210 (микрофоны)
- Акустическая система INVOTONEVO 15A (колонка для улицы)
- Акустическая система INVOTONIPS 12LA (2 колонки для зала)
- Мультимедийная доска
- Комплект мультимедийных презентаций
- Фотоаппарат
- Медиатека музыкального руководителя
- Звуковая карта
2.2 Проектное решение
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.
Что же такое ИКТ?
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Вообще говоря, любая педагогическая технология- это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
2.3 Функции компьютера и различные формы ИКТ (слайд 8)
Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?
1. Источник (учебной, музыкальной) информации
2. Наглядное пособие
3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
4. Средство подготовки выступлений.
Я в своей работе широко использую ИКТ в различных формах:
- Подбор иллюстраций к занятиям, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек,
- подбор и создание дополнительного познавательного материала к занятиям;
- оформление буклетов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности детей. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
- С удовольствием создаю серии презентаций к занятиям, праздникам, развлечениям, консультациям;
- оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование отчетов и т.п.). Компьютер значительно упрощает процесс, существенно экономит время;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker);
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы;
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
- создание электронной почты;
- создание странички на международном образовательном портале maam. ru. Участие в конкурсах разного уровня по интернету.
2.4. Использование в ДОУ и семье предназначенных для дошкольников информационно-образовательных ресурсов развивающего характера
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышениероли информации, превращение еев одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:
– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
– принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;
– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
– принцип наглядности (интерактивной наглядности). С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
– принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
– принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
–принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;
– принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления….
Создание образовательного контента для организации игровых сеансов
Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе[1].
При подготовке контента (презентации, викторины, диафильмы и т. п.) необходимо учитывать:
- общедидактические принципы подготовки материалов;
- психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;
- эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе….
Стимулирование познавательной активности (формирование мотивации) – необходимая составляющая воспитательно-образовательного процесса, которая должна поддерживаться на протяжении всего занятия. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки, а также качество представления контента не оправдывает его ожиданий.
Создание предпосылок к восприятию материала. Для создания предпосылок к восприятию материала будут полезны такие виды деятельности как создание положительной психологической атмосферы, предварительные беседы, чтение художественной литературы в группе, организация тематических игр и т. д.
Подача материала на занятии. Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых задач. Важной задачей является корректное оформление порций образовательного/воспитательного материала (слайд, кадр, музыкальное сопровождение и т. д.)
Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:
Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств.
Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные технологии в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений?
Ответ - новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде деятельности дошкольников:
непосредственной образовательной деятельности;
при индивидуальной работе с детьми;
на праздниках и развлечениях;
в повседневной жизни и самостоятельной деятельности
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Это позволяют сделать ИКТ
Раннее детство - не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому в жизнь детей дошкольного возраста вносить что-то новое следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно- коммуникационные технологии в обучение детей.
При использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут (М. Степанова - заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, кандидат медицинских наук, г. Москва).
2.5 Использование ИКТ в различных видах деятельности детей (слайд 9)
Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Идею использования движения как средства формирования музыкальности детей выдвинул швейцарский учёный и композитор Э.Ж. Далькроз. По его мнению, ритм музыки и пластики объединяются в движение.
Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или помочь освоить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ: если движения русские народные - могу надеть русский костюм с красными сапожками; если переменный шаг или вальс - то в классической чёрно - белой одежде. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же.
Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы
дети точно передавали особенности того или иного произведения. Очень удобно использовать презентации для выполнения различных перестроений, где на слайдах изображаются схемы перемещений. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах; но очень мало классической музыки. Я стараюсь восполнить этот пробел в музыкальном воспитании.
В нашей медиатеке накоплен большой видео материал для слушания, например: Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка», Мусоргский «Избушка на курьих ножках», Чайковский «Песня жаворонка», Волков «Капризуля», Свиридов «Маленький упрямец», и т.д. Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.
…Многие из материалов размещаю на сайте детского сада, чтобы родители смотрели и слушали вместе с детьми. Если ребёнок растёт в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.
Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. Ребята научились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном – поэтому развивается речь, мышление, художественный вкус, тем самым осуществляется интеграция нескольких областей развития.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.
Песня - ценное средство нравственно - эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера, или аудиозапись. Для лучшего запоминания текста, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику. А так же применяю презентации для развития голоса, дыхания, активно использую артикуляционную гимнастику в сопровождении видеоряда. Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений «Кисточка», «Веселый медвежонок», «Снежинка», «Самолет» и пр., следуя за схематическим изображением мелодии на экране.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике, поэтому я широко применяю их в своей деятельности. Заимствую из интернета и создаю авторские игры-презентации. Такие игры, как: «Музыкальный светофор», «Ветерок», «Домик крошечка», «Птица и птенчики», «Бубенчики» направлены на развитие звуковысотного слуха. Попевки «Кукла», «Зайка», «Лиса по лесу ходила» и др. помогают наглядно увидеть, а не только услышать движение мелодии.
Тембровый слух очень хорошо помогают развить такие игры, как «Узнай звуки», «Попугай повторяй». Дети очень любят игры на развитие ритмического восприятия «Львенок и ритмы», «Озорная полечка», «Овощные ритмы», «Мы украсим елочку», «Что приносит Дед Мороз» и др. Они являются переходным, связующим звеном к игре на детских музыкальных инструментах. Здесь важна последовательность в разучивании. Алгоритм следующий:
1.Сначала детей знакомят с разнообразными ритмическими рисунками.
2. Учат их узнавать и воспроизводить по графическим изображениям
3. Дети играют их на разных музыкальных инструментах
4. Дети сами придумывают комбинации из различных ритмических рисунков.
В конце года провожу разнообразные викторины с целью закрепления знаний детей, а также в целях диагностики. Тестовые задания создаю сама в понятной для дошкольников игровой форме. С помощью интерактивной доски, дети сами отвечают на вопросы, решают поставленные задачи. И, надо сказать, делают это с огромным удовольствием.
Мультимедийные презентации помогают мне с успехом применять здоровье сберегающие и коррекционные технологии -это:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Психогимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Арт терапия
- Логоритмические попевки
При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Для того, чтобы облегчить процесс исполнения детьми того или иного музыкального произведения, вовремя вступить нужному инструменту, создаю специальный видеоряд, где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент.
Праздники, развлечения, досуги
Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.
На праздниках и развлечениях использую видеопрезентации в нескольких направлениях.
Первое-это анимационный фон. Включаю видеоролики для создания праздничной атмосферы. Зачастую это требует большой предварительной работы. Например, на День Матери я заранее собирала фотографии мам с детьми. Получился очень трогательный видеоролик, который понравился всем.
Другое направление- это когда видеопрезентация становится частью сюжетной линии. Например, дети собирают листочки на Чудо- дереве в течение утренника или открываются волшебные окошки Осени при выполнении детьми определенных заданий. Очень часто на праздниках и досугах к детям с экрана обращаются мульт герои с какой-либо просьбой, Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, и т. д.
2.6 ИКТ и вариативные формы деятельности музыкального руководителя
ИКТ применяю не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочную фото презентацию, где показаны разнообразные варианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видео - выставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах представляю мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада», «Экспериментальная деятельность – Ребенок в мире звуков», «Здоровье сберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др.
ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе).
В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http://dohcolonoc.ru/, http://www.musical-sad.ru/, http://kladraz.ru,http://maam.ru/, http://nsportal.ru, сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX.ru и другие. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.
Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. выступаю с презентациями на родительских собраниях, использую ИКТ для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.
Необходимо отметить, что одной из инновационных форм работы с родителями является открытие официального сайта детского сада, где родители могут знакомиться с условиями, динамикой и своеобразием осуществления образовательной работы с детьми в детском саду. Доводится до сведения родителей необходимая информация по вопросам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе, развития его способностей.
Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического характера. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Многие родители с интересом знакомятся с материалами сайта.
Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.
С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.
Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, Movavi Video Editor, Camtasia Studio.
На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.
Вывод
Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.
Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
- Повышение эффективности процесса обучения.
- Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
- Активизация познавательной деятельности детей.
- Создание единой информационной среды.
- Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.
Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.
Ожидаемые результаты
- Значительно повысить мотивацию дошкольников в образовательной области «Музыка»
- Повысить качество знаний детей по специальным разделам музыкального воспитания.
- Создание единой информационной среды.
- Совершенствование навыков владения информационно коммуникативными технологиями педагогов ДОУ
- Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ
Программа повышения собственной ИКТ – компетентности.
Работа с графикой, видео и звуком
1. Растровый редактор Photoshop
2. Записывать звук и видео на компьютер с помощью веб-камеры
3. Освоить и записывать музыку в музыкальном редакторе Sibelius 6
4. Photodex ProShow Producer – программа для профессионального создания презентаций от Photodex
Список литературы:
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5;
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;
- Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6;
- Моторин, Воспитательные возможности компьютерных игр//Дошк. воспитание. – 2000. № 11;
- Новосёлова, С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. - № 3;
- Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств». М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Комарова, Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» / Т. С. Комарова — М., 2011.
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Интернет-ресурсы:
- Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе. http://nsportal.ru/
- Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/
- Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе.» – www. pedsovet.org
- Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http://belyk5.narod.ru/
- Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста». http://doshkolnik.ru/
[1] ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»
Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...
Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"
Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...
Статья "Проектная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы музыкального руководителя)
Проектная деятельность музыкального руководителя в ДОУ...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»
Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...
Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя)Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный возра...