Сенсорно-двигательные игры для детей раннего возраста.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №29 «Рябинка»
Консультация для воспитателей
«Сенсорно-двигательные игры с детьми раннего возраста»
Подготовила
воспитатель:
Золотова О.А.
Саров
2017
Известно, что в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия и целенаправленность движений. Современная педагогика формирование этих качеств, связывает с физическим воспитанием. Однако это сводится не только к тренировке движений и развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а также со становлением чувства Я.
Общее развитие ребенка невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесие и чувство осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя - играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. От владения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению, и в целом школьному обучению.
Чтобы сенсорно-двигательные игры отвечали своему назначению, следует помнить об исполнении 2 условий:
- действия взрослого должны быть выразительны, эмоционально окрашены, он уделяет пристальное внимание к ребенку;
- позиция малыша – активно-воспринимающая, полная вниманием к взрослому.
В сенсорно-двигательной игре главный акцент делается не на видимой похожести движения, а на том, как ребенок внутренне проживает его. Он должен не столько выражать некий образ, сколько сам погружаться в его проживание, преподносить образ себе самому. Иными словами, соединить себя с собственным движением, максимально его прочувствовать. Акцент, таким образом, переносится с внешнего плана на внутренний.
Разумеется, различные двигательные впечатления дети получают из обычной жизни. Но характер современной жизни таков, что дети мало двигаются. Следствие этого – весьма скудный телесный опыт. Это с одной стороны, а с другой – бедность тактильных ощущений из-за недостатка общения с родителями, с природой. Сенсорно-двигательные игры дают ребенку опыт телесного переживания самого себя и способствуют всестороннему развитию. Они позволяют разнообразить занятия, напитать бодростью и радостью движения, сделать общение увлекательным и веселым, насыщенным и познавательным.
Эта проблема и легла в основу моей работы: «Роль сенсорно – двигательных игр в речевом развитии детей раннего возраста».
В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу . Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присущи следующие черты:
• рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
• ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро–медленно, высоко–низко, далеко–близко, крепко–нежно и т.д.;
• повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
• эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.
К каждой игре даны пояснения или особые указания о том, что именно она развивает и как связана с формированием пространственно-двигательного образа себя. Однако, прежде чем перейти к их описанию, остановимся на некоторых организационных моментах.
Целесообразно заранее предусмотреть размещение стульев в какой-то одной стороне группового помещения и значительное свободное пространство в центре группы. Это позволит вначале рассадить детей, а потом, не отвлекаясь на перестановку, перейти на свободное место для проведения подвижной части игры. Такой подход организует малышей, упорядочивает их внимание, ориентирует на предстоящие события, помогает им сконцентрироваться.
Маленькому ребенку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. В дошкольном же возрасте ребенок постепенно становится способным все более управлять собой, находить и удерживать свое место в кругу. Поэтому со временем дети вполне могут рассаживаться в круг на полу. Итак, для начала всем детям, независимо от возраста, лучше располагаться на стульях – ставим стулья в правильный полукруг с небольшим интервалом (в один стул). Такое расстояние создает детям достаточное пространство для жестов и обеспечивает внимание благодаря близости ведущего, сидящего здесь же, в кругу. Что важно? Чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал, если таковой предусмотрен. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутом ткани.
Сенсорно-двигательные игры по своему содержанию охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления.
Таким образом, сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на детей с особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помогает пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному — овладеть собой.
«Медведь в берлоге».
Цель игры: развитие пространственного восприятия.
Материал: белая ткань (плотное полотно), игрушка – медведь.
Ход игры
Взрослый считалкой выбирает ребенка-водящего. Водящий получает игрушку, приседает на корточки. Со словами «Это медвежья берлога» взрослый накрывает водящего тканью и предлагает детям, взявшись за руки, хороводом идти вокруг «берлоги», напевая трехстишие.
Медвежонок-лежебока
Спит в своей берлоге.
Хоть в лесу все тихо,
Но ты смотри получше,
Потому что чутко спит
Он под сосной колючей.
На слог чей дети выставляют ногу вперед, поближе к берлоге, но так, чтобы не потревожить медведя. А водящий, находясь в берлоге, должен дотронуться игрушечным мишкой до чьей-либо ноги. Тот, кто попался, принимает роль обитателя берлоги.
«Как на тоненький ледок».
Цель: развитие произвольного управления собственным телом.
Материал: бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани (для каждой пары).
Ход игры
Первая часть («Одевание») – дети сидят на стульчиках, затем разыгрывается подвижная часть.
1. Наденем на ножки теплые сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).
2. Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).
3. Наденем пальтишки (гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую).
4. Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).
5. И шапки пуховые (двумя руками обхватываем голову).
6. И застегнемся: Вот так, вот так! (Ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы.)
Пуговка к пуговке в ряд.
Что ж, готовы? Это дело!
И пойдем гулять мы смело!
Дети встают, переходят на свободное место, образуя пары. Каждая пара – «лошадка» и «всадник». На «лошадке» (она стоит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Лошадка начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается»всадник». Движения выполняются на мотив русской народной песни.
7. Как на тоненький ледок (идем медленно, высоко поднимая колени)
Выпал беленький снежок.
8. Выпал беленький снежок (шаг ускоряем), ехал Ванечка – дружок.
9. Ехал Ваня, поспешал (подскоки).
10. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).
11. Он упал и лежит (расслабляемся на 10-30 секунд). Никто к Ване не бежит.
12. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы под козырек), прямо к Ване подбежали.
13. На коня Ваню сажали (встаем, берем за уздечку «лошадку»), в путь – дорогу провожали.
Песенка повторяется в более интенсивном исполнении 2-3 раза.
14. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем). Не смотри по сторонам! А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги), на белые дорожки!
«Осенняя прогулка».
Цель: восприятие пространства тела и пространства окружения, развитие умения сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении.
Материал: корзинка, наполненная осенними листьями.
Ход игры:
Образуется круг.
1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами).
2. Большие ноги бежали по дороге (на каждый слог большой шаг).
3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).
4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте, 2-3 раза).
5. Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.) Потеряли сапожок (сохраняем равновесие), потеряли, потеряли, потеряли сапожок.
6. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз). Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)
«Дождик».
Цель: учить сохранять равновесие, управлять своим шагом. Способствовать восприятию пространства тела и пространства окружения
Материал: большой лоскут ткани, лоскуты серо-голубой ткани.
Ход игры:
1. Солнышко ясное по небу ходило, солнышко ясное все лето светило (ведем хоровод).
2. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).
3. Светить перестало (приседаем на корточки).
4. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками.) Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на10-20 секунд), пока дождик льет и льет.
5. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки.) Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увеличиваем темп и громкость.) Ты не капай сильно так.
6. дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки), в руки не дается.
7. Дождик-дождик-дождик льет, (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу) и гулять нам не дает.
8. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук.) Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань — это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети. «Слушаем» тишину.)
9. Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать!
Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки»
«Просыпайся, детвора!»
Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве. Развитие равновесия, координации, ловкости, внимания, зрительно-пространственной ориентации.
Ход игры
Дети сидят на стульчиках, затем в соответствии с сюжетом перемещаются на свободное пространство.
1. В нашем маленьком домике (кладем голову на колени, закрываем глаза) в колыбельке спят детишки.
2. Вот с кровати кувыркнулись (согнутыми в локтях руками крутим перед собой катушку).
3. Быстро-быстро все проснулись (руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд).
4. Нос, лоб, голова (касаемся руками).
5. Уши, щеки.
6. И глаза спрятались и нашлись (закрываем ладонями).
7. Плечики-плечики (плотно оглаживаем плечи).
8. Спинка и грудь (поглаживаем спину и грудь). Ты разбудить ничего не забудь!
9. Ручки хлопают, ручки хлопают (хлопаем).
10. А ножки топают, ножки топают (топаем).
11. Мы проснулись, потянулись.
12. Всем вокруг мы улыбнулись (смотрим в глаза друг другу, улыбаясь).
13. Наши ручки в пляс пустились (крутим согнутые в локтях руки, держа их перед собой).
14. Завертелись, закружились (руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны).
15. На коленях полежали,
И на ножках побежали.
И за спинку убежали.
Спрятались.
Где же, где же наши ручки? (Руки спрятаны за спиной.)
Вот-вот-вот-вот пляшут ручки! (Хлопки по коленям.)
Игра «Карусель».
Цель: восприятие окружающего пространства и самих себя в этом пространстве.
Материал: шест, на одном конце которого закреплены свободно свисающие яркие атласные ленты (карусель).
Ход игры
Ведущий (педагог).
Ай люли-люли-люли, карусель стоит вдали! (Выносим в центр шест с лентами. Ведущий садится в середину круга и удерживает шест вертикально; дети разбирают ленты и держат их в правой руке.)
Еле-еле, еле-еле закружились карусели (ведущий одной рукой показывает направление; дети медленно двигаются по кругу по часовой стрелке).
А потом, потом, потом (шаг ускоряется)
Все бегом-бегом-бегом.
А потом скорей-скорей (шаг переходит в бег),
Все быстрей-быстрей-быстрей (ускорение по тексту).
Все быстрее, и быстрее, и быстрее, и быстрей!
Тише-тише! Не спешите! (Бег замедляется, переходит в шаг.)
Карусель остановите! (Останавливаемся.)
Повторить 1-2 раза, меняя направление.
Раз-два, раз-два, карусели отдохнуть пора!
Все эти игры, несмотря на их отличия и сложность обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих.
Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движений, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорит мимика, жесты и спонтанные повторения. Поэтому наблюдения так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»
Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...
«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».
Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста Игра «Разные кружки для зайца и белки»
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста....
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...