план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше сверстников, то для первичной диагностики уровня развития словесно-логического мышления я использую методику исследования словесно-логического мышления для младших школьников Э.Ф. Замбацявичене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plansamoobrazovaniya_3.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №37
План самообразования педагога
на тему:
«Развитие словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Кулькова М.Г.
г. Калининград
2018г.
Индивидуальный план самообразования.
МАДОУ детский сад № 37
Воспитатель: Кулькова Марина Геннадьевна
Образование: высшее, ТГПУ им. Толстого
Тема: «Развитие словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Когда начата работа над темой: сентябрь 2018 год
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 год
Цель самообразования: выявить эффективные методы формирования словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, создать картотеку игр для развития словесно-логического мышления старших дошкольников.
Задачи самообразования:
- совершенствование теоретических знаний и практических умений по данному направлению;
- овладение новыми формами, методами и приемами работы.
- создание картотеки игр.
Основные вопросы, намечаемые для изучения:
- изучение литературы и имеющегося опыта по данной проблеме;
- определение цели и задач работы над темой;
- разработка систем мер, направленных на решение проблемы;
- отслеживание процесса начальных, конечных и промежуточных результатов;
- подведение итогов, оформление результатов.
Форма предоставления результата самообразования: отчет по проведенной работе, самоанализ проделанной работы, презентация по теме для педагогов и родителей, создание картотеки.
Актуальность выбранной темы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а
« Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.
Развитие словесно - логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», а также в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Для того, чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение, мной и была выбранная данная тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Целью данной работы стало определение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить современное состояние проблемы развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Разработать систему работы по развитию словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- Анализ и обобщение психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.
- Диагностика уровня развития словесно — логического мышления на начальном и конечном этапе исследования.
- Наблюдение.
- Психолого — педагогический эксперимент.
- Методы количественной и качественной обработки данных.
Этапы:
1. Подготовительный этап :
- Изучение и анализ психолого — педагогической литературы по данной теме.
- Разработка перспективного плана работы на один учебный год.
- Первичная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной к школе группы.
- Консультация для родителей и педагогов «Значимость развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению».
- Составление программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления.
- Изготовление методического и дидактического материала для занятий по данной проблеме.
- Основной этап : внедрение данной программы работы в практику (проведение цикла занятий с детьми подготовительной группы по развитию у них словесно — логического мышления).
- Заключительный этап:
- Конечная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной к школе группы.
- Подведение итогов полученных знаний и навыков детей в форме игры «Умники и умницы».
- Создание картотеки.
- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
Масштаб реализации данной работы: соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.
Участники:
- Воспитатель,
- Дети подготовительной группы,
- Родители.
Предполагаемые результаты:
- будет разработана эффективная система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления;
- родители и педагоги осмыслят значимость развития мышления у детей на данной возрастной ступени;
- результаты диагностики словесно — логического мышления на конец учебного года увеличатся в сравнении с началом учебного года, что будет означать эффективность данной проведенной работы;
- дети научатся правильно, четко излагать свои мысли с помощью слов;
полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение.
Изучение методической литературы по теме самообразования:
- Варенцева Н. Развитие умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4
- Гольперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Спб.: Питер, 2000.
- Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1989.
- Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
- Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1991. - №3.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Союз, 1997.
- Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.
- Ткаченко Е.В. Учить думать // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.
- Ткаченко Т.Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
- Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.
- Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.
Календарное планирование.
Сроки проведения | Ход работы |
сентябрь | Изучение психолого-педагогической литературы. Написание перспективного плана работы. |
октябрь | Первичная диагностика уровня развития словесно-логического мышления. |
ноябрь | Составление картотеки, по данной теме, конспекты занятий. |
Декабрь-май
| Примерные темы игр ( задачи на причинно-следственные зависимости, задачи на соотнесение понятий и явлений, логико-поисковые задачи, распределение слов по логическому принципу, составление рассказа по картинке, понимание грамматической конструкции предложений, узнавание предметов по признакам и др.) Проведение занятий по развитию словесно — логического мышления у старших дошкольников. |
май | Конечная диагностика уровня развития словесно-логического мышления. Подведение итогов работы. Отчет по теме самообразования. Презентация по теме. |
Примечание: т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше их сверстников, то для первичной диагностики уровня развития словесно-логического мышления я использую методику исследования словесно-логического мышления для младших школьников Э.Ф. Замбацявичене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"
Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...
План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»
перспективный план, цели и задачи самообразования по данной теме ...
Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"
Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...
Познавательный проект на тему: «Развитие словесно-логического мышления, через занимательные игры по математике» в старшей группе.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51» Познавательный проект на тему:«Развитие словесно-логического мышления, через занимат...
План по самообразованию.ТЕМА: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок и дидактических игр».
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышлен...
План самообразования.Тема: "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников"
Тема: "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников"...