Познавательный проект на тему: «Развитие словесно-логического мышления, через занимательные игры по математике» в старшей группе.
проект (старшая группа)

Покрышкина Ольга Сергеевна

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №51»

 

Познавательный проект на тему:

«Развитие словесно-логического мышления, через занимательные игры по математике»

в старшей группе

 

                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Руководитель проекта:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Покрышкина О.С.

                                                       

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                      Тюмень 2021

Актуальность.

 

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательной математики.

В связи с этим, был создан педагогический краткосрочный проект «Развитие словесно-логического мышления через занимательные игры по математике». Цель проекта – создание условий в группе для математической деятельности детей.

 Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

 

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Поэтому взрослым необходимо направлять это стремление. Нужен творческий подход обеих сторон – и взрослых и детей - к данной проблеме.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие словесно-логического мышления . Взрослые, играя с ребенком, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

      Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

   Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

   Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

   Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

 

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

 

Цель проекта: развитие словесно-логической деятельности у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых упражнений.

 

Задачи:

1) Развитие у детей старшего дошкольного возраста операций словесно- логического мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование)

2) Формировать у старших дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи.

3) Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

4) Развивать у детей предпосылки навыков учебной деятельности (умение ставить и понимать задачу, контроль за выполняемыми действиями, последовательность выполнения задания)

5)Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

 6)Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и словесно-логического мышления в дошкольном возрасте.

7)Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

 

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Дети стараются четче излагать свои мысли с помощью слов.
  1. Повышение  интереса детей к  процессу познания математики.
  2. Дети самостоятельно находят способы решения, играют самостоятельно, находят логическую цепочку, рассказывают решение.
  3. Активное  использование математических игр, упражнений родителями и детьми дома.
  4. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

 

     Подготовительный этап:

  1. Определение темы проекта.
  2. Постановка цели и задач проекта.
  3. Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  4. Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  5. Изготовление развивающих игр по математике, связанных с словесно-логическим мышлением
  6. Составление плана основного этапа проекта.
  7. Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  8. Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

  1. Проведение анкетирования родителей.
  2. Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
  3. Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

 

                                             

 

 

 

      Основной этап:

  1. НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

     - НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;

          - НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».

  1. Подборка картотеки словесно-логических игр
  2. Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  3. Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  4. Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
  5. Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  6. Конструирование.
  7. Работа со счетными палочками.
  8. Рисование геометрических фигур на манке
  9. Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки».
  10. Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
  11. Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
  12. Пальчиковые гимнастики.
  13. Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

 

                                           

          Заключительный этап:

  1. Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  2. Беседа «Чем мне интересны математические игры».
  3. Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.
  4. Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
  5. Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
  6. Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».
  7. Обработка и оформление материалов проекта.

 

                                                   

Ход проекта

 

   Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

   К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

   На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

   На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

   На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

   Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

  • «Игры на словесно-логическое мышление» (картотека)
  •  «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
  • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
  • «Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
  • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
  • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
  • «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
  • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
  • «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
  • «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
  • Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
  • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

   Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

   На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.

 

Результаты проекта

 

 Я считаю, что организация педагогической работы по развитию словесно-логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку широко использовались возможности игры в процессе обучения: ребусов, ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных, различных тестов. Для данного проекта был организован математический центр : «Занимательная математика», для которого были собраны различные игры, картотеки, как готовые игры, так и сделанные своими руками и изготовленные родителями и детьми, различные тесты, лабиринты, к которым был свободный доступ детям, у ребят проявился интерес к математическим играм, в свободное  время ребята с удовольствием играли самостоятельно.

      Начинали работу с детьми от простого к сложному ( от геометрических примеров, словесных игр, счетных палочек, тестов к играм «Логика», «Логическая таблица», связь между предметами, «Волшебная корзина»)

   Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Это помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми; процесс развития словесно-логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми, обучение игре, далее дети самостоятельно могли играть в настольные, дидактические, ролевые и другие игры самостоятельно; усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе. Оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, обучение с использованием игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка. В основу организации игр легли следующие организационные требования:

-дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр; «дозировки обучения»; «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме);

-«логической межпредметности»; дети были вовлечены в поисковую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта; использовались разнообразные формы работы, учитывающие возрастные особенности старших дошкольников: «желание быть компетентным»; стремление старших дошкольников превратить любую игру в соревновательную, в этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер.   

 

 

 

 

 


 

 

                                                  

 

                                                      Литература

 

1.Майерс Б. Развиваем мышление. Лучшие логические игры – Пер. с франц. О.Ю. Пановой. – М.: Эксмо, 2012.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

3. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском  саду.- Л.: 1990.

4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.

5. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.
6.Лебедева С.А. Развитие логического мышления у детей. Изд-во Илекса 2009 г.

7.Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Спб.: Питер, 2000.

8.Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.

9.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Союз, 1997.

10.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.

11.Ткаченко Т.Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

12.Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №51»

Познавательный проект на тему:

«Развитие словесно-логического мышления, через занимательные игры по математике»

в старшей группе

                                                 

                                                       Руководитель проекта:

                                                        Покрышкина О.С.

                                                       

   

                                       Тюмень 2021

Актуальность.

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательной математики.

В связи с этим, был создан педагогический краткосрочный проект «Развитие словесно-логического мышления через занимательные игры по математике». Цель проекта – создание условий в группе для математической деятельности детей.

 Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Поэтому взрослым необходимо направлять это стремление. Нужен творческий подход обеих сторон – и взрослых и детей - к данной проблеме.

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие словесно-логического мышления . Взрослые, играя с ребенком, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

      Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

   Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

   Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

   Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Вид проекта: познавательно – игровой.

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

Цель проекта: развитие словесно-логической деятельности у детей старшего дошкольного возраста по средствам игровых упражнений.

Задачи:

1) Развитие у детей старшего дошкольного возраста операций словесно- логического мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование)

2) Формировать у старших дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи.

3) Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

4) Развивать у детей предпосылки навыков учебной деятельности (умение ставить и понимать задачу, контроль за выполняемыми действиями, последовательность выполнения задания)

5)Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

 6)Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и словесно-логического мышления в дошкольном возрасте.

7)Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Дети стараются четче излагать свои мысли с помощью слов.
  1. Повышение  интереса детей к  процессу познания математики.
  2. Дети самостоятельно находят способы решения, играют самостоятельно, находят логическую цепочку, рассказывают решение.
  3. Активное  использование математических игр, упражнений родителями и детьми дома.
  4. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

     Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике, связанных с словесно-логическим мышлением
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;

- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

  • Проведение анкетирования родителей.
  • Оформление папки – передвижки «Математика для дошкольников».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

                                             

      Основной этап:

  • НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:

     - НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;

          - НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».

  • Подборка картотеки словесно-логических игр
  • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  • Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  • Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
  • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  • Конструирование.
  • Работа со счетными палочками.
  • Рисование геометрических фигур на манке
  • Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики – нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки».
  • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
  • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

                                           

          Заключительный этап:

  • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  • Беседа «Чем мне интересны математические игры».
  • Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
  • Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
  • Итоговое мероприятие – викторина «Умники и умницы».
  • Обработка и оформление материалов проекта.

                                                    

Ход проекта

   Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

   К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

   На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

   На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

   На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

   Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

  • «Игры на словесно-логическое мышление» (картотека)
  •  «Крестики – нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
  • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
  • «Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
  • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
  • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
  • «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
  • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
  • «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
  • «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
  • Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
  • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

   Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

   На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.

 

Результаты проекта

 Я считаю, что организация педагогической работы по развитию словесно-логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность, поскольку широко использовались возможности игры в процессе обучения: ребусов, ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных, различных тестов. Для данного проекта был организован математический центр : «Занимательная математика», для которого были собраны различные игры, картотеки, как готовые игры, так и сделанные своими руками и изготовленные родителями и детьми, различные тесты, лабиринты, к которым был свободный доступ детям, у ребят проявился интерес к математическим играм, в свободное  время ребята с удовольствием играли самостоятельно.

      Начинали работу с детьми от простого к сложному ( от геометрических примеров, словесных игр, счетных палочек, тестов к играм «Логика», «Логическая таблица», связь между предметами, «Волшебная корзина»)

   Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Это помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми; процесс развития словесно-логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми, обучение игре, далее дети самостоятельно могли играть в настольные, дидактические, ролевые и другие игры самостоятельно; усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе. Оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, обучение с использованием игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка. В основу организации игр легли следующие организационные требования:

-дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр; «дозировки обучения»; «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме);

-«логической межпредметности»; дети были вовлечены в поисковую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта; использовались разнообразные формы работы, учитывающие возрастные особенности старших дошкольников: «желание быть компетентным»; стремление старших дошкольников превратить любую игру в соревновательную, в этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер.   


                                                  

                                                      Литература

1.Майерс Б. Развиваем мышление. Лучшие логические игры – Пер. с франц. О.Ю. Пановой. – М.: Эксмо, 2012.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

3. Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском  саду.- Л.: 1990.

4. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.

5. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.
6.Лебедева С.А. Развитие логического мышления у детей. Изд-во Илекса 2009 г.

7.Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Спб.: Питер, 2000.

8.Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.

9.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Союз, 1997.

10.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.

11.Ткаченко Т.Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

12.Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...

план самообразования. тема: развитие словесно-логического мышления старших дошкольников.

т.к. на протяжении трех лет я дополнительно работала с детьми своей группы на развитие логического мышления ( предметно-действенного и наглядно образного), уровень их развития несколько выше  све...

Консультация для родителей на тему: Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет .7.12.2019год

Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Описание: материал для родителей детей старшего дошкольного возраста, а так же педагогов детских дошкольных учреждений.Задачи:...

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"

Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...

План по самообразованию.ТЕМА: «Развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР дошкольного возраста посредством сказок и дидактических игр».

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышлен...

консультация с родителями детей старших группы на тему: «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»

Цель: формирование педагогической компетенции родителей по теме: «Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет»....