План работы педагога по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_samoobrazovanie_1.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы педагога по самообразованию.
Ф.И.О. Морозова Ирина Анатольевна.
Тема: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».
Актуальность.
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: Моей целью является повышение собственного профессионального уровня как педагога посредством изучения теории и оттачивания практических навыков по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, с использованием вариативности традиционных и нетрадиционных методов».
Задачи:
- Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов.
- Изучить методическую литературу и материалы сети Интернет по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР».
- Пройти курсы повышения квалификации.
- Посетить семинары и конференции по проблеме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР».
- Разработать комплект (электронных) мероприятий, объединенных предметной тематикой.
- Создание «Методической копилки» разработать серию, конспектов или вариантов планирования по данной теме.
- Овладеть и освоить нетрадиционные методы работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР».
- Внедрить методики в практику.
- Активизировать участие родителей в процессе развития речемыслительной деятельности детей.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Творческое сотрудничество с педагогами.
Этап подготовительный.
Изучение методической литературы. | «Теория и методика обучения (дошкольное образование)». «Санкт – Петербургская АППО»30.11.2015г. «Нормативно – правовое обеспечение функционирования системы дошкольного образования», включая разделы: реализация ФГОС ДО; правовые основы деятельности педагога. «Санкт – Петербургская АППО»30.11.2015г. «Основные подходы к воспитанию детей с ОВЗ нарушение речи, детей инвалидов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» с 01.09.2016г-27.02.2017г. Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», СПб, 2015 г. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г. Гуськова А.А. «Развитие речедвигательной координации детей», изд. «ТЦ СФЕРА», 2014 г. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2016. |
Регулярный просмотр интернет ресурсов. | Информационные ресурсы - www.nsportal.ru - www. maam.ru. - www.detskysad.ru - www.doskolnik.ru https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/rabochaia-proghramma-triz-dlia-doshkol-nikov http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей. http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры. |
Этап практический.
Сентябрь. Октябрь. Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Изучила программу под редакцией профессора Л. В. Лопатиной «ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» file:///C:/Users/Людмила/Desktop/lopatina.pdf Используя интернет ресурсы научилась писать рабочую программу компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Изучив статью «Особенности работы воспитателя логопедической группы»
Методическая литература. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014 г. Изучение нетрадиционных методов – биоэнергопластика. Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Создание методической копилки. Внедрение в практику игрового комплекса по биоэнергопластике. «Рекомендации по использованию систематизированного комплекса игр и упражнений «Биоэнергопластика». Краткосрочные курсы повышения квалификации «Интеграция усилий участников образовательного процесса в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи». ООО «Центр развивающих игр и методик» 07.12.16г. Подробно ознакомилась с опытом работы «Мастер-класс «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». Создание методической копилки. Составила и внесла картотеку «Упражнения и задания с использованием атрибутов биоэнергопластики». Внесение пособий: Привлечь родителей к изготовлению пособий для развития мелкой моторики. Выставка для родителей методической литературы по данной теме. С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста проводить консультации «Играем пальчиками и развиваем речь», подготовить рекомендации «Развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи». Вызвать желание использовать полученные знания в совместной деятельности с детьми. Закончила курсы повышения квалификации «Основные подходы к воспитанию детей с ОВЗ нарушение речи, детей инвалидов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» с 01.09.2016г-27.02.2017г. «Институт развития образования» Внесение пособий: Пополнила игровой материал в группе «Забавные шнурки», «Пальчиковый театр», конструктор ЛЕГО, кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти; прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук; Создание методической копилки. Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для дошкольников». Разработать нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манке. Копирование узоров, рисунков, работа в прописях, творческая продуктивная деятельность (аппликация – различные техники, оригами, рисование нетрадиционными способами). Методическая литература. Ознакомилась с методом Су - Джок терапия. Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок–терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Внесение пособий: Пополнение игрового материала: приобретение специальных массажных мячиков( колючие, рифленые, плюшевые, вязаные) для СУ – Джок терапии. Проведение конкурса для детей «Лучшие бусы для мамы». Систематизировать материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры). Создание методической копилки. Картотека упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам Подготовить рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ». Обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук |
Результативность
1.Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во взаимодействии с родителями способствует снятию умственной усталости, напряжения, улучшению произношения многих звуков, а значит, развивает речь ребенка. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь.
2.Активно и эффективно работают освоенные методы и приемы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.Создан банк методических разработок для самостоятельной деятельности детей по данной теме.
4.Создана картотека игр по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности .
5.Пополнилась предметно - развивающая среда в группе следующими компонентами:
- мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные);
- веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
- клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
- шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
- «сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей;
- моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
- грецкие орехи – для самомассажа кистей;
- «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;
- мелкая мозаика;
- мелкий конструктор;
- разрезные картинки;
- рабочие тетради «прописи»;
- изготовлены информационные стенды для родителей.
6.Созданы презентации по лексическим логопедическим темам.
7.Проявились позитивные изменения в речи детей (по результатам мониторинга логопеда, педагогическим наблюдениям).
8.Вырос интерес родителей к жизни ребенка в детском саду, возродилось семейное чтение книг (по результатам анкетирования).
9.Родители пользуются методической литературой из мини- библиотеки, созданной в группе.
Планы на будущее.
1.Более углубленно продолжать самообразование по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР, через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм)».
2.Продолжать работу по внедрению новых методов и приемов.
3.Познакомится с еще одним нетрадиционным методом - кинезиология.
4.Систематизировать накопленный опыт по теме самообразования.
5.Публикация статей на сайте на личной странице.
6.Общение с коллегами в ДОО, районе, городе и в Интернете по обмену опыта.
7.Изучение информационно-компьютерных технологий, современных психологических методик инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста посредством пластилинографии»
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различн...
План работы по самообразованию тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности». Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...
Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий.
Практикум:«Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование современных традиционных и нетрадиционных педагогических технологий....
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Основные направления работы с детьми на занятиях. - пальчиковая гимнастика, физкультминутки. Ведь в совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективно...