План по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Документ содержит план работы с детьми и родителями, а также отчет о проделанной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 3 «Чебурашка»
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»
Корягина Кристина Сергеевна
(Ф.И.О педагога)
2 года
(стаж работы)
Тема : «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
2017 – 2018
(учебный год)
Старшая группа
(возрастная группа)
С. Галёнки
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Цель: «Развивать экспериментальную деятельность детей»
Задачи: 1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
2. Знакомить с различными свойствами веществ;
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды;
4. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
5. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину;
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
7. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
сентябрь | «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. | «Песок» Цель. Рассмотреть форму песчинок | «Песчаный конус» Цель. Установить свойства песка. | «Рассеянный песок» Цель. Установить свойство рассеянного песка. |
октябрь | «Своды и тоннели» Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | «Мокрый песок» Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка. | «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). | «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды. |
ноябрь | «Испарение» Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. | «Агрегатные состояния воды» Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. | «Воздух сжимается» Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. |
декабрь | «Воздух расширяется» Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). | Вода при замерзании расширяется» Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется | «Жизненный цикл мушек» Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек. | «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу |
январь | «Зависимость таяния снега от температуры» Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. | «Как работает термометр» Цель. Посмотреть, как работает термометр | «Может ли растение дышать?» Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | «Есть ли у растений органы дыхания?» Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании. |
февраль | «Нужен ли корешкам воздух?» Цель. Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями | «Что выделяет растение?» Цель. Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений | «Во всех ли листьях есть питание?» Цель. Установить наличие в листьях питания для растений. | «На свету и в темноте» Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений |
март | «Кому лучше?» Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. | «Где лучше расти?» Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу. | «Лабиринт» Цель. Установить, как растение ищет свет | «Как образуется тень» Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения |
апрель | «Что нужно для питания растения?» Цель. Установить, как растение ищет свет. | «Что потом?» Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений. | «Как обнаружить воздух» Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. | «Для чего корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения |
май | «Как увидеть движение воды через корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции | «Как влияет солнце на растение» Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение. | «Как устроены перья у птиц?» Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме |
Перспективный план работы (НОД, работа с родителями, работа с воспитателями)
месяц | НОД | работа с родителями | работа с воспитателями |
сентябрь | « Школа волшебства» | Анкета для родителей Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | |
октябрь | « Осадки» | Выставка фотографий «Моя семья на даче», | Консультация для воспитателей: “Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду” |
ноябрь | « Воздух и вода» | Памятка для родителей « Экспериментирование с водой» | |
декабрь | «Волшебный снег» | ||
январь | « Плавающее перо» | Выставка фотографий « Мои домашние питомцы» | |
февраль | "Удивительные камни" | Выставка « Камни» | |
март | «Волшебница вода» | ||
апрель | "Ах, этот удивительный песок!" | Выставка фотографий «Моя семья в лесу», | |
май | "Лимон!" |
Выход темы:
1)Проведение открытого занятия. Тема : «Путешествие в бумажную страну» (декабрь)
2)Участие в конкурсе проектов. Тема : «Магия красок» (ноябрь)
2)Сборник консультаций для родителей. Тема : «Экспериментируем дома» ( в течении года)
3)Отчёт о проделанной работе за учебный год
Литература
1.Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска.
2.Николаева Н.Н. Юный эколог.
3.Рыжова Н.А. Наш дом – природа.
4.Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес ( опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»).
5.Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов.
Отчет по самообразованию о проделанной работе с сентября по май
В этом учебном году я изучала тему Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников. Такой выбор был подкреплен тем, что соответствовал одной из годовых задач сада, а, следовательно, помог в решении этой задачи.
Продолжая тему, определила следующие задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- Знакомить с различными свойствами веществ.
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды .
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Можно выделить следующие этапы работы над темой:
- изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
- внедрение полученных знаний в работу;
- систематизация и обобщение полученного опыта, отчет по теме самообразования.
Осуществляя выполнение этих задач, разработала план работы кружка «Экспериментируем с детьми», подготовила новый демонстрационный материал (карты – схемы по проведению опытов), провела открытое занятие для педагогов нашего сада «Путешествие в бумажную страну», подготовила консультации для родителей по данной теме, а также выступила с консультацией для воспитателей на педчасе. Также разработала проект по теме «Магия красок» и приняла участие в районном конкурсе.
Поставленные в начале года, задачи выполнены. Проведенная диагностика показала значительное повышение уровня знаний, умений и навыков воспитанников по экспериментальной деятельности.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"
Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понят...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...
Индивидуальный план самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» 2021-2022 учебный год
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван п...
План работы по исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Дети очень любознательны и с удовольствием познают окружающий мир. Предлагаю вашему вниманию интересные поисковые мероприятия....
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...