Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 им В.П.Чкалова
Перспективный план работы опытно – экспериментальной
деятельности детей старшего дошкольного возраста
Составил: воспитатель Козлова Е.Г
У детей старшего возраста появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.
Структура проведения игры-экспериментирования:
*постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
*выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
*проверка гипотез;
*подведение итогов, вывод;
*фиксация результатов;
*вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так);
Цель работы кружка:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Образовательно -воспитательные задачи.
-1. Способствовать умственному и интеллектуальному развитию детей посредством организации опытно – исследовательской и эксперементальной деятельности развитию познавательной активности .
2 .Развивать умение детей делать придчинно – следственные выводы на основе наблюдаемых действий и процессов .
3.Обеспечивать познание детьми законов природы .
4.Углублять представления детей о сенсорных эталонах , на их основе уметь описывать предмет ( вес, размер, качество, свойства ).
5.Развивать интерес , любознательность, внимание, активность в процессе наблюдений , опытов, экспериментов и умение предвидеть полученный результат .
6.Воспитывать аккуратность бережное отношение к окружающей действительности , взаимную поддержку
Организация развивающей предметно-пространственной среды:
В групповой комнате имеется уголок экспериментирования, который оснащен необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке экспериментирования организуется один раз в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Во время занятия кружка проводится один-два эксперимента (в зависимости от сложности).
ТЕМА | ЦЕЛЬ | ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ |
Октябрь | ||
«Нюхаем,пробуем,трогаем,слушаем» | Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши- слышать, нос- определять запах, пальцы- определять форму, язык- определять на вкус) | Ширма с тремя круглыми прорезями(для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер- сюрпризов с дырочками, в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. |
«Почему все звучит?» | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон. |
«Прозрачная вода» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) | Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. |
«Вода принимает форму» | Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, надувной шарик, таз с водой. |
Ноябрь | ||
«Какие предметы могут плавать» | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дошечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачок, подносы. |
«Делаем мыльные пузыри» | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. | Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. |
«Подушка из пены» | Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести) | На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для прверки на плавучесть. |
«Воздух повсюду» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость. | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
Декабрь | ||
«Воздух работает» | Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы ( парусные суда, воздушные шары и т.д.) | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. |
«Каждому камешку свой домик» | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности(гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета,картинки-схемы, дорожка из камешков. |
«Можно ли менять форму камня и глины» | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня ( сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. |
«Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить, что источником света могут быть природные( солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Иллюстрации событий, происходящихв разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. |
Январь | ||
«Свет и тень» | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра , фонарь. |
«Замершая вода» | Выявить, что лед- твердое вещество, плавает, состоит из воды. | Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. |
«Тающий лед» | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. |
«Разноцветные шарики» | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением( по 4-5 шариков на каждого ребенка), модели-цветные круги и половинки кругов( соответствуют цветам красок), рабочие листы. |
Февраль | ||
«Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. |
«Все увидим, все узнаем» | Познакомить с прибором- помощником- лупой и ее назначением. | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. |
«Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
«Где вода?» | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. |
Март | ||
«Водяная мельница» | Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. | Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей. |
«Звенящая вода» | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | Поднос, на котором стоят различные различные бокалы, вода в миске, ковшички, палочки-удочки с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик. |
«Угадайка» | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик. |
«Ловись, рыбка, и мала, и велика» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы» | Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. |
Апрель | ||
«Фокусы с магнитами» | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей, деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой- на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках, канцелярские скрепки, магнит, стакан с водой, небольшие металлические стержни и иголка. |
«Солнечные зайчики» | Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научит пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркала. |
«Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов. | Мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ. |
«Что отражается в зеркале?» | Познакомить детей с понятие «отражение», найти предметы, способные отражать. | Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы. |
Май | ||
«Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность. | Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки. |
«Цветной песок» | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка( перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. | Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками. |
«Игры с песком» | Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. | Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок данной группы. |
«Фонтанчики» | Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода. |
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
сентябрь | «Путешествие Капельки» Цель - познакомить с круговоротом воды в природе. | «Волшебница вода. Очищение воды» Цель - выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием | «Состав и свойства почвы» Цель - познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. | |
октябрь | « Своды и тоннели» Цель - выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, остаются целыми и невредимыми | «Волшебные стеклышки» Цель – познакомить детей с приборами для наблюдения | «Почему предметы движутся» Цель – познакомить детей с физическими понятиями: сила, трение | «Что такое звук?» Цель – познакомить детей с понятием «звук»; выявить причину звука |
ноябрь | «Воздух» Цель - расширить представление детей о свойствах воздуха | «Солнце дарит нам тепло и свет» Цель – дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света. | «Тень» Цель - показать на примере экспериментов и развивающих игр смену дня и ночи на Земле, образование тени | «Плавучесть предметов» Цель - выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом |
декабрь | «Ветер. Почему дует ветер?» Цель - познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу | «Вес» Цель - выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения. | «Сила тяжести» Цель – формировать представления у детей о том, что приводит предметы в движение, о силе притяжения предметов к Земле, о весе и тяжести предметов. | «Влияние силы тяжести на рост растений» Цель – выявить, как сила тяжести влияет на рост растений. |
январь | «Термометр и температура» Цель - познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре | «Металлы» Цель - формирование представлений о свойстве металлических предметов | «Магнит, его свойства» Цель - познакомить детей с магнитом и его особенностями | |
февраль | «Твердая вода. Свойства снега» Цель - выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. | «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» Цель – уточнить представления о свойствах льда; дать представление об айсбергах. | «Бумага, ее качества и свойства» Цель - упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества | «Жизненный цикл мушек» Цель - понаблюдать за жизненным циклом мушек. |
март | «Дыхание листа» Цель - помочь узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух | «Где лучше расти?» Цель - установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу. | «Как влияет солнце на растение» Цель - установить необходимость солнечного освещения для роста растений. | «Растение может обеспечить себя питанием» Цель - установить, как растение ищет свет. |
апрель | «Как увидеть движение воды через корешки?» Цель - доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции | «Корень устойчивость дерева» Цель - уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения | «Как обнаружить воздух» Цель - установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. | «Желуди – семена дуба» Цель – показать наглядно, как из желудя вырастает дуб. |
май | «Гром и молния» Цель – с помощью опыта помочь детям понять интересное явление – гром и молния. | «Радуга в небе» Цель – познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр | «Движение звезд» Цель - установить, почему звезды движутся по кругу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:· Дубининой О.В., ...
План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....
Перспективный план работы: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Картотека опытов и экспериментов
Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес ...
Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...
План по самообразованию "Опытно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.Для достижения поставленной цели определила ряд задач:Создание условий для исс...