Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 им В.П.Чкалова

Перспективный план работы опытно – экспериментальной

деятельности детей старшего дошкольного возраста

Составил: воспитатель Козлова Е.Г

У детей старшего возраста  появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Структура проведения игры-экспериментирования:

*постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

*выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

*проверка гипотез;

*подведение итогов, вывод;

*фиксация результатов;

*вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так);

Цель работы кружка:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Образовательно  -воспитательные  задачи.

-1. Способствовать  умственному  и  интеллектуальному  развитию  детей  посредством  организации  опытно – исследовательской  и  эксперементальной  деятельности  развитию  познавательной  активности .

2 .Развивать  умение  детей  делать  придчинно – следственные  выводы  на  основе  наблюдаемых  действий  и  процессов .

3.Обеспечивать  познание  детьми  законов  природы .

4.Углублять  представления  детей  о сенсорных эталонах , на их основе  уметь описывать предмет ( вес, размер, качество, свойства ).

5.Развивать  интерес  , любознательность, внимание, активность в процессе  наблюдений  , опытов, экспериментов и умение предвидеть полученный результат .

6.Воспитывать аккуратность бережное отношение к окружающей действительности , взаимную поддержку

Организация развивающей предметно-пространственной среды:

В групповой комнате имеется уголок экспериментирования, который оснащен необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке экспериментирования организуется один раз в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятия кружка проводится один-два эксперимента (в зависимости от сложности).

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Октябрь

«Нюхаем,пробуем,трогаем,слушаем»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши- слышать, нос- определять запах, пальцы- определять форму, язык- определять на вкус)

Ширма с тремя круглыми прорезями(для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер- сюрпризов с дырочками, в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

«Почему все звучит?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес)

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

«Вода принимает форму»

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, надувной шарик, таз с водой.

Ноябрь

«Какие предметы могут плавать»

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дошечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы, сачок, подносы.

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

«Подушка из пены»

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести)

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для прверки на плавучесть.

«Воздух повсюду»

 Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство- невидимость.

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Декабрь

«Воздух работает»

Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы ( парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

«Каждому камешку свой домик»

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности(гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета,картинки-схемы, дорожка из камешков.

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня ( сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

«Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить, что источником света могут быть природные( солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящихв разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Январь

«Свет и тень»

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра , фонарь.

«Замершая вода»

Выявить, что лед- твердое вещество, плавает, состоит из воды.

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

«Тающий лед»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

«Разноцветные шарики»

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением( по 4-5 шариков на каждого ребенка), модели-цветные круги и половинки кругов( соответствуют цветам красок), рабочие листы.

Февраль

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить с прибором- помощником- лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

«Где вода?»

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Март

«Водяная мельница»

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Поднос, на котором стоят различные различные бокалы, вода в миске, ковшички, палочки-удочки с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

«Угадайка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы»

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Апрель

«Фокусы с магнитами»

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей, деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой- на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках, канцелярские скрепки, магнит, стакан с водой, небольшие металлические стержни и иголка.

«Солнечные зайчики»

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научит пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала.

«Что растворяется в воде?»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

Мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ.

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить детей с понятие «отражение», найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы.

Май

«Волшебное сито»

Познакомить  детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью  сита, развить самостоятельность.

Совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

«Цветной песок»

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка( перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками.

«Игры с песком»

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, совки, детские грабли, лейки, план участка для прогулок данной группы.

«Фонтанчики»

Развить  любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.  

Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

«Путешествие Капельки»

Цель - познакомить с круговоротом воды в природе.

«Волшебница вода. Очищение воды»

Цель - выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием

«Состав и свойства почвы»

Цель - познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

октябрь

« Своды и тоннели»

Цель - выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, остаются целыми и невредимыми

«Волшебные стеклышки»

Цель – познакомить детей с приборами для наблюдения

«Почему предметы движутся»

Цель – познакомить детей с физическими понятиями: сила, трение

«Что такое звук?» Цель – познакомить детей с понятием «звук»; выявить причину звука

ноябрь

«Воздух»

Цель - расширить представление детей о свойствах воздуха

«Солнце дарит нам тепло и свет»

Цель – дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света.

«Тень»

Цель - показать на примере экспериментов и развивающих игр смену дня и ночи на Земле, образование тени

«Плавучесть предметов»

Цель - выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом

декабрь

«Ветер. Почему дует ветер?»

Цель - познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу

«Вес»

Цель - выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения.

«Сила тяжести»

Цель – формировать представления у детей о том, что приводит предметы в движение, о силе притяжения предметов к Земле, о весе и тяжести предметов.

«Влияние силы тяжести на рост растений»

Цель – выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.

январь

«Термометр и температура»

Цель - познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре

«Металлы»

Цель - формирование представлений о свойстве металлических предметов

«Магнит, его свойства»

Цель - познакомить детей  с магнитом и его особенностями

февраль

«Твердая вода. Свойства снега»

Цель - выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега.

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

Цель – уточнить представления о свойствах льда; дать представление об айсбергах.

 «Бумага, ее качества и свойства»

Цель - упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества

«Жизненный цикл мушек»

Цель - понаблюдать за жизненным циклом мушек.

март

«Дыхание листа»

Цель - помочь узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух

«Где лучше расти?»

Цель - установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

«Как влияет солнце на растение»

Цель - установить необходимость солнечного освещения для роста растений.

«Растение может обеспечить себя питанием»

Цель -

установить, как растение ищет свет.

апрель

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель - доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции

«Корень устойчивость дерева»

Цель -

 уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения

«Как обнаружить воздух»

Цель - установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

«Желуди – семена дуба»

Цель – показать наглядно, как из желудя вырастает дуб.

май

«Гром и молния»

Цель – с помощью опыта помочь детям понять интересное явление – гром и молния.

«Радуга в небе»

Цель – познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр

«Движение звезд»

Цель - установить, почему звезды движутся по кругу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

Перспективный план работы: «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Картотека опытов и экспериментов

     Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес ...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...

План по самообразованию "Опытно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Цель:   Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.Для достижения поставленной цели определила ряд задач:Создание условий для исс...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка.  Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, котора...