Методическая основа планирования методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в средней и старшей компенсирующей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Планирование по названиям технологий, основной цели её использования и решаемые задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_osnova.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №19 «Радость»

ХМАО – Югра Тюменской области

Методическая основа планирования методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

в средней и старшей компенсирующей группе.

                                                        

                                                

Воспитатель: Кудинова О.Н.

г. Урай, 2017г.

Методическая основа планирования методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в старшей компенсирующей группе.

Названия технологии, основная цель её использования

Задачи

Средняя группа

1

Имя признака-значение имени признака

Цель: Формировать у детей умение задавать вопрос по модели: «Объект-вопросное слово-имя признака»

Присвоение детьми имён признаков (17), характеризующие объекты материального мира и использование их при создании речевого продукта.

2

Составление сравнений, загадок и метафор

Цель: Формировать у детей умения составлять образные сравнения разного типа

Показ способа составлений сравнения разных типов загадок по моделям с использованием признаков. Побуждать детей составлять загадки по моделям.

3

Составление рифмовок

Цель: Формировать умение самостоятельно рифмовать строчки по заданным алгоритмам.

Ознакомление детей с моделью составления лимериков 2-х строчных.

4

Круги Луллия

Цель: Формировать классификационные навыки и развивать вариативность воображения

Введение в работу трёх кругов пособия, побуждать детей объяснять сочетание происходящие в реальном мире и объяснять с достаточной степенью достоверности фантастического сочетания.

5

Морфологический анализ (МТ)

Цель: Формировать мыслительные операции-анализ, синтез. Обучать детей поиску закономерностей в разных предметных областях

Ознакомление детей с вариантами работы с МТ (волшебной дорожкой). Учить детей анализировать объекты по разнообразным признакам.

6

Системный оператор

Цель: Формировать у детей умения систематизировать объекты окружающего мира

Побуждать детей с помощью СО представлять целостно объекты живой природы: - живой мир; растения; грибы. Во второй половине года введение анализа развития рукотворных объектов (транспорт, посуда, одежда и др.)

7

ТПФ (Типовые приёмы фантазирования)

Цель: Формировать умение детей производить фантастические преобразования с помощью ТПФ

При чтении сказок с детьми выделять приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, дробление-объединение)

9

Эвроритм

Цель: Формировать у детей способность применять мыслительные операции Эвроритма к познанию и оценки окружающего мира

Знакомство детей с некоторыми шагами Эвроритма, усвоение правил, что в любом объекте рукотворного мира могут быть полезные и вредные свойства, что любой объект можно изменить в лучшую сторону или сделать фантастическое преобразование.

10

Игра «Да-нет»

Цель: Учить детей сужать поле поиска при работе с проблемными ситуациями и работе с задачами недостатками данных

Освоение детьми различных видов пространств с помощью игры «Да-нет».

Введение в совместной деятельности с детьми игрового комплекса «Мир вокруг нас»

1.Деление окружающего мира – на природный (П) и рукотворный Р) мир.

2.Природный мир – на живую и не живую природу.

3.Живая природа – на растения, грибы, животный мир.

4.Растение – деревья, кусты, травы, цветы.

5.Животный мир – человек, птицы, рыбы, звери, земноводные, насекомые и т.д.

Во второй половине года деление Рукотворного мира на классификационные группы- мебель, посуда, одежда и т.д.

11

Составление рассказов по серии картинок.

Цель: Усвоение алгоритма составления логической серии по картинкам и составлению связного рассказа по ним.

Работы с серией картинок состоящих из 3-5 шагов. Освоение алгоритма составления рассказа.

12

Составление сюжетных рассказов по картине.

Цель: Усвоение алгоритма составления рассказов по сюжетной картине

См. сборник «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх

13

Сочинение текстов сказочного содержания.

Цель: Усвоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Побуждать детей понимать схемы текстов сюжета знакомых сказок, выкладывать в их последовательности. Познакомить детей с некоторыми шагами алгоритма составления сказок: в сказках есть герой (Г), действие (Д), место (М), антигерой (Г-), есть начало, окончание, есть название. Использовать метод «Каталога» в составлении текстов сказочного содержания.

14

Работа с проблемами.

Цель: Формировать у ребёнка желание и умение решать проблемы, используя разные способы.

Формировать чувствительность к противоречиям, учить решать сказочные проблемы с чётко выраженным физическим противоречием. Учить выбирать из предложенных решений наиболее удачное, которое не требует большого времени и затрат. Познакомить с понятиями ресурсы, ИКР, противоречие.


Методическая основа планирования методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в средней компенсирующей группе.

Названия технологии, основная цель её использования

Задачи

Средняя группа

1

Имя признака-значение имени признака

Цель: Формировать у детей умение задавать вопрос по модели: «Объект-вопросное слово-имя признака»

Ознакомление детей с признаками 1-й группы, введение значков, создание педагогических условий для обучения детей формулировке вопроса от имени признака.

2

Составление сравнений, загадок и метафор

Цель: Формировать у детей умения составлять образные сравнения разного типа

Показ способа составлений сравнений схемами с использованием имён признаков.

Побуждать детей составлять простые сравнения по модели.

3

Составление рифмовок

Цель: Формировать умение самостоятельно рифмовать строчки по заданным алгоритмам.

Введение в педагогический процесс потешек, стишков, рифмовок, побуждать детей заканчивать строчки стихов, рифмовать слова между собой по картинкам.

4

Круги Луллия

Цель: Формировать классификационные навыки и развивать вариативность воображения

Ознакомление детей с пособием (2 круга) и его возможностям. Проводятся игры-тренинги – группировка объектов по разным основаниям:

- объект-часть

- объект-место и т.д.

Побуждать детей составлять речевые обороты, объясняющие группировку объектов

5

Морфологический анализ (МТ)

Цель: Формировать мыслительные операции-анализ, синтез. Обучать детей поиску закономерностей в разных предметных областях

Ознакомление детей с вариантами работы с МТ (волшебной дорожкой). Учить детей анализировать объекты по разнообразным признакам.

6

Системный оператор

Цель: Формировать у детей умения систематизировать объекты окружающего мира

Ознакомление детей с системным оператором (чудесный экран) и его возможностями. Использовать СО для систематизации представлений о человеке, птицах, земноводных, рыбах

7

ТПФ (Типовые приёмы фантазирования)

Цель: Формировать умение детей производить фантастические преобразования с помощью ТПФ

При чтении сказок с детьми выделять приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, дробление-объединение)

9

Эвроритм

Цель: Формировать у детей способность применять мыслительные операции Эвроритма к познанию и оценки окружающего мира

10

Игра «Да-нет»

Цель: Учить детей сужать поле поискапри работе с проблемными ситуациями и работе с задачами недостатками данных

Освоение детьми различных видов пространств с помощью игры «Да-нет».

Введение в совместной деятельности с детьми игрового комплекса «Мир вокруг нас»

1.Деление окружающего мира – на природный (П) и рукотворный Р) мир.

2.Природный мир – на живую и не живую природу.

3.Живая природа – на растения, грибы, животный мир.

4.Растение – деревья, кусты, травы, цветы.

5.Животный мир – человек, птицы, рыбы, звери, земноводные, насекомые и т.д.

Во второй половине года деление Рукотворного мира на классификационные группы- мебель, посуда, одежда и т.д.

11

Составление рассказов по серии картинок.

Цель: Усвоение алгоритма составления логической серии по картинкам и составлению связного рассказа по ним.

Усвоение основных шагов алгоритма работы с серией картинок состоящих из 2-3 сюжетов. Побуждать детей с помощью базовых шагов составлять речевой продукт по серии картинок.

12

Составление сюжетных рассказов по картине.

Цель: Усвоение алгоритма составления рассказов по сюжетной картине

См. сборник «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх

13

Сочинение текстов сказочного содержания.

Цель: Усвоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Побуждать детей понимать схемы текстов сюжета знакомых сказок, выкладывать в их последовательности. Познакомить детей с некоторыми шагами алгоритма составления сказок: в сказках есть герой (Г), действие (Д), место (М), антигерой (Г-), есть начало, окончание, есть название. Использовать метод «Каталога» в составлении текстов сказочного содержания.

14

Работа с проблемами.

Цель: Формировать у ребёнка желание и умение решать проблемы, используя разные способы.

Решение проблем бытового плана на уровне аналогий (сделай также как…) побуждать детей решать проблемы сказочных героев так чтобы конфликтные стороны остались довольны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине

Согласно ФГОС  ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

Методическая разработка Планирование образовательной работы по русскому языку в средних и старших тувинских группах дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС

Методическая разработкаПланирование образовательной работы по русскому языку в  средних и старших тувинских группах  дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС...

Методическая разработка "Нетрадиционные методы и приёмы развития и формирования связной речи"

Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию связной речи ТЕМА:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫС ВОСПИТАННИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ...

Методическая разработка " Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ"

Методическая разработка "Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ" ...

Методическая разработка "Специальные методы и приёмы развития коммуникативной стороны общения обучающихся с нарушением слуха"

В настоящее время очень актуальна работа с детьми с ОВЗ не только в детском саду, но и в школе. Количество таких детей увеличивается с каждым годом. Возникает необходимость использования инновационных...