Методическая основа планирования методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в средней и старшей компенсирующей группе.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Планирование по названиям технологий, основной цели её использования и решаемые задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_osnova.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 «Радость»
ХМАО – Югра Тюменской области
Методическая основа планирования методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
в средней и старшей компенсирующей группе.
Воспитатель: Кудинова О.Н.
г. Урай, 2017г.
Методическая основа планирования методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в старшей компенсирующей группе.
№ | Названия технологии, основная цель её использования | Задачи |
Средняя группа | ||
1 | Имя признака-значение имени признака Цель: Формировать у детей умение задавать вопрос по модели: «Объект-вопросное слово-имя признака» | Присвоение детьми имён признаков (17), характеризующие объекты материального мира и использование их при создании речевого продукта. |
2 | Составление сравнений, загадок и метафор Цель: Формировать у детей умения составлять образные сравнения разного типа | Показ способа составлений сравнения разных типов загадок по моделям с использованием признаков. Побуждать детей составлять загадки по моделям. |
3 | Составление рифмовок Цель: Формировать умение самостоятельно рифмовать строчки по заданным алгоритмам. | Ознакомление детей с моделью составления лимериков 2-х строчных. |
4 | Круги Луллия Цель: Формировать классификационные навыки и развивать вариативность воображения | Введение в работу трёх кругов пособия, побуждать детей объяснять сочетание происходящие в реальном мире и объяснять с достаточной степенью достоверности фантастического сочетания. |
5 | Морфологический анализ (МТ) Цель: Формировать мыслительные операции-анализ, синтез. Обучать детей поиску закономерностей в разных предметных областях | Ознакомление детей с вариантами работы с МТ (волшебной дорожкой). Учить детей анализировать объекты по разнообразным признакам. |
6 | Системный оператор Цель: Формировать у детей умения систематизировать объекты окружающего мира | Побуждать детей с помощью СО представлять целостно объекты живой природы: - живой мир; растения; грибы. Во второй половине года введение анализа развития рукотворных объектов (транспорт, посуда, одежда и др.) |
7 | ТПФ (Типовые приёмы фантазирования) Цель: Формировать умение детей производить фантастические преобразования с помощью ТПФ | При чтении сказок с детьми выделять приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, дробление-объединение) |
9 | Эвроритм Цель: Формировать у детей способность применять мыслительные операции Эвроритма к познанию и оценки окружающего мира | Знакомство детей с некоторыми шагами Эвроритма, усвоение правил, что в любом объекте рукотворного мира могут быть полезные и вредные свойства, что любой объект можно изменить в лучшую сторону или сделать фантастическое преобразование. |
10 | Игра «Да-нет» Цель: Учить детей сужать поле поиска при работе с проблемными ситуациями и работе с задачами недостатками данных | Освоение детьми различных видов пространств с помощью игры «Да-нет». Введение в совместной деятельности с детьми игрового комплекса «Мир вокруг нас» 1.Деление окружающего мира – на природный (П) и рукотворный Р) мир. 2.Природный мир – на живую и не живую природу. 3.Живая природа – на растения, грибы, животный мир. 4.Растение – деревья, кусты, травы, цветы. 5.Животный мир – человек, птицы, рыбы, звери, земноводные, насекомые и т.д. Во второй половине года деление Рукотворного мира на классификационные группы- мебель, посуда, одежда и т.д. |
11 | Составление рассказов по серии картинок. Цель: Усвоение алгоритма составления логической серии по картинкам и составлению связного рассказа по ним. | Работы с серией картинок состоящих из 3-5 шагов. Освоение алгоритма составления рассказа. |
12 | Составление сюжетных рассказов по картине. Цель: Усвоение алгоритма составления рассказов по сюжетной картине | См. сборник «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх |
13 | Сочинение текстов сказочного содержания. Цель: Усвоение алгоритма составления текстов сказочного содержания. | Побуждать детей понимать схемы текстов сюжета знакомых сказок, выкладывать в их последовательности. Познакомить детей с некоторыми шагами алгоритма составления сказок: в сказках есть герой (Г), действие (Д), место (М), антигерой (Г-), есть начало, окончание, есть название. Использовать метод «Каталога» в составлении текстов сказочного содержания. |
14 | Работа с проблемами. Цель: Формировать у ребёнка желание и умение решать проблемы, используя разные способы. | Формировать чувствительность к противоречиям, учить решать сказочные проблемы с чётко выраженным физическим противоречием. Учить выбирать из предложенных решений наиболее удачное, которое не требует большого времени и затрат. Познакомить с понятиями ресурсы, ИКР, противоречие. |
Методическая основа планирования методов и приёмов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в средней компенсирующей группе.
№ | Названия технологии, основная цель её использования | Задачи |
Средняя группа | ||
1 | Имя признака-значение имени признака Цель: Формировать у детей умение задавать вопрос по модели: «Объект-вопросное слово-имя признака» | Ознакомление детей с признаками 1-й группы, введение значков, создание педагогических условий для обучения детей формулировке вопроса от имени признака. |
2 | Составление сравнений, загадок и метафор Цель: Формировать у детей умения составлять образные сравнения разного типа | Показ способа составлений сравнений схемами с использованием имён признаков. Побуждать детей составлять простые сравнения по модели. |
3 | Составление рифмовок Цель: Формировать умение самостоятельно рифмовать строчки по заданным алгоритмам. | Введение в педагогический процесс потешек, стишков, рифмовок, побуждать детей заканчивать строчки стихов, рифмовать слова между собой по картинкам. |
4 | Круги Луллия Цель: Формировать классификационные навыки и развивать вариативность воображения | Ознакомление детей с пособием (2 круга) и его возможностям. Проводятся игры-тренинги – группировка объектов по разным основаниям: - объект-часть - объект-место и т.д. Побуждать детей составлять речевые обороты, объясняющие группировку объектов |
5 | Морфологический анализ (МТ) Цель: Формировать мыслительные операции-анализ, синтез. Обучать детей поиску закономерностей в разных предметных областях | Ознакомление детей с вариантами работы с МТ (волшебной дорожкой). Учить детей анализировать объекты по разнообразным признакам. |
6 | Системный оператор Цель: Формировать у детей умения систематизировать объекты окружающего мира | Ознакомление детей с системным оператором (чудесный экран) и его возможностями. Использовать СО для систематизации представлений о человеке, птицах, земноводных, рыбах |
7 | ТПФ (Типовые приёмы фантазирования) Цель: Формировать умение детей производить фантастические преобразования с помощью ТПФ | При чтении сказок с детьми выделять приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, оживление-окаменение, дробление-объединение) |
9 | Эвроритм Цель: Формировать у детей способность применять мыслительные операции Эвроритма к познанию и оценки окружающего мира | |
10 | Игра «Да-нет» Цель: Учить детей сужать поле поискапри работе с проблемными ситуациями и работе с задачами недостатками данных | Освоение детьми различных видов пространств с помощью игры «Да-нет». Введение в совместной деятельности с детьми игрового комплекса «Мир вокруг нас» 1.Деление окружающего мира – на природный (П) и рукотворный Р) мир. 2.Природный мир – на живую и не живую природу. 3.Живая природа – на растения, грибы, животный мир. 4.Растение – деревья, кусты, травы, цветы. 5.Животный мир – человек, птицы, рыбы, звери, земноводные, насекомые и т.д. Во второй половине года деление Рукотворного мира на классификационные группы- мебель, посуда, одежда и т.д. |
11 | Составление рассказов по серии картинок. Цель: Усвоение алгоритма составления логической серии по картинкам и составлению связного рассказа по ним. | Усвоение основных шагов алгоритма работы с серией картинок состоящих из 2-3 сюжетов. Побуждать детей с помощью базовых шагов составлять речевой продукт по серии картинок. |
12 | Составление сюжетных рассказов по картине. Цель: Усвоение алгоритма составления рассказов по сюжетной картине | См. сборник «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх |
13 | Сочинение текстов сказочного содержания. Цель: Усвоение алгоритма составления текстов сказочного содержания. | Побуждать детей понимать схемы текстов сюжета знакомых сказок, выкладывать в их последовательности. Познакомить детей с некоторыми шагами алгоритма составления сказок: в сказках есть герой (Г), действие (Д), место (М), антигерой (Г-), есть начало, окончание, есть название. Использовать метод «Каталога» в составлении текстов сказочного содержания. |
14 | Работа с проблемами. Цель: Формировать у ребёнка желание и умение решать проблемы, используя разные способы. | Решение проблем бытового плана на уровне аналогий (сделай также как…) побуждать детей решать проблемы сказочных героев так чтобы конфликтные стороны остались довольны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине
Согласно ФГОС ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать з...
Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»
Условия формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Поэтому, работая уч...
Методическая разработка Планирование образовательной работы по русскому языку в средних и старших тувинских группах дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС
Методическая разработкаПланирование образовательной работы по русскому языку в средних и старших тувинских группах дошкольного образовательного учреждения в соответствии ФГОС...
Методическая разработка "Нетрадиционные методы и приёмы развития и формирования связной речи"
Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию связной речи ТЕМА:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫС ВОСПИТАННИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью приёмов ОТСМ-ТРИЗ технологии
Развитие связной речи...
Методическая разработка " Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ"
Методическая разработка "Планирование работы воспитателей и специалистов по ранней профориентации детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности ГБДОУ" ...
Методическая разработка "Специальные методы и приёмы развития коммуникативной стороны общения обучающихся с нарушением слуха"
В настоящее время очень актуальна работа с детьми с ОВЗ не только в детском саду, но и в школе. Количество таких детей увеличивается с каждым годом. Возникает необходимость использования инновационных...