Опыт применения адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в обучении детей 6-7 лет составлению рассказов по картине
презентация урока для интерактивной доски по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Согласно ФГОС ДО "речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры ......."
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д.
В своей работе я использую разнообразные методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки будет зависеть успешность при дальнейшем обучении.
В 2014 году я обобщила опыт использования адаптированных методов инновационной технологии ОТСМ - ТРИЗ при обучении составления творческих рассказов по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezenttsiya_muyanova_nina_alekseevna_d_s_2_1.ppt | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
необходимость развития связной речи, как условия успешного обучения в школе Автор ОО «Речевое развитие» программы «От рождения до школы» В.В. Гербова раскрывает: значение занятий по картине для развития связной речи; задачи развития речи в работе над картиной; виды рассказов по картине; особенности и структуру занятий по картине; приёмы работы с картиной. ФГОС Вывод: вопрос обучения детей составлению рассказов по картине является значимым для формирования связной речи детей как условия успешного обучения в школе и разработан автором ОО «Развитие речи» Гербовой В.В. достаточно подробно. I . Характеристика раздела ООП МБДОУ Центр развития ребёнка - Детский сад № 2
Вывод: Очевидно расхождение между целью и приёмами обучения, которое ведётся, в основном, в условиях организации репродуктивной детской деятельности. Необходим поиск приёмов и методов работы адекватных поставленной программой цели обучения. II . Цели, задачи и приёмы обучения Ведущие приёмы: Мл.гр - образец рассказа Ст.гр – план рассказа Приёмы обучения предполагают ограничение детской самостоятельности и недостаточную результативность: рассказы однотипны и лишены индивидуальности Совершенствовать умение самостоятельно составлять рассказы по картине Цель и задачи обучения предполагают высокий уровень инициативности и результативности детей
Дошкольная педагогика в последние годы значительно пополнила методику обучения детей составлению рассказов по картине. Однако, и в этом случае мы не можем говорить о развитии способности детей составлять рассказ самостоятельно . III . Психолого-педагогическое обоснование методической разработки Экспериментальные исследования авторов Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх по применению в работе над картиной адаптированных методов ОТСМ и элементов ТРИЗ показало, что к концу дошкольного возраста ребёнок может самостоятельно составить рассказ по картине. По мнению авторов, адаптированные методы инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ помогают детям самостоятельно составить разные виды рассказов по картине благодаря овладению ими в ходе обучения обобщёнными способами создания рассказа. Вывод: Положительные результаты экспериментальных исследований авторов Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. показали, что адаптированные методы инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в отличие от традиционных методик рассказывания по картине способствуют развитию способности детей самостоятельно составлять рассказы по картине, что соответствует цели программы.
IV . Цели и задачи Цель (по ООП): Совершенствовать умение самостоятельно составлять разные виды рассказов по сюжетной картине. Задачи: 1.Выявить уровень умений составления рассказов по картине на начало года. 2.Провести подготовительную работу по организации занятий по картине. 3.Научить детей 6-7 лет обобщённым способам составления рассказов по сюжетной картине. 4.Выявить уровень умений составления рассказов по картине на конец года.
V. Диагностика (автор Глухов В.П. ) - сентябрь 2013 Вывод по рассказам детей с низким уровнем: низкий уровень осведомлённости и восприятия наглядного содержания картины, несформированность фразовой речи (объём, структура фраз, бедность языковых средств), несформированность навыков описательно-повествовательной и объяснительной речи (связность, последовательность, полнота изложения, установление причинно-следственных отношений, аргументация точки зрения; объём и качество рассказов).
VI . Подготовительный этап работы - с учётом возраста; - на основе дидакти- ческих требований Подбор сюжетных картин 1. «Лосиха с лосятами». 2.«Бурый медведь», 3.«Волки», 4.«Зайцы», 5.«Ежиха с ежатами на тропинке». один этап в неделю, первые два вместе. (7 недель на картину) Кратность занятий 1 нед. IX -3 неделя X ; 4 нед. X – 2 нед. XII ; 3 нед XII – 3 нед . II ; 4 нед. II – 2 нед. IV ; 3 нед. IV – 4 нед. V (конспекты прилагаются) 8 этапов работы по картине Отбор этапов работы по картине 1.Определение объектов картины . 2.Установление взаимо- связей м/д объектами . 3.Составление загадок 4.Составление рассказа на основе органов чувств . 5.Рифмованные тексты . 6.Местонахождение объектов картины . 7.Изменение во времени . 8.Смысловая характе- ристика картины .
VII. Основной этап Освоение обобщённых способов составления рассказа по картине на каждом этапе работы. Внесение картины и размещение её на уровне глаз детей в специально отведённом месте. Проведение до занятия с группой или подгруппой игровых тренингов на усвоение способа составления того или иного вида рассказа по картине в течение недели. Проведение в конце недели итогового занятия по составлению рассказа по картине, запись детских рассказов. Размещение рядом с картиной схемы способа составления рассказа по картине. Изготовление книжек-малышек с детскими рассказами и рисунками по содержанию картины.
VII. Основной этап 1 и 2 этап работы «Определение объектов на картине». «Установление взаимосвязей между объектами». Составление рассказа на занятии по алгоритму: 1.Перечисли объекты на картине. 2.Схематически изобрази их на листе. 3.Сгруппируй по признаку. 4.Назови правило: «Смотрю на картину и называю объекты» 5.Показ схемы рассказа. Тренинги: 1.«Сыщики» 2.«Волшебник Объединяй» 3.«Ищу друзей» 1.«Подзорная труба» 2.«Аукцион» 3.«Охота за подробностями» 4.«Кто внимательный». Составление рассказа на занятии по алгоритму: 1.Выдели два объекта на картине. 2.Объясни, почему они связаны. 3.Объедини объекты стрелками. 4.Назови правило: «Все объекты между собой связаны» 5.Показ схемы рассказа. Итог: 1.описательный рассказ, 2.рассказ-рассуждение
VII. Основной этап 3 этап работы « Составление загадок по картине». Тренинги: 1.«Какой? Что такое же?» 2.«Что делает? Кто делает так же?» 3.«На что похоже? Чем отличается?» Составление рассказа на занятии по алгоритму: 1.Выбери предмет и назови признаки . 2.Выбери один из вопросов . 3.Найди похожие предметы . 4.Найди в них общее . 5.Составь текст загадки со словом «как» . 6.Назови правило: Я смотрю на объект и могу составить загадку . 7.Показ схемы рассказа . Итог: описательный рассказ
VII. Основной этап 4 этап работы « Составление рассказов на основе ощущений от разных органов чувств». Составление рассказа на занятии по алгоритму: 1. «Войди в картину». 2. Выбери орган чувств и путешествуй по картине. 3. Опиши свои ощущения. 4. Назови правило: «Я смотрю на объект и представляю, какие он издаёт звуки… 5. Покажи схему рассказа . Тренинги: 1.Волшебники «Я слышу», «Я вижу», «Я ощущаю», «Я трогаю руками», «Я пробую на вкус». Итог: описательный рассказ
VII. Основной этап 5 этап работы « Составление рифмованных текстов по картине». Тренинги: 1.«Складушки-ладушки». 2. Составление двустрочников. Составление рассказа на занятии по алгоритму: 1.Подбери рифмы к предметам на картине. 2.Составление 2-х строчек из пары слов, заканчивая рифмующимся словом. 3.Составление стиха из 4 строчек. 4.Добавление 5 строчки по содержанию картины. 5.Выразительное чтение стиха. 6.Назови правило: «Я называю предмет и составлю про него рифму». Итог: описательный рассказ
VII. Основной этап 6 этап работы « Определение местонахождения объектов на картине». Тренинги: 1.Игра «Да-нет». 2.Игра «Ожившая картина». 3.Приём эмпатии. Составление рассказа на занятии по алгоритму: 1.Выбери предмет. Определи, где он находится. 2.Опиши, как расположены предметы по отношению к нему. 3.Назови правило: «У каждого объекта есть своё место на картине». 4.Покажи схему рассказа. Итог: описательный рассказ
VII. Основной этап 7 этап работы « Описание объекта с изменением его во времени». Тренинги: 1. Было-будет. 2. Утро-вечер. 3. Весна-осень. Составление рассказа на занятии по алгоритму: 1. Выбери объект и определи его состояние в настоящее время. 2. Представь прошлое (будущее) объекта. 3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта. 4. Назови правило: «Я выбираю объект и представляю, что с ним было (будет). 5. Покажи схему рассказа . Итог: повествовательный рассказ
VII. Основной этап 8 этап работы «Понятие о смысловых характеристиках картины». Составление рассказа на занятии по алгоритму: 1.Послушай пословицу. 2.Как связана пословица с картиной . 3.Объясни, почему подходит пословица как название картины. 4.Правило: «У каждой картины есть название». 5.Покажи схему рассказа. Тренинги: 1.Объясни поговорку 2.Объясни название картины. 3.Найди удачное название». Итог: рассказ - рассуждение
VII. Основной этап Изготовление книжек-малышек с детскими рассказами и загадками по содержанию картины.
VII. Основной этап Размещение рядом с картиной схемы способа составления рассказа по картине. ? Составление сравнений, загадок по картине Понятие о смысловых картины. Определение местонахождения объектов на картине Понятие о смысловых картины. Описание объекта с изменением его характеристик во времени Понятие о смысловых картины. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств Понятие о смысловых картины. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины Понятие о смысловых картины. Понятие о смысловых характеристиках картины Понятие о смысловых картины. Определение объектов на картине С С З Д Понятие о смысловых картины. С С З Д Установление взаимосвязей между объектами на картины
VIII. Диагностика (Глухов В.П.) – май 2014 повысилась самостоятельность составления рассказа улучшилась связность, последовательность в передаче событий, уменьшились пропуски важных смысловых звеньев, улучшилось лексико-грамматическое оформление высказываний. усложнилась структура предложений.
Полученные результаты доказали, что развитие способности самостоятельно составлять рассказ по картине оказывается возможным благодаря использованию в обучении предложенных методов ОТСМ-ТРИЗ. Используемые нами адаптированные методы инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы.
Используемая литература: 1. Гербова В.В. «Развитие речи в старшей, (подготовительной) группе детского сада» Электрон.опт. диск ( CD - ROM ) – M озаика – Синтез 2012г. 2. Картотека педагогических приемов для работы с детьми дошкольного возраста /составитель Нестеренко А.А., переработка и дополнение Сидорчук Т.А./Ульяновск, 1992. 3. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. «Развитие творческого воображения, логического мышления, речи» Издательство ТОО «Триз-шанс»,1995. 4. Мурашковская И.Н., Валюме Н.Н., «Картинка без запинки» Методика рассказа по картинке. Рига: педагогич, центр «Эксперимент» 1993 5. Нестеренко А.А. Страна загадок.-Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1993 6. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой 7. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способумышления с помощью элементов ТРИЗ /составители: Гуткович И.Я., Костракова И.М., Сидорчук Т.А/,-Ульяновск, 1994г 7. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ) Т.А. Сидорчук, С.В.Лелюх – М…»Растем умными» 9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения). 10 . http://detsadd.narod.ru/ - ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю ДЕТСКОГО САДА 11. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования “Наша сеть” 12. http://doshvozrast.ru/ Дошкольного воспитание и дошкольного образование. Сайт для воспитателей детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"
Обобщение опыта "Формирование словаря как основа развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"...
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе комбинированной направленности №8 по разделам программы «Радуга» с использованием инновационной технологии ОТСМ – ТРИЗ - РТВ
Перспективное планирование....
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделирования
Обучение старших дошкольников составлению рассказа по картине с помощью наглядного моделированияОбразная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь—у дошкольников явление очень ред...