Методическая разработка "Специальные методы и приёмы развития коммуникативной стороны общения обучающихся с нарушением слуха"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В настоящее время очень актуальна работа с детьми с ОВЗ не только в детском саду, но и в школе. Количество таких детей увеличивается с каждым годом. Возникает необходимость использования инновационных форм, методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Методическая разработка будет интересна педагогам и специалистам, занимающимися с детьми с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кокина Надежда Александровна, учитель-логопед муниципального бюджетного учреждения дошкольного образования детского сада №43 «Гнёздышко» Самарской области г.о.Тольятти

Методическая разработка

Специальные методы и приёмы развития коммуникативной стороны общения обучающихся с нарушением слуха

    С каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. Отклонения от нормы возрастного развития могут иметь как конкретный, так и смешанный характер. Среди них особенно выделяются слабослышащие и глухие дети. Проблема воспитания и обучения детей с нарушением слуха в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Для таких  воспитанников созданы  специальные условия и соответствующие программы обучения.

    В нашем детском саду функционируют группы компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей. Образовательная деятельность специалистов (сурдопедагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя) и воспитателей  осуществляется по ООП детского сада, а  также по  АОП, которая пишется на каждого ребёнка и ИОП, если ребёнок имеет инвалидность по слуху.  Адаптированная  образовательная программа составляется на основе  специальных программ:  «Программы  воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» под редакцией  Носковой Л.П., Шматко Н.Д., Пелымской Т.В., Есимхановой  Р.Т., Катаевой А.А., Коротковой Г.В., Трофимовой Г.В. , 2001 г. и  программы  «Воспитание  и обучение   слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» Головчиц Л.А., 2006 г. Каким бы тяжелым ни было нарушение слуха, оно не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка. Таких детей можно научить и приспособить к окружающей действительности.  Наши воспитанники  с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При таком дефекте не только затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и существенно страдает развитие познавательной  и мыслительной деятельности в целом. Обязательным  условием полноценного развития ребенка является создание коррекционно-развивающей среды. Необходимым считаются современные педагогические технологии, позволяющие нам развивать практический интерес к изучаемым темам и достигать положительных  результатов в обучении. Развитие самостоятельного словаря  на коррекционных занятиях и в повседневной жизни, определяет тот минимум речевого материала, который является избранным по данной лексической теме.

    Дети с нарушенным слухом постигают речевое общение в процессе подражания речи взрослых. Успех зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими сверстниками и старшими людьми.
Работу над устной речью и произношением специалисты проводят в ходе всего учебно-воспитательного процесса и повседневного общения. Весь речевой материал даётся детям на слухо-зрительной основе: новые слова и фразы пишутся на наглядных табличках черным печатным шрифтом. На занятиях и в повседневной жизни применяется дактильная и жестовая форма речи. Необходимым условием для учебного процесса является использование звукоусиливающей слуховой аппаратуры индивидуального или коллективного характера.

    В достижении положительных результатов всеми педагогами практикуются специальные методы работы.

               Наглядные методы: показ предметов и изображений, картинный материал, демонстрация слайдов, презентаций, виртуальных экскурсий; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.

               Невербальные методы: тактильные ощущения, слуховые пробы, жестовая азбука, дактильная азбука.

                Вербальные методы: развитие словаря детей через вызывание речи, сопряжённо-отражённое проговаривание, считывание с губ, использование табличек глобального чтения, опорных таблиц, рекомендации родителям.  

    Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа в обучении слабослышащих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. При этом особое значение придается уточнению требований к речи педагога, а в семье – к родителям, формам и условиям ее предъявления. Суть этих требований в следующем:

- достаточное освещение лица взрослого, говорящего с ребёнком;

- чёткость, выразительность, плавность, спокойный тон речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;

- постепенное и поэтапное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи;

- необходима опора на дополнительные средства (печатные записи, дактильную речь) при становлении устной речи.

 Речевой материала для обучающихся требует концентрированной работы с  высокой частотой повторения в разных видах деятельности (на занятиях ознакомления с окружающим миром, развития речи, формирования элементарных математических представлений, развития слухового внимания). Привитые воспитанникам навыки самоконтроля помогают им в коррекции своей произносительной стороны речи.

Наиболее эффективным приёммв организации работы по развитию устной речи слабослышащих детей является использование речевых зарядок, в содержании которых отрабатываются различные стороны устной речи:  звукопроизношение,  голос, речевое дыхание, орфоэпические правила, темп речи, интонация. Материал речевых зарядок подбираем с учетом программных требований к занятиям, уровня общего и речевого развития слабослышащих обучающихся и фонетического принципа так, чтобы обеспечить речевую практику обучающихся и способствовать развитию речи в целом.

   Словарная работа, как и вся система занятий по развитию речи, организуется на тематической основе. Особое внимание - развитие связной речи обучающихся. На своих занятиях педагоги учат излагать свои мысли, чувства и желания, общаться со сверстниками и взрослыми.

Особое внимание уделяем использованию специальных приёмов работы:

- соотнесение предложения с картинкой;

- драматизация действий по конструктивной картинке (фланелеграф, инновационная доска), что даёт возможность наглядно восстановить сюжетную линию рассказа и путем передвижения фигурок по полотну воссоздать последовательно все поступки персонажей;

- ведение дневников интересных событий, где ребята вместе со своими родителями зарисовывают и печатают рассказы об интересных событиях из их жизни. Данный вид работы является регулярным и последовательным. Ставится  задача - научить ребенка рассказывать об увиденном и произошедшем, а не заучивать текст наизусть;

- детское иллюстрирование  применяем как основу  составления плана или при подготовке к пересказу. Оно может сопутствовать какому-либо виду работы с текстом или быть самостоятельным. Например, предлагаем нарисовать картинку к наиболее понравившемуся отрывку текста и подобрать к ней слова автора (напечатать или прочитать их);

- составление рассказа по серии сюжетных картинок при помощи наводящих вопросов педагога: «Что было сначала?», «Что было потом?», «Чем закончить рассказ?»;

- работа с деформированным текстом проводим с целью научить детей связно и логически излагать события. Также дети выполняют задания, имеющие коммуникативную направленность: печатают письма, заметки, работают в тетрадях по обучению грамоте, составляют текст из хаотично напечатанных слов, соединяя их в предложения, а затем в смысловой рассказ.

Трудности появляются на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, слабослышащий ребенок не всегда может сразу продуктивно включиться в работу над литературным произведением, особенно большого объема. У него часто возникают языковые проблемы (непонятные слова и грамматические конструкции),  и проблемы понимания смысла отдельных частей текста, диалогов, описаний и т.д. Для того чтобы  сгладить эти возможные трудности на занятиях специалисты предлагают родителям и воспитателям группы заранее проработать материал, который будут изучать дети на последующих занятиях.

Работа над грамматической правильностью речи включает в себя   языковые задания, которые воспитанники выполняют в карточках и в рабочих тетрадях по схемам, загадкам, ребусам, кроссвордам.  

Для пересказа напечатанного текста слабослышащим обучающимся даём дополнительное время для прочтения «про себя». Потом  даём возможность послушать текст вторично. И предлагаем пересказать его. Слова в тексте, которые слабослышащий обучающийся не знает, объясняем и печатаем на доске или можем использовать приём «печатанья в воздухе» указательным пальцем ведущей руки. Особенно останавливаемся на ключевых словах, образующих содержательное ядро текста. Так же знакомим обучающихся с наиболее сложными грамматическими конструкциями текста.

Если воспитанник испытывает трудности уже в ходе самого пересказа текста, предлагаем ему заранее подготовленные продуманные вопросы. К постановке вопросов подключаются и сами воспитанники.

                   Коррекционная работа по развитию речи  у детей с нарушением слуха направлена на вызывание речи детей, появлению желания общаться вслух.

Картотека  речевых игр для воспитанников  с нарушением слуха очень обширна. Вот игры, которые мы рекомендуем родителям:

  • «Поезд». Цель: обучение детей самостоятельному глобальному чтению; умению отвечать на поставленные вопросы.
  • «Карусель». Цель: обучение умению самому пользоваться дактильной азбукой и активной речью.
  •  «Нарисуй дорожку». Цель: развитие направленного слухового внимания, умения понимать поручения.
  • «Семья», «Поле чудес», «Лото, «Викторина слов».
    Цель: расширение активного словаря через глобальное чтение, следя за произношением.
  • «Книга куклы». Цель: совершенствование навыка глобального чтения, отвечая на направляющие вопросы педагога.
  • «Шкаф с вещами», «Магазин, «Огород», «Найди маску животного», »Почтальон», «Найди картинку». Цель: развитие навыка самостоятельной активной  речи. При проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей.
      Систематическое использование специальных методов и приёмов в обучении слабослышащих детей помогает  создать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счёт развития и использования слуховых данных, так и за счёт других сохранных анализаторов. В результате постоянной работы у воспитанников  появляется активная речь: расширяется словарный запас, формируется фонематическое восприятие,  самостоятельное звукопроизношение, связная речь: диалогическая и монологическая. У обучающихся развивается так необходимый им навык глобального чтения. Совершенствуется навык свободного пользования дактильной азбукой. Расширяется слухо-зрительное восприятие, формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что позволяет нашим воспитанникам успешно овладевать грамотой, так необходимой в школе. Несомненно совершенствуется игровая сюжетно-ролевая деятельность и  межличностные отношения внутри коллектива, развиваются навыки коммуникативной стороны общения. Наши воспитанники свободно социализируются в обществе и вырастают успешными людьми в жизни.

Литература

1. Речицкая Е.Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. – Москва : Владос, 2014. – 200 с.

2. Теплоухова И.А. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушенным слухом в работу по развитию речи //Дефектология. – Москва, 2006. – N 4. – С. 50-54.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Методическая разработка "Нетрадиционные методы и приёмы развития и формирования связной речи"

Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию связной речи ТЕМА:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫС ВОСПИТАННИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ...

Методы и приёмы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях

В настоящее время педагоги, психологи и родители отмечают у современных детей взаимосвязь высокого уровня технического развития с низким уровнем развития коммуникативных навыков. Тогда как г...

Методическая разработка «Применение опытов и экспериментов на занятиях НОД с дошкольниками имеющими нарушения слуха».

Цель методической разработки: предложить педагогам и родителям картотеку интересных опытов и экспериментов для формирования у дошкольников с нарушением слуха исследовательского поведения....

Методическая разработка: Конспекты НОД на повышение уровня коммуникативных навыков общения.

Конспекты НОД на повышение уровня коммуникативных навыков общения....

Методическая разработка " Использование кейс-технологии для развития коммуникативных навыков у детей с сенсорными нарушениями"

Активизация  речемыслительной деятельности, дошкольников с нарушением слуха,с применением кейс-технологии,обеспечивающей формирование устной речи как средство общения,культуры общения,адаптации и...