Отчет по самообразованию
материал на тему
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
учителя-логопеда МАДОУ №15 «Югорка» Дещица Н.И.
1.Обоснование выбора темы
В течение последних лет в школе наблюдается тенденция неспособности поступающих в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена недостаточно развитым фонематическим слухом (фонематическим восприятием), вследствие чего ученики не могут сделать звуко-буквенный анализ, определить место звука в слове. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь, то у детей с ОНР может быть нарушено и чтение. Обучающиеся с такими речевыми нарушениями не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического недоразвития речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия. Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей. В связи с этим назрела необходимость вести целенаправленную, систематическую работу по развитию фонематических процессов с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методов приемов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у учащихся к данным видам речевой деятельности.
Таким образом, была определена тема по самообразованию: «Технология формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
2.Цель и задачи работы над темой.
Цель:
Показать роль и значение формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
2.Обзор информации в интернет ресурсах по теме.
З. Разработать (подготовить) мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.
4.Иследовать состояния фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста.
5.Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
6.Оформить в группе уголок « Внимательные ушки».
7.С помощью дидактических игр побуждать детей приложить как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.
8.Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.
3.Анализ литературных источников.
Изучала методическую литературу по теме самообразования «Формирование фонематических процессов у старших дошкольников». Методическое пособие Е.В. Мазановой «Учусь работать со словом», периодические издания: журналы «Логопед», «Детство», «Игра и дети»; газеты «Первое сентября», «Семейный совет». Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения, разработала буклеты по развитию речи, широко применяла интернет рессурсы для логопедической работы с целью внедрения инновационных технологий.
4. Система мер.
Прослушала вебинары на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо», от издательства «Учитель», педагогического университета «1 сентября», участвовала на скайп мастер-классах, разработала картотеку речевых игр. Проведен мониторинг речевого развития на начало и конец учебного года, где в диаграмме показана положительная динамика речевого развития. Подготовила консультации для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника», «Грамматически правильная речь- залог успешного обучения в школе» (на сайте nsportal.ru/deshchica-nataliya-iosifovna).
Провела семинар-практикум для педагогов: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»
5.Результат.
Разработала рекомендации для воспитателей логопедической группы по использованию в коррекционной работе с детьми игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Систематизировала материал, апробировала игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза.
Для преодоления выявленных нарушений были разработаны направления коррекционной работы и создана система игр для развития фонематического восприятия. Применение игровых приёмов работы позволит детям с первых дней пребывания в логопедической группе включиться в работу, значительно повысит интерес к логопедическим занятиям в детском саду и дома, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияет на процесс развития фонематических процессов у детей с ОНР.
№ | Месяц | Деятельность по реализации темы |
1 | сентябрь | Изучение литературы по теме. Обзор информации в интернет ресурсах по теме. |
2 | октябрь | Разработала и провела мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года, по формированию фонематического восприятия. |
3 | ноябрь | Прослушала вебинары на интерактивном педагогическом портале «Мерсибо», от издательства «Учитель», педагогического университета «1 сентября», участвовала на скайп мастер-классах, разработала картотеку речевых игр. |
4 | декабрь | Подготовила консультацию для родителей «Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка – дошкольника». Разработала рекомендации для воспитателей логопедической группы по использованию в коррекционной работе с детьми игр на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. |
5 | январь | Провела семинар-практикум для педагогов: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» Подготовила памятки для педагогов «Игры со словами и звуками» |
6 | февраль | Подготовила консультацию для родителей «Грамматически правильная речь- залог успешного обучения в школе» |
7 | март | Создала систему игр для развития фонематического восприятия. Оформила уголок «Внимательные ушки» |
8 | апрель | Провела мониторинг.Систематизировала материал, апробировала игры и упражнения по развитию навыков звукового анализа и синтеза. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...