Отчет по инновационной деятельности на тему "Моделирование как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Юрина Раиса Алексеевна

В отчете по инновационной деятельности представлены цели, задачи, объект исследования, предмет исследования. Гипотеза: использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МДОУ и обучение детей старшего дошкольного возраста моделированию будет способствовать более эффективному развитию умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Показано. в чем состаит актуальность использования наглядного моделирования в работе со старшими дошкольниками. Раскрыты направления работы, этапы и результат. Даны рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий̆ отчет по результатам инновационной деятельности в МДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 35 «Аленушка-1»

по теме «Моделирование как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста»

      Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволили нам  определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников – метод наглядного моделирования. Моделирование — это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Каменского.

В  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Аленушка-1» г.Ершова Саратовской области»  был запушен  инновационный проект по теме «Моделирование как средство развития умственных способностей старших дошкольников».

Была поставлена цель: выявить возможности использования моделей в педагогическом процессе ДОУ и определить их влияние на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Вооружить воспитателя средствами, «инструментарием» по развитию способности моделирования и диагностики дошкольников.

Для выполнения поставленной цели были определены задачи:

1.Изучить теоретические основы умственного развития детей дошкольного возраста.

2.Охарактеризовать современные подходы к использованию моделей в воспитательной - образовательной работе с детьми

3.Выявить влияние моделей на умственное развитие детей старшего дошкольного возраста

Объект исследования : Умственное развитие детей  старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Влияние моделирования на умственное развитие старших дошкольников.

Гипотеза: использование моделей в воспитательно-образовательном процессе МДОУ и обучение детей старшего дошкольного возраста моделированию будет способствовать более эффективному развитию умственных способностей детей старшего дошкольного возраста

     Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

1. Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для  детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Мы выбрали следующие  направления работы:

1.учитель-логопед - развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования в логопедической  группе;

2.педагог-психолог – использование метода моделирования в развитии познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста;

3.воспитатель  – использование мнемотехники как метода наглядного моделирования;

4.воспитатель - бумажное моделирование, включающее в себя оригами и бумагопластику;

5. воспитатель – моделирование в математическом и сенсорном развитии;

6.воспитатель  - использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых.

Общие задачи в работе с детьми:

1. формировать умение ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования;

2. способствовать переходу от предметно- практических к образно-символическим действиям;

3.формировать умение раскрывать важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней.

4.формировать обобщённые представления и элементарные понятия об окружающем мире, труде и т.д.

5. повышать интерес к познавательной деятельности;

6. развивать логическое, образное мышление, память, внимание;

7. совершенствовать устную речь детей.

Теоретическая значимость: проводимая работа по выбранному направлению позволила получить новые знания о сущности и закономерностях применения метода наглядного моделирования в образовательном процессе, совершенствовать и преобразовывать практику, намечать новые проекты педагогической деятельности.

Практическая значимость состоит в разработке эффективной системы мероприятий с использованием наглядного моделирования.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.

В дошкольном обучении применялись разные виды моделей: 

1.Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это  технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель — глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Это различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи. Например, педагог предлагает построить  корабль и в процессе работы формирует у детей представление о чертеже, о последовательности построения.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели является календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). В  группах существует графическая модель, формирующая у детей представления о времени.

На начальных этапах внедрения моделей или символов предполагалось подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах, соответствующих более сложным мыслительным операциям – обобщению, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец.

В  подготовительной  группе способы наглядного моделирования включают:

• обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей, 

• использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;

• умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т.д.); 

• умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; 

• умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.); 

• умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов;

•  самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Создавая условия формирования у детей способов наглядного моделирования, мы определили место данной работы в целостном воспитательно-образовательном процессе в детском саду, взяв за основу интегрированный подход, который заключается в наполнении содержания занятий и различных привлекательных для детей видов деятельности играми и упражнениями, направленными на обучение детей способам наглядного моделирования. 

Полноценное развитие у детей способов наглядного моделирования обеспечивается созданием соответствующей предметно-развивающей среды. Помещение группы разделили на несколько отдельных центров (игровой, познавательный, экологический, литературный, экспериментальный, центр конструирования и центр искусств). Мы обогатили содержание этих центров игровым и развивающим материалом, направленным на развитие наглядного моделирования

 Особое место в наглядном моделировании занимает мнемотехника. Мнемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. В качестве дидактического материала используется мнемотаблица. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

— перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

— развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Теоретические и практические наработки позволили  выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования:

1этап: научить детей читать мнемотаблицу.

1.Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.  

2.Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию темы. Расшифровка символов, раскодирование информации.

3.Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи  воспитателя.

4.Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам     деятельности. 

2 этап: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях. 

1.Сообщение темы.

2.Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, деревья, физкультура, здоровье и т. д.

3. Составление модели информации о конкретной теме с опорой на общую схему. 

4. Отгадывание загадок — мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (о ком или о чём идёт речь).

3этап: научить самостоятельному кодированию полученной информации. 

1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

4 этап: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности. 

Наглядное моделирование может быть включено:

-в непосредственно образовательную деятельность (по познавательному развитию, математике, обучению грамоте, изобразительной деятельности, конструированию, физкультуре); 

-в  детском экспериментировании, труде; 

-в экологическом образовании дошкольников;

-в самостоятельной игровой деятельности.

В математическом образовании дошкольников  эффективно  использовали замещение предметов: символы и знаки, плоскостные модели (планы, карты, чертежи, схемы, графики), объемные модели, макеты.

Основным средством организации математического развития дошкольников является система логико-конструктивных заданий на математическом содержании. Суть методики, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка именно логические структуры в процессе знакомства с математическим содержанием. Сочетание такой работы с системой заданий, активно развивающих мелкую моторику, т. е. заданий логико-конструктивного характера, является фактором, активно влияющим на математическое развитие дошкольника.  Уроки моделирования заранее планируются и заносятся в перспективный план. Сначала с детьми проводится предварительная беседа, где должны решаться задачи мотивации и первичного ознакомления с предстоящей работой: оговаривается характер оригинала, модели, оборудование и материалы, название модели, задачи изготовления модели.

Деловое общение происходит как в процессе работы, так и при ее окончании — в процессе заключительной беседы, где оговариваются результаты работы, практический выход (успех и неудачи в работе), интересно ли было работать, достигли ли успеха в создании модели. В результате такой работы появлялись математические игры, пособия, модели, которые затем использовались в игротеках (как в ДОУ, так и дома - игротека для родителей), при создании коллекций в ДОУ, на математических и познавательных занятиях.

Планировалась также и работа с родителями, которым даются задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: педагог, родитель и ребенок.

Рекомендации:

1. При знакомстве с моделями необходимо указать, что это не просто схема или что-то еще, а приближенное описание оригиналов.

2. Объяснить детям, что некоторые явления или процессы (например, время), которые мы не видим и не можем потрогать руками, можно изучить только с помощью их моделей;

3. Модели можно строить по-разному. Можно построить модель в виде учебной карты, схемы, таблицы... Это будут плоскостные модели. Модели могут быть и объемными;

4. Актуально детьми будет осознаваться лишь то содержание воспринимаемого, которое будет выступать как предмет, на который были направлены действия детей;

5. При работе с моделью должно быть совпадение двух типов действий: действия, вызываемые наглядным пособием, и действия, которые ребенок должен осуществлять для решения поставленной задачи. Только при совпадении этих действий пособие будет обладать развивающим характером.

6. С помощью моделей мы решаем и такую задачу, как упорядочение имеющегося у детей опыта, но упорядочить можно лишь тот опыт, который есть у детей, поэтому моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими ранее. Нельзя использовать пособия лишь для того, чтобы насытить уроки наглядностью;

7. Перед работой с моделью можно провести предварительную, вводную, ознакомительную беседу, чтобы познакомить детей с оригиналом, постепенно подвести к работе с моделью;

8. Перед тем как проводить занятия с моделью, можно рекомендовать провести 1-2 занятия без моделей.

Бумажное моделирование» состояло из двух разделов: «Оригами» и «Бумагопластика». Бумажное моделирование

 - Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод значения слов в действия (самостоятельное выполнение работы);

- Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

- Имеет огромное значение для развития конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;

Методические рекомендации

Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая "секрет" складывания из рук в руки. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывать: об оригами, чтобы заинтересовать детей.

Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку.

Старших детей лучше сразу учить читать схемы складывания моделей Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком.

 

 Введение наглядных моделей в процесс речевого развития позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

Метод наглядного моделирования применялся на всех этапах коррекционной работы. Все изготовленные педагогом пособия по моделированию были использованы для:

- артикуляционно – акустической характеристики звука;

- развития фонематического слуха;

- формирования лексико-грамматических категорий;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений;

- обучения грамоте;

- обогащения словарного запаса;

- развития связной речи.

Первое знакомство с моделью происходило  у детей при изучении артикуляционных упражнений. Каждое упражнение имеет своё название и подкрепляется соответствующим изображением, чтобы ребёнку было легче его запомнить.  Работу с использованием карт-схем и символов  начинали с обучения составлению описательных рассказов . С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы  и т.д. Дети могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.

Учителем-логопедом создана презентация и творческий отчет по использованию метода моделирования в речевом развитии детей.

По результатам диагностики можно сделать вывод:

С помощью моделирования:

-Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.

-Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.

-У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.

-Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.

- Метод наглядного моделирования позволяет улучшить процесс коррекционной работы.

Использовали модели  и при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых. Именно модели представляют общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату, количество компонентов. Ребенку легче понять, что отсутствие хотя бы одного компонента нарушает весь процесс, и результат, не может, быть достигнут. Использование детьми модели трудового процесса для познания труда взрослых, для контроля и организации собственной результативной деятельности, позволяет детям применять модели для самостоятельного познания известных трудовых процессов.

Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости.

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами:

-Постановка цели и мотивация трудового процесса.

-Отбор предметов труда.

-Трудовое оборудование.

-Порядок трудовых действий.

-Результат труда.

Мониторинг выявил эффективность  метода моделирования:

1. Дети без затруднения ориентируются в знаковой системе и способах кодирования.

2. У многих детей наметился переход от предметно- практических к образно-символическим действиям.

3. Повысился интерес к познавательной деятельности.

4. Совершенствуется устная речь детей и развивается логическое, образное мышление, память, внимание.

5. Сформировались обобщённые представления и элементарные понятия об окружающем мире, труде и т.д.

Для мониторинга были выбраны основные критерии: умение работать с моделью, развитие речи, умение устанавливать закономерности, делать выводы, познавательный интерес, развитие познавательных процессов

Говоря о результатах работы по использованию наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с воспитанниками невозможно оставить без внимания работу с родителями по данной проблеме.

Для родителей были подготовлены и организованы:

-родительское собрание «Наглядное моделирование как способ познания мира»;

-мастер-класс «Учимся составлять рассказ»;

-консультации «Наглядное моделирование как средство развития связной речи», «Значение наглядного моделирования в подготовке детей к школе»;

-совместное составление моделей.

Например, родителям мы предложили дома составить мнемотаблицу – распорядок дня, зарисовав расположение стрелок на часах и картинку, символизирующую действие, которое нужно выполнять в означенное время. Ребенок с удовольствием будет бегать сверять часы к распорядку и выполнять то, что положено.

Поскольку проводимая работа по направлению «Моделирование как средство развития умственных способностей дошкольников» приносит положительный результат, мы посчитали возможным обобщить и распространить накопленный в ходе работы опыт среди педагогов детского сада. Подготовили для воспитателей консультации: «Наглядное моделирование как способ познания мира», «Использование наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников», «Метод наглядного моделирования при обучении детей пересказу. Мнемотаблицы в работе с детьми», «Применение действий наглядного моделирования в образовательной и игровой деятельности», «Формирование системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста с помощью моделей». Провели педсовет  по теме «Использование моделей и моделирования в различных видах деятельности», где поделились накопленным  опытом. Провели для педагогов семинар «Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста». Провели неделю педагогического мастерства по использованию моделей в различных видах деятельности. Провели конкурс на лучшую модель. Подготовлены презентации, рекомендации.

 В заключении хотелось бы отметить, в процессе игр, занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей эффективнее происходит умственное развитие детей

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.  Являясь общим приемом изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум "Значение логико-математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлет...

Инновационный проект "Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времен.  Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать обретение родины...

самообразование Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста...

Отчет по теме самообразования :«Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Отчет по теме самообразования, включает в себя, описание всех занятий проводимых с детьми в течении года....

Методическая разработка на тему: "Кинезиология как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста"

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения....