Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей подготовительной группы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Крылова Инга Михайловна

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.progr_.kruzhka_gostinaya_prirody_v_podgot.gr_.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»

 Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2018 г.

       Утверждаю

Оля - 0005 - копия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»

Разработала: воспитатель

высшей квалификационной категории

 Крылова Инга Михайловна

Йошкар-Ола

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский.

          Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной  по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.

          Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

           Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

           Для исследовательской, кружковой  работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Были выделены следующие задачи:

1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.

2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.

3. Развивать наблюдательность.

4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.

       К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблему;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

  Основные направления работы

1. Продолжать определять по вкусу и запаху хлеб.

2. Закрепить понятие « воздух», его свойства и роль в жизни человека.

3. Продолжать учить видеть состояние воздуха, его особенности.

4. Познакомить с микроскопом, замечать видеть характерные особенности.

5. Закрепить знания о роли  снега в жизни растений.

6. Продолжать замечать влияния света, тепла, воды на рост растений.

7. Закрепить знания о действиях света, магнита, притяжения.

8. Учить производить опыт с волчком.

9. Закрепить знания о свойствах материала: пластмасса, ткани, металл.

10. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.

11.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

12. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

13. Развивать собственный познавательный опыт.

14.Воспитывать любовь к природе.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
        Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

        Режим занятий:         1 раз в неделю;

                        продолжительность – 30 минут.

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

         Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Сентябрь:

1 н.: Эксперимент «Сравнение ржаного и пшеничного хлеба»

Цель: Определить внешние признаки, запах, вкус; сравнить их.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.131.

Опыт «Заплесневелый хлеб».

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определённые условия.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.138.

2 н.: Рассматривание в микроскоп зелёного листа, ногтя человека, волоска.

Цель: Познакомить с микроскопом; учить видеть в него мелкие частицы; замечать характерные особенности.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

3 н.: Опыт с листьями.

Цель: Продолжать учить работать с природным материалом, замечать его свойства, качества; видеть и отмечать, почему деревья теряют листья и больно ли это.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.170.

4 н.: Чтение сказки «О чём шептались камешки».

Цель: Обратить внимание на то, что характеры героев – камней отражают их реальные свойства и особенности происхождения.

Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…. – С.145.              

Октябрь:

1 н.: Опыт «Сжимание воздуха».

Цель: Замечать, где находится воздух, что с ним происходит, почему.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

2 н.: Опыт «Расширение воздуха при нагревании».

Цель: Учить видеть состояние воздуха, его особенность; замечать, что происходит с ним при нагревании.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

3 н.: Опыт «Воздушный пресс».

Цель: Учить наблюдать за состоянием листа бумаги; замечать, что с ним происходит при давлении.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

4 н.: Занятие с элементами театрализации «Как увидеть воздух».

Цель: Закрепить понятие «воздух», его свойства и роль в жизни человека; учить на опыте видеть особенности и свойства воздуха.

Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…. – С.145.

Ноябрь:

1 н.: Опыт «Соломенный буравчик».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.147.

2 н.: Фокус «Сухим из воды».

Цель: Продемонстрировать существование атмосферного давления; то, что воздух при остывании занимает меньший объём «отжимается».

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.144.

3 н.: Наблюдение – опыт за строением дерева.

Цель: Замечать, что у дерева две основные части: неземная (стеблевая) и подземная (корневая); при раскопке заметить, где находится корень.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.171.

4 н.: Опыт «Как быстро поворачивается растение к свету».

Цель: Обратить внимание, одинакова ли чувствительность разных растений к свету и скорость их движения.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.115.

Декабрь:

1 н.: Опыт «Какого цвета снег».

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный.

Литература: Дошкольное воспитание. – 1994. - № 7. – С.43.

2 н.: Наблюдение – опыт «Деревья и снегопад».

Цель: Рассмотреть заснеженные деревья и подумать, что случилось бы с деревьями, если бы они были покрыты листвой.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.172.

3 н.: Наблюдение – опыт «Обледенение деревьев».

Цель: Учить замечать состояние деревьев, их особенности» выяснять, что случилось с деревом и почему.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.172.

4 н.: Наблюдение – опыт «Роль снега в жизни растений».

Цель: Учить замечать состояние растений под снегом; отвечать на вопрос: нужен ли снег растениям.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.174.

Январь:

1 н.: Игра – эксперимент «Чей волчок лучше».

Цель: Выяснить, от чего зависит устойчивость и длительность волчка; учить объяснять свой вывод.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.9.

 Игра – эксперимент «Волчок, как мячик».

Цель: Выяснить, действительно ли ось волчка сохраняет своё вертикальное положение; на основе опыта понять особенность вращающегося волчка.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.

2 н.: Эксперимент «Капли краски на крутящемся диске».

Цель: Обратить внимание, что во время вращения капли краски побегут к краю диска; учить объяснять, почему это происходит.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.

3 н.: Эксперимент «Непослушная катушка».

Цель: Выяснить от чего зависит направление вращения катушки; учить объяснять это действие.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.10.

4 н.: Эксперимент «Обман зрения».

Цель: Учить на основе эксперимента замечать, что если на диске изображён рисунок, то он кажется сплошным, а если рисунок не совпадает с осью, то во время вращения появляется несколько сплошных кругов. Учить объяснять это.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.11.

Февраль:

1 н.: Эксперимент «Колёсная пара».

Цель: На основе эксперимента убедиться, что скорость движения спаренных колёс и пути, пройденными ими до остановки, разные.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.10.

Эксперимент «Разноцветное колесо – белое?»

Цель: Учить объяснять, почему во время вращения колесо, покрашенное в несколько цветов даёт лишь белый цвет, с чем это связано.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.12.

2 н.: Эксперимент «Не верь глазам своим».

Цель: Учить объяснять, почему во время вращения дуги, которая раскрашена разными цветами, видны чёрный и белый цвета.

Литература: Обруч. – 2010. - №4. – С.12.

3 н.: Опыт с водой «Фильтрование воды».

Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.143.

4 н.: Опыт «Почему лампочка светит».

Цель: Понять принцип работы электроприбора.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.154.

Март:

1 н.: Опыт «Разведчики».

Цель: Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там , где его не должно быть видно.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.146.

2 н.: Опыт с пластмассой.

Цель: Узнавать предметы, сделанные из разного вида пластмасс; сравнить их свойства; понимать, что от качественных характеристик зависит способ их использования.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.168.

3 н.: Занятие «Весна нам поручила вырастить редис».

Цель: Познакомить с семенами редиса; предложить посадить семена в ящик; понаблюдать за его ростом.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.150.

4 н.: Опыт «Необычная картина».

Цель: объяснить действия магнитных сил; использовать знания для создания картины.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.153.

Апрель:

1 н.: Опыт с тканью.

Цель: Называть ткани (ситец, сатин, шерсть и др.); сравнить ткани по их свойствам; понять, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для вещей.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.167.

2 н.: Инсценировка «Праздник Волшебной воды».

Цель: Закрепить у детей знания о различном состоянии воды, о круговороте воды в природе.

Литература: Рыжова Н.А. Не просто сказки…- С.109.

3 н.: Опыт с металлом.

Цель: Назвать разновидности металлов; сравнить их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.

Литература: : Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.168.

4 н.: Опыт – наблюдение «Почему на дорожках не растёт трава?»

Цель: Предложить почувствовать почву; учить понять, почему нельзя бегать по клумбам и в других местах, где растут растения.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.108.

Май:

1 н.: Опыт «Куда исчезла вода?»

Цель: Формировать представление о том, что под воздействием солнечного тепла происходит испарение воды.

Литература: Дошкольное воспитание. 1994. - №7. – С.43.

2 н.: Опыт «Кто посеял одуванчик?»

Цель: Подвести детей к пониманию, что в природе семена распространяются разными способами, например, их разносит ветер.

Литература: Дошкольное воспитание. 1994. - №7. – С.43.

3 н.: Опыт «Полезна ли соль растениям?»

Цель: Выяснить, полезна ли соль растениям и почему растения гибнут, если их поливать солёной водой.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.106.

4 н.: Занятие «Кораблекрушение».

Цель: развивать поисковую деятельность; совершенствовать умение экспериментировать с объектами неживой природы.

Литература: Проектный метод в деятельности ду. – С.62.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – С.168.
  2. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. / Дошкольное воспитание – 1994. - №7. – С.43.
  3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с.     Мир растений. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 240с.
  4. Проектный метод в деятельности детском саду: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Авт. – сост. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. 96с.
  5. Рыжова Н. А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка – Пресс, 2002. – 192с.
  6. Шапиро А. Секреты колеса. // Обруч. – 2010. - №4. – С. 9-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»

   Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной групп

Рабочая программа  подготовительной группы. разработана с учетом ФГОС дошкольного образования в соответствии с. целевыми ориентирами основной образовательной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей подготовительной группы к школе «В школу – с радостью!»

Рабочая программа по подготовке детей к началу школьного обучения обеспечивает разностороннее развитие личности ребенка 6-7 лет с учетом возрастных особенностей. Направлена на развитие у детей дошколь...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы «Тигрята» обеспечивает разностороннее развитие детей от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основ...

Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной группы, компенсирующей направленности

Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной группы, компенсирующей направленности...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы компенсирующей направленности

    Рабочая программа по развитию детей старшей компенсирующей группы  № 32 разработана воспитателями Прощенко М. А.  и Соболевой О. М.  в соответствии  с адаптиро...