Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников (в условиях ДОУ)
статья на тему

Детский сад - первый социальный внесемейный институт, первое воспитательное учреждение с которым дети вступают в контакт, в котором начинается их совместная деятельность и закладываются основы развития личности. Чем глубже воспитатель поймет психологию детского коллектива, тем легче ему будет учить и воспитывать детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

В связи с совершенствованием современной системы дошкольного образования все чаще поднимается вопрос о необходимости нахождения оптимальных форм, приемов и методов всестороннего развития воспитанников ДОО, о подготовке их к поступлению в школу, к взаимодействию со школьным коллективом и другими людьми. Достижение поставленных целей невозможно без активного усвоения ребенком социального опыта, без взаимодействия дошкольника со значимыми для него взрослыми людьми и сверстниками.

Детский сад – первый социальный внесемейный институт, первое воспитательное учреждение с которым дети вступают в контакт, в котором начинается их совместная деятельность и закладываются основы развития личности. Чем глубже воспитатель поймет психологию детского коллектива, тем легче ему будет учить и воспитывать детей.

Детский коллектив – предмет изучения разнообразных наук, в том числе психологии и педагогики. Долгие годы исследований в данном направлении показывают, что вопросов до сих пор остается на много больше чем ответов.

Сведения о детском коллективе и его психологии являются крайне актуальной информацией для современной педагогической науки. Психология коллектива, как направление социальной психологии, начинает активно развиваться с середины 60-х гг. прошлого века. Эти исследования связаны с трудами А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и многих других советских педагогов.

На основе анализа своего опыта С. А. Макаренко определил, что «Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения».

В основе воспитательной системы творческого развития личности ребенка В. А. Сухомлинский видит целенаправленное развития субъектной позиции ребенка.

В данном аспекте педагогику интересуют механизмы создания коллектива и использование его потенциала для гармоничного развития детской личности. Следовательно, коллектив воспринимается, как инструмент целенаправленного педагогического воздействия на личность.

На сплочение детского коллектива влияет не только его деятельность, но и совместные игры, личностное общение, организация которых является важным аспектом педагогической работы.

Формирование коллектива, как специально организованного объединения детей происходит поэтапно. Представители отечественной социальной психологии предлагают разнообразные «модели» развития группы, фиксируют особые стадии (уровни) этого движения.

Одна из самых известных моделей описывается в психологической теории коллектива А.В. Петровского. Автор видит группу, состоящую из трех слоев (страт). В основе функционирования каждой страты лежит определенный принцип построения отношений между членами группы. В наружной страте зафиксированы межличностные контакты членов группы, их эмоциональные предпочтения; вторая страта представляет собой групповые ценности и цели, опосредованные совместной деятельностью. Третья страта (ядро группы) представляет собой групповую деятельность, как основу формирования и функционирования коллектива.

В результате последующей разработки данной концепции, Петровский выделил главную идею своей теории: «…деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива»

Как инструмент воспитания, детский коллектив организуется взрослым.  При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией.  Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Из того, что было сказано выше, важно отметить, что детский коллектив в развитии и жизнедеятельности ребенка играет значительную формирующую и развивающую роль. Как в отечественной, так и в зарубежной науке изучению закономерностей развития и функционирования коллектива отводят важное место.

Таким образом детский коллектив – это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена

При изучении коммуникативного развития детей всегда учитывают его своеобразие на каждом возрастном этапе. Еще в начале прошлого века исследователи доказали, что «…ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком». Л.С. Выготский утверждал, что «Стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным, коммуникативная способность записана в его генетическом коде»

Если направленность ребенка на общение с другими людьми является генетически врожденной, то при сбоях в коммуникативной системе речь может идти не о формировании новой способности, а о развитии «родового» человеческого свойства.

В дошкольном возрасте, при прохождении «кризиса трех лет», меняется вся система отношения ребенка к окружающему миру. Ребенок с большим энтузиазмом начинает исследовать мир людей, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины поступков, мотивы поведения. В дошкольном возрасте круг общения расширяется, включая помимо мира взрослых мир сверстников. Ребенок начинает осознанно воспринимать сверстников, идентифицируя себя с ним. В результате меняется само отношение к сверстникам, они попадают в общее коммуникативное пространство.

У младшего дошкольника сверстник вызывает живое любопытство и положительное эмоциональное отношение, становится весьма притягательным, воспринимается как объект взаимодействия.  В этом возрасте на восприятие сверстников большое влияние оказывают взрослые. Именно от них зависят эмоциональные оценки и отношение к сверстникам.

Группа детского сада является первым социальным объединением детей, именно в этих группах происходит формирование и присвоение первых социальных ролей. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оценивают не только по деловым качествам, но и личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств.

Большой вклад в изучение проблемы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста внесли: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, А.А. Максимова и др.

Следуя теории Л.С. Выготкого, можно представить себе спираль развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, как движение от зоны актуального к зоне их возможного развития. За точку актуального развития можно принять коммуникативный навык, демонстрируемый ребёнком без вмешательства взрослого. Зона ближайшего развития представляет собой так называемые «целевые ориентиры», которые ребёнок достигает при помощи взрослых, в данном случае – воспитателей. Следовательно, свою основную работу по развитию коммуникации дошкольников воспитатель строит в зоне ближайшего коммуникативного развития.

Итак, понимание коммуникативной компетенции, подводит воспитателя к осознанию необходимости в формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков, как базовых составляющих всего процесса общения. При этом развитие понимается, как динамичная категория, включающая в себя, как прогрессивные изменения, так и совершенствование всей коммуникативной сферы личности.  

 Таким образом, для поддержания целостности данного процесса, необходимо не только составить план развивающих мероприятий, но и выстроить их в русле отечественной теории развития. Важнейшую роль в этом процессе играют принципы и методы развития детской коммуникации. Ведь только правильно организованная методология развития процесса способна дать реальный результат.

Детский коллектив – это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

Практические контакты ребенка со взрослым в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление речи благодаря тому, что организуют ориентировку ребенка, помогают ему выделить ключевые компоненты ситуации взрослого и предмет и увидеть в поведении взрослого его содержание обращенность к предмету и артикулирование обозначающего этот предмет слова.

А.М. Никонова под коммуникативными навыками понимает доведённые до автоматизма умения людей организовывать коммуникацию в разных областях и ситуациях общения. Для поддержания целостности процесса развития коммуникативной сферы дошкольников, необходимо не только составить план развивающих мероприятий, но и выстроить их в русле отечественной теории развития. Важнейшую роль в этом процессе играют принципы и методы развития детской коммуникации. Коммуникативные навыки в дошкольном возрасте формируются при помощи наглядных, словесных и практических методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО.»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):….«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение актив...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе общения

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника:...

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие коммуникативных навыков у детей в процессе общения"

в общении – одна из самых важных на всех уровнях развития. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют Потребность смыслом наши действия и поступки. Самые т...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников (в условиях ДОУ)

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников (в условиях ДОУ)Гречанова Г.А.В связи с совершенствованием современной системы дошкольного образовани...