Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе общения
статья на тему

Идиятуллина Оксана Юрьевна

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе общения

Потребность в общении – одна из самых важных на всех уровнях развития. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью.

А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание. Общение – главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение всегда направлено на другого человека. Этот человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на отношения к собеседнику составляет главное своеобразие общения. Любой акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодействия, нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий могут свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадают, взрослого не совпадают, взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое. И соответственно говорит о своем. И хотя такой разговор внешне может быть похож на общение, в нем возникает не общность, а напротив отчуждение и непонимание. Особенно велика роль общения, в нем возникает не общность, а напротив отчуждение и непонимание. Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – не только источник различных переживаний, но и главное условие  формирования его личности человеческого развития.

Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить, и расти, но и главный двигатель психического развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, которые существуют в обществе.

Для полноценного общения детей, становления гуманных отношений недостаточно просто наличия товарищей по игровой деятельности и изобилия игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада не дает существенной прибавки к социальному развитию ребенка. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная. Целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада.

Главная задача взрослого заключается в том, чтобы организовать успешность взаимодействия детей, т.е. совместную предметную деятельность и сформировать субъективное взаимодействие.

Одной из наиболее эффективных форм субъективного взаимодействия детей в условиях ДОУ- совместные игры, в которых малыши действуют одновременно одинаково. Организованная совместная игра может способствовать не только развитию их содержательного общения, но и адаптации дошкольников в детском саду. Принято считать, что для успешного привыкания ребенка к ежедневному посещению детского сада, лучше предоставить ему по возможности больше свободы, чтобы тем самым приблизить условия жизни в группе к привычным домашним условиям.

В игре дошкольники отображают свои представления об окружающем мире.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две ели – одна из них обучающая, а другая игровая ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материла. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала не смог достичь игровой цели. В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок имеет возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами приобретая свой собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, у которых имеются речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами обеднен. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным,  действенным, позволить ребенку получить свой опыт.

Успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое руководство со стороны взрослых. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, настроением должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре.

Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры- создание воображаемой ситуации и возникновение действий в смысловом поле.  В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности, требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития. Задача окружающих ребенка взрослых  заключается в организации руководства игрой, обеспечивающегося максимальную активизацию имеющихся у него возможностей.

Подвижные игры помогают детям легко заучить множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти. Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были достигнуты определенным сигналом.  В подобных играх не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления частей речи дикции. Подвижные игры развивают произвольность  внимания. Игры – воспитывают такие качества как стремление к борьбе, к лидерству. Игры командами приучают детей сотрудничать, согласовывать действия, проявлять доброжелательность, совестливость, взаимопомощь к сверстникам.

После игр детям хочется поделиться своими впечатлениями: рассказать, изобразить, показать. Дети без руководства педагога самостоятельно повторяют понравившуюся игру старшие обучают младших детей.

Большое влияние на развитие коммуникативных навыков у детей оказывают игры, содержанием инсценирования какого – либо сюжета, игры – драматизации.  Подобные игры также формируют произвольное запоминание текстов и движений. Хороводные игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слова с движением.

Список литературы:

  1. О.С. Рудик. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2013 г.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко. О.М. Игры и упражнения по  развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
  3. Артемова. Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.; 1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие коммуникативных навыков у детей в процессе общения"

в общении – одна из самых важных на всех уровнях развития. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют Потребность смыслом наши действия и поступки. Самые т...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников (в условиях ДОУ)

Детский сад - первый социальный внесемейный институт, первое воспитательное учреждение с которым дети вступают в контакт, в котором начинается их совместная деятельность и закладываются основы развити...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников (в условиях ДОУ)

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в процессе взаимодействия в коллективе сверстников (в условиях ДОУ)Гречанова Г.А.В связи с совершенствованием современной системы дошкольного образовани...