Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников при взаимодействии, сотрудничестве в парах.
консультация
Сообщение из опыта работы. Будет полезно для педагогов для развития коммуникативных навыков детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_v_parah.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников при взаимодействии, сотрудничестве в парах.
Сообщение подготовлено воспитателем МАДОУ «Детский сад № 175» города Перми Соловьёвой Эльвирой Николаевной
Для современного общества требуется не только умные, талантливые и образованные люди, но и коммуникативно развитые, умеющие устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. От уровня сформированности у дошкольников умения договариваться, сотрудничать во многом зависит их адаптация в коллективе сверстников в группе ДОО, эффективность воспитательно-образовательной работы.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к взаимодействию детей в паре. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений. Взаимодействие детей паре — одно из важнейших умений. Оно имеет особую коммуникативную и деятельностную природу, особую значимость.
Работая над темой мы поставили перед собой такую цель
Создание условия для развития коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения задания в парах.
Взаимодействие детей в паре — это вид совместной деятельности детей, который обеспечивается общением, без него существовать не может, и это общение должно быть направлено на обеспечение успешности этого взаимодействия. Взаимодействие детей в паре представляет собой слитный, целостный процесс совместной деятельности и общения.
Значение развития в дошкольном возрасте взаимодействия детей в паре велико. Во-первых, оно является видом совместной деятельности, развивает социальность ребенка, его готовность к успешному взаимодействию с другими людьми в процессе достижения социальных, в т. ч. продуктивных целей. Во-вторых, взаимодействие детей в паре готовит дошкольника к взаимодействию в группе. В-третьих, взаимодействие детей в паре создает условия для развития социальных мотивов поведения. Дети учатся подчинять свои личные сиюминутные интересы цели совместной деятельности пары. В-четвертых, при взаимодействии детей в паре ребенок получает опыт «лидерства - сотрудничества — подчинения», а именно: возможность вести за собой, настаивать на своей позиции, либо взаимодействовать на равных, либо подчиняться. Причем эти три вида опыта одинаково важны. В-пятых, при взаимодействии детей в паре развиваются многие коммуникативные умения, например умение слушать другого, формулировать и объяснять свою позицию, договариваться, поддерживать и т. д.
Этапы взаимодействия детей в паре.
Чтобы к началу школьного возраста это умение было освоено, его развитие взаимодействия детей в паре должно осуществляться постепенно и пройти в дошкольном периоде три этапа. Первый этап — 4–5 лет (средняя группа) — должен быть направлен на то, чтобы дети получили позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством взрослого.
Второй этап — дети 5–6 лет (старшая группа) — заключается в получении дошкольниками опыта договора пары о выборе предмета деятельности под руководством взрослого, развитии самостоятельности и творчества в совместной деятельности.
Третий этап — 6–7 лет (подготовительная группа) — должен обеспечивать получение детьми опыта осознанного и самостоятельного взаимодействия детей в паре и группе о предмете и способе деятельности.
Чтобы работа в парах была продуктивной, дошкольников нужно научить объединяться в пары. Сначала пары объединялись по симпатии, потом мы делили пары с помощью фишек, или распределяли детей по условиям(например сосед по парте на занятиях по математике), а ещё мы распределяли детей для развития взаимодействия, у которых конфликт. Чтобы у таких детей появилась одна цель для решения задачи, один интерес. Такое соблюдение правил работы в парах поможет детям быстрее наладить общение, в том числе и среди новеньких детей.
При работе в парах дети учатся общаться, контролировать друг друга, находить компромиссы. Воспитатель рассказывает и показывает, как правильно это делать. Разговаривать спокойно, уметь выслушивать другого, правильно строить предложение. Особое внимание обращает воспитатель на фразы, которыми обмениваются дети. Это важно, когда один ребенок принимает роль «лидера», а второй «подчиненного»
При работах в парах мы придерживаемся определённых правил:
-При разговоре смотри на собеседника
- Говори в паре тихо, чтобы не мешать другим детям
- Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
- Один говорит, другой слушает.
Для этого сначала необходимо постепенно вводить более простые упражнения, приглашать сначала по одной, две, три пары, затем постепенно включать всех детей.
Позже задачи ставятся посложнее. Для этого нами была составлена картотека игр
Организация работы детей в паре включает четыре этапа:
Первый – вербальное обозначение взрослым ситуации занятия (напоминание правил игры или содержания продуктивной деятельности, обсуждение вместе с детьми адекватного способа совместного выполнения задания).
Второй – образование пар (естественное объединение дошкольников по собственному желанию; помощь взрослого детям, испытывающим затруднения в выборе партнеров).
Третий – собственно взаимодействие ребенка со сверстником (самостоятельное распределение обязанностей в паре, разделение операций, совместное выполнение задания, помощь взрослого в тех случаях, когда возникающие между детьми разногласия могут привести к разрушению совместных действий). Если пары дошкольников не справляются с заданием, с ними еще раз проговаривается соответствующий способ взаимодействия. Неизбежно возникающие конфликтные ситуации, негативное поведение детей обсуждается только с конкретной парой дошкольников, без привлечения внимания остальных сверстников. Предоставить детям возможность высказать свои претензии друг к другу, предположения, почему у них что-то не получилось, предложить продолжить выполнение задания, учитывая полученный опыт.
Поэтому, предварительная работа педагога является главным условием по взаимодействию детей в парах. Педагог должен акцентировать важность договора пары для того, чтобы цель совместной деятельности была достигнута (создание рисунка, поделки, картинки, любого продукта совместной деятельности).
Четвертый этап – анализ и оценка продуктов деятельности. На данном этапе, ведущая роль остается за педагогом, который после выполнения задания организовывает выставку детских работ, обращает внимание детей на работы сверстников, предлагает рассмотреть их, сравнить со своими, давая при этом образец доброжелательной конструктивной оценки.
Такую технологию мы внедряли не только на занятиях, но и на физкультминутках, в играх соревновательного, интеллектуального и развлекательного характера. Детям нравится работать в паре, особенно если они легко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию. В большинстве случаев дошкольники приходят к согласию ради выполнения общей цели.
Таким образом, работа детей в парах помогла добиться следующих результатов:
- улучшилась продуктивность работы на занятиях игровой формы, так как у детей наладился контакт;
- каждый ребенок стал чувствовать себя более комфортно, так как мог быть в позиции лидера;
- научились видеть и исправлять ошибки;
- формируется умение высказать свое мнение и отстоять его;
- активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого ребёнка;
- формируются условия для самообразования;
- повышается интерес и желание участвовать в работе;
- развиваются межличностные отношения
Жизнь в социуме предполагает постоянное общение людей, успешность которого часто зависит от их умения договариваться. Несмотря на то что данное умение в полной мере реализуется во взрослой жизни, его значение достаточно велико и в дошкольном возрасте.
Картотека игр и упражнений в парах
Игра «Самая дружная пара»
Упражнение проводится в парах. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку завязываются глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Упражнение «Рукавички» ( с 5 лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Воспитатель раздает по одной рукавичке детям, Дети отыскивают свою «пару» и с помощью трех общих карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Воспитатель наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют. Работу можно начать с отгадывания загадки:
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят. (Рукавички, варежки)
Инструкция: Сегодня мы сделаем интересную работу, в ходе которой вы будете не только изготавливать изделие, но и учиться дружить, взаимодействовать с товарищем в паре, обсуждать общую задачу, договариваться. Каждая пара создаст свою неповторимую пару рукавичек.
Детям раздаются заготовки рукавичек.
Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Игру можно усложнить, завязав одному из участников глаза.
Игра: «Веселый счет»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, развитие слухового восприятия.
Описание игры: Дети по очереди ведут счет от 1 до 10 (20), причем, если игроки произносят одновременно цифру, счет начинается сначала и до тех пор, пока не будет достигнута цифра 10 (20) без единой ошибки.
Игра: «Сиамские близнецы»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета.
До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.
Упражнение «Совместный рисунок»
Один из пары рисует левую сторону рисунка, другой – правую. Должно получиться гармоничное, цельное изображение.
Упражнение «Пластилин»
Участникам дается 1 кусок пластилина. Каждый может работать только одной рукой (или правой, или левой). В ходе упражнения участники должны договориться, что будут лепить. Рефлексия: легко ли работать в паре? Нужно ли учиться подстраиваться друг к другу?
Упражнение «Твое мнение»
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку на тему «Правила поведения». Просит детей в парах поочередно (договариваются между собой об очередности) прокомментировать изображение. Инструкция воспитателя:
-Ребята, расскажите друг другу, что вы видите на картинке. Договоритесь между собой, кто начнет рассказ первым. Можете посчитаться.
-Если вам нравится поведение детей, объясните, почему нравится. Если не нравится, объясните, почему не нравится. Дайте совет, как исправить ситуацию. Дети мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Физкультминутка « Я дрозд, ты дрозд»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, развитие слухового восприятия.
Описание игры: дети разбиваются на пары, встают напротив друг друга. Воспитатель, а потом и дети произносят слова и показывают действиями.
« Я дрозд, ты дрозд, у меня есть нос, у тебя есть нос
У меня щёчки аленькие, у тебя щёчки аленькие.
Мы любим друг друга» (обнимаются)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"
Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Цель проекта - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков старших дошкольников
Любая игра многофункциональна, она реализует разные цели, но в предложенной картотеке игр, есть общая цель - "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников"...
Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".
В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...
Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»
Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...
Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...