«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО.»
методическая разработка по развитию речи на тему
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):….«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_kommunikativnyh_navykov.docx | 87.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго - Восточное управление министерства образования и науки
Самарской области
Структурное подразделение государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области - детский сад «Солнышко» г. Нефтегорска;
Методическая разработка:
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР в условиях реализации ФГОС ДО.»
Протвень Елена Анатольевна
старший воспитатель
Нефтегорск, 2015
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………. 3-4
2. Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий…………………..........................................................................4-16
3. Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей………………………………………………………………17-24
4. Мониторинг развития коммуникативных навыков у детей с ОНР……..24-25
5.Планируемые результаты………………………………………………….25-26
5.Рекомендации ………………………………………………………………27-32
6. Заключение………………………………………………………………….32
7. Список литературы………………………………………………………….33
Приложение
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):….«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря речи, происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели - формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому, что овладение родным языком – жизненная потребность. Современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Поэтому возникла необходимость искать нестандартные подходы в работе. Изучая современную педагогическую литературу, интернетресурсы, опыт ДОО из других регионов России и ближнего зарубежья, мы стала применять в своей работе инновационные технологии.
Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий
В связи с утверждением и введением в действие ФГОС ДО в настоящее время перед всеми дошкольными образовательными организациями встала задача по поиску инновационных методов для качественной организации воспитательно-образовательного процесса.
Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.
Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии.
Ввиду того, что сейчас в образовательном процессе дошкольного образования идет «отказ от традиционной формы в виде структурированных занятий и переход к другой организационной модели, которая предполагает совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей, предъявляются особые требования к работе педагога», использование интерактивных технологий, как нельзя лучше помогут в решении этой задачи.
На современном этапе развития социума в педагогике, в том числе и коррекционной, возникает необходимость использования инновационных технологий.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов и приёмов обучения.
Слово «интерактив» образовано от слова «interact», где «inter» - взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Понятие интерактивные технологии можно найти у В.В. Гузеева, он определяет их как: «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой»
Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.
Наиболее трудоёмкими по организации и сложными, как для логопеда, так и для самих воспитанников, являются занятия по развитию связной речи и коммуникативных навыков у детей.
Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.
Цель интерактивного обучения – создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: педагог – ребенок, ребенок – ребенок. При этом педагог и ребенок – равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения дети учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Актуальность данной разработки состоит в том, что с одной стороны, возникает необходимость использования различных интерактивных методов в коррекционной работе по развитию связной (диалогической) речи у детей с общим недоразвитием речи, и зачастую ограниченным использованием интерактивных методов педагогами на занятиях, с другой стороны.
Данная методическая разработка может быть полезна не только логопедам, но и дефектологам, педагогам-психологам, а так же воспитателям логопедических групп с целью формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
В разработке представлены различные средства и приёмы (игры, развивающие задания) интерактивных методов обучения, используемых на занятиях по развитию коммуникативных навыков, а также примерные планы-конспекты НОД.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
- II младшая группа – работа в парах, хоровод;
- средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
- подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Краткая характеристика интерактивных методов в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.
«Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Карусель»
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум»
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Большой круг»
Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Метод «мозгового штурма» является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Методы создания благоприятной атмосферы, организация коммуникации между детьми, оперативное их включение в деятельность, организации коммуникации
Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»
Проводится со всей группой одновременно, можно в парах. Педагог просит ребят выполнять то, о чём он будет говорить.
Скажем «Здравствуйте» руками (детям нужно придумать свой жест для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих).
Скажем «Здравствуйте» глазами (нужно встретиться взглядом с кем-нибудь).
Скажем «Здравствуйте» кивком.
Станет радостней кругом.
Все произносят хором «Здравствуйте»
Игра – приветствие «Улыбка»
Можно использовать перед любым занятием. Для игры дети объединяются в пары произвольно, смотрят друг другу в глаза, мысленно желают здоровья соседу и поговаривают слова:
Здравствуй, друг!
Как ты тут?
Улыбнись мне,
А я – тебе.
После этих слов дети улыбаются друг другу, при желании – обнимаются. Затем все садятся на свои места или находят себе нового партнёра и действия повторяются. Продолжительность игры определяет педагог.
«Поменяйся местами»
Все участники взаимодействия садятся в круг. Например, педагог предлагает поменяться местами тем, кто:
- уже проснулся;
- хочет заниматься;
- пил на завтрак чай;
- добирался до д/сада пешком;
- добирался до д/сада на машине;
- у кого хорошее настроение;
- у кого есть что-то красное (желтое и т. п.) в одежде;
- хочет общаться и т. д.
«Заверши фразу»
Педагог начинает фразу (например, «Я пришел сюда...», «А знаете ли вы...», «Если бы я был заведующим, воспитателем, логопедом ...» и т. п.) и предлагает детям без какой-либо подготовки закончить ее. Каждый из участников поочередно произносит предложенную фразу и свой вариант ее продолжения.
Методы для развития индивидуального сознания, творческого мышления через организацию взаимодействия, свободы выбора, мыследеятельности, смыслотворчества.
«Цветные фигуры»
Задачи: Развитие индивидуального сознания, «Я-концепции», ценностных ориентации воспитанников через организацию их мыследеятельности, смыслотворчества, самоидентификацию.
Реализация метода начинается с объяснения педагогом правил его осуществления: из множества фигур участник выбирает одну и объясняет свой выбор. Педагог раскладывает все имеющиеся у него цветные фигуры на столе или на полу в центре круга, где расположились участники.
Каждый из участников выбирает одну из фигур, которая по форме и цвету соответствует индивидуальности участника, его сегодняшнему душевному, эмоциональному состоянию. Выбирает одну из фигур и педагог.
Через 2-3 мин педагог предлагает каждому из участников объяснить свой выбор: что символизирует для него цвет и форма выбранной фигуры? Начинает обычно педагог, задавая своим рассказом определенный алгоритм объяснения выбора.
Затем каждый из участников по кругу (поочередно) объясняет свой выбор, демонстрируя всем выбранную фигуру.
Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода: каждому предлагается на выбор одна из карточек, на которой нарисован предмет. Эта карточка и ее обладатель являются одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав взаимодействие с другими участниками. Карточки (звенья) необходимо выстроить в определенной логике, обосновав эту логику. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке. Все карточки — звенья 2-3 логических цепочек перемешаны и перевернуты так, чтобы участники не видели, что на них нарисовано. После того как карточки розданы участникам, педагог предлагает им организовать коммуникацию между собой, в результате которой необходимо построить 2-3 логические цепочки — одну слева, другую справа в аудитории; напоминает, что нужно объяснить логику построения «цепочки», рас положения ее звеньев. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выстраивая логические цепочки (определяют, кто в какой цепочке должен быть и в какой последовательности, объясняя ее логику). Когда логические цепочки построены, участники (начинают те, кто первым выстроил логическую цепочку) поочередно объявляют название цепочки, перечисляют в логической последовательности все звенья цепочки, а затем объясняют (это может сделать либо один, либо несколько участников) логику расположения звеньев цепочки. После представления участниками построенных логических цепочек педагог либо соглашается с предложенными вариантами, либо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объясняя логику их построения.
Методы рефлексивной деятельности
«Зарядка»
Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку отдельным компонентам (своя деятельность , деятельность педагога, игры и др.), этого взаимодействия, а также выразить своё отношение к этим компонентам.
Движения могут быть следующие:
- присесть на корточки – низкая оценка, негативное отношение;
- обычная поза, руки по швам – хорошая оценка;
- поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.
Каждый участник, после того, как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое – либо движение.
«Закончи фразу»
Для проведения оценочной, рефлексивной деятельности педагог предлагает детям завершить фразу. Например:
У меня сегодня получилось…
Мне сегодня было трудно…
Я на занятии узнал…
Мне понравилось…
Я научился… И т.д.
Одновременно старшим дошкольникам предъявляется не более трёх фраз.
Варианты интерактивных игр
Игра «Айсбрейкеры» - (от англ. to break - ломать, ice - лед, игры-ледоколы) - игра, помогающая участникам лучше узнать и ближе познакомиться друг с другом, снять коммуникативные барьеры в групповом общении, повысить уровень общения в группе.
Варианты проведения:
«Узнайте меня». Каждый из участников рисует свой портрет (как умеет, можно схематично, в виде шаржа). Затем все портреты вывешиваются на доску или выкладываются в центре группы и дети должны узнать, кто изображен на портретах. Объяснить по каким признакам удалось найти автора портрета.
«Мы с тобой похожи тем, что...» Участники выстраиваются в 2 круга – внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».
Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
«Кто больше?»
Необходимо назвать (или найти картинки) как можно больше на заданную тему. Работают в парах.
«Добавь слово»
Завершить предложение подходящим словом: «Я катаю....», «Я куклу...».
«Сказочное королевство»
Выбираем двух стражников, строгих, неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня бал и каждому хочется туда попасть. Есть только один способ пройти: ответить на вопрос стражника по тексту рассказа или теме занятия. Стражники могут сами составить вопросы, пока остальные дети вспоминают необходимую информацию, а могут задавать вопросы, заранее приготовленные логопедом. Дети по очереди подходят к стражникам и отвечают на вопросы.
Можно устроить смену караула, если у одних стражников закончились вопросы. Смену можно провести, если взять за основу практическую часть или связь текста с жизнью.
«Паутина»
Логопед даёт задание по тексту рассказа, проблемный вопрос, вспомнить материал темы т.д. Все дети встают в круг. В руках у педагога клубок ниток. Он начинает отвечать по теме «плести паутину». Потом передаёт клубок любому ребенку, и тот продолжает отвечать. Можно применять игру для составления связного высказывания, передавая клубок друг другу, дети дополняют общий рассказ. Для определения и выявления причинно-следственных связей в тексте, ситуации. При этом логопед предупреждает, что взаимосвязи можно проводить как прямые, так и обратные, и даже косвенные. Найдя взаимосвязь, ребенок, оставляя у себя нить, перебрасывает клубок другому участнику, пока все, стоящие в кругу не будут связаны единой сетью – «паутиной».
«Догадайся, что хочу»
Проводится по типу сюжетной игры в «Магазин». Ребёнок, изображает продавца и задаёт вопросы «покупателю» о товаре, который тот намеривается купить. Это могут быть предметы быта, овощи-фрукты, игрушки, одежда, школьные принадлежности и др. Например «Это овощ?», «Он зелёный?», «Овальный или круглый?». Получив максимальное количество ответов от ребёнка – «покупателя», продавец должен догадаться, какой овощ необходимо подать. В свою очередь, ребёнок, изображающий покупателя тоже может задавать вопросы о покупке у продавца, например, «Вы его сами пробовали?», «Он свежий, вкусный?» и т.п.
К сюжетно-ролевым играм так же относятся игры, в которых дети обыгрывают знакомые им ситуации: «Поездка в детский сад на автобусе». Выбирают водителя автобуса, кондуктора, пассажиров: бабушка, дедушка, взрослые и дети.
Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному возрасту. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность воспитанникам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что дети ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.
Все перечисленные формы работы способствуют формированию адекватной самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.
Заключение
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Работа по формированию навыков коммуникации у детей с нарушениями интеллектуального развития характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями, а также симптоматики, механизмов, структуры дефекта у данной категории детей.
Задача логопеда – обеспечить детям максимальную речевую активность на занятиях, которая бы не только формировала необходимые коммуникативные навыки, но обеспечивала бы коррекцию всех сторон личности аномального ребёнка: коррекцию высших психических функций, коррекцию эмоционально-волевой сферы, предупреждение поведенческих отклонений, обеспечение здорового физического и нервно-психического состояния.
Всё это помогают реализовать интерактивные методы.
Предложенные способы и приёмы реализации интерактивных методов педагог может дополнять, совершенствовать, опираясь на свой профессионализм и творческий потенциал.
Вариативность использования нетрадиционных технологий в речевом развитии детей»
Инновационная направленность
В работе по развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР, используем дидактические игры, упражнения направленные на речевое развитие, поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Задачи следующие:
Обучающие:
• Повысить речевую активность посредством элементов игровой деятельности;
Развивающие:
• Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми;
Воспитательные:
• Воспитывать культуру речи.
Дидактическая игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
- Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
- Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
- настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
- словесные игры (без наглядного материала).
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Правила составления синквейна
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Пример синквейна «Наша группа».
Наша группа Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы дружные!
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
слова-предметы (существительные)
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
1. Котёнок Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное
2. Дом Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище
Выводы о синквейне
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями.
Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
«Цепочка слов»
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая
- Пушистая, ласковая, разноцветная…
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор…
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым…
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд… и т.д.
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
Игра в ассоциации также:
развивает связанную речь;
учит ребенка описывать предметы;
учит обобщению;
Сын леопарда-тоже леопард –(африка)
(яблоко от яблони не далеко падает)
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
Шила в мешке не утаишь
Бойся тихой реки, а не шумной (Греция)
В тихом омуте черти водятся.
Молчаливый рот-золотой рот (Германия)
Слово серебро, а молчание золото.
Тот не заблудился, кто спрашивает (Финляндия)
Язык до Киева доведёт
Ошпаренный петух от дождя убегает (франция)
(обжёгшись на молоке, на воду дует)
«Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное — яблоко, кресло, платье.
Желтая — репа, краска, сумка.
Синий — василек, баклажан, карандаш.
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Выводы:
Дидактическая игра преследует определенную цель, посредством которой у ребенка формируется быстрота мышления, умение сопоставлять наблюдения реальной действительности.
Разработанная нами система занятий по развитию речи посредством дидактических игр с использованием нетрадиционных технологий, может быть полезна воспитателям, учителям -логопедам.
Мониторинг развития коммуникативных навыков у детей с ОНР
Цель: Определение уровня сформированности коммуникативных навыков.
Диагностические мероприятия проводятся посредством наблюдения коммуникативной деятельности детей в игровой деятельности, в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах Диагностические пробы: «Шесть шляп» (Цель: Развивать коммуникативные навыки), «Пресс - конференция» (Цель: Развивать диалогическую речь, умение корректно, вежливо задавать вопросы и отвечать на них) «Игры – ситуации» (Цель: Развивать умение вступать в беседу, обмениваться чувствами и переживаниями), «Вежливые слова» (Цель: Развивать уважительное отношение, умение пользоваться вежливыми словами - обращениями), «Киносъёмка» (Цель: Развивать умение договариваться, вести диалог)
Показатели:
количество вопросов,
качество вопросов,
качество коммуникации:
- инициативность
-самостоятельность
-логичность
-последовательность
-речевое оформление
Критерии:
Пассивность - пассивный слушатель, не проявляет потребность к общению, лишь, в крайнем случае, по инициативе взрослого или сверстников, не структурирует речевое высказывание, качество коммуникации не соответствует возрастной норме.
Мотивация – испытывает потребность к общению, не проявляет инициативу, задает малое количество вопросов, качество коммуникации не соответствует возрастной норме.
Активность - активно вступает в диалоги, самостоятельно строит речевые высказывания, задает достаточное количество вопросов, соблюдает последовательность, логичность вопросов и ответов, самостоятельный собеседник, но требует коррекции речевого оформления.
Инициатива - проявляет инициативу и самостоятельность в коммуникации, выступает в роли организатора, развернуто формулирует высказывания, выслушивает собеседника может возразить, вносить свои предложения, идеи, выдерживает последовательность, логичность ответов и вопросов. Речевое оформление соответствует возрастной норме.
Мониторинг сформированности коммуникативной деятельности у детей с ОНР
Ф.И..ребенка | количество, качество вопросов | содержание ответов | качество коммуникации | ||||||||||||
инициативность | самостоятельность | логичность | последовательность | речевое оформление | |||||||||||
№ п\п | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Таблица 1. Уровень сформированности коммуникативных навыков у детей группы №
показатели по группе | количество,% | начало года | количество,% | конец года |
Пассивность | ||||
Мотивация | ||||
Активность | ||||
Инициатива |
Планируемые результаты
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) относятся следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка: достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
В конце обучения в логопедической группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
- Понимание речи;
- Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.
- Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;
- Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
- Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;
- Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
- Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно- ласкательные и другие);
- Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
- Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое.
Рекомендации
Использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, станет более эффективным, если:
- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;
- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (учитель - логопед – воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.
Цель: выявить влияние нетрадиционных технологий на речевое развитие ребёнка.
Для реализации данной цели необходимо определить следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты проблемы в работах специалистов,
- привлечь родителей к совместной работе;
- развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию инновационных методов методов;
- проанализировать результативность работы.
Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.
При создании речевой зоны мы обращаем внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. Во всех группах имеется уголок книги, в которых хранятся детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. В младших группах педагоги изготавливают книжки-малышки. Детям очень нравятся книги-самоделки с рассказами и сказками.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.
Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Рекомендации для педагогов и родителей включают в себя ряд последовательно осуществляемых шагов, определяющих постепенность реализации намеченных целей и на каждом этапе используются инновационные технологии.
Анализ проводится с целью изучение особенностей речевого развития детей, компетентности воспитателей и родителей в речевом развитии детей. На данном этапе весь анализ результатов обследования воспитанников и оценки уровня компетентности педагогов и анализа их участия в работе проходит в электронном варианте.
Спланировать процесс решения задач в работе с педагогами и родителями :
- Планирование инновационной работы.
- Перспективное планирование
- Выбор направлений самообразования.
Реализация спланированного процесса с педагогами и родителями:
Информационный этап: Консультации, лекции, беседы, выставки литературы. При их организации используются мультимедийные презентации по представляемым темам и сопровождением видео методов работы с детьми.
Практический этап: Семинары, открытые и коллективные просмотры, работа творческой и экспериментальной групп, обобщение опыта педагогов по речевому развитию детей. Используем не только открытые просмотры, но и видеопросмотры.
В работе с родителями также используются различные технологии:
Индивидуальные консультации и беседы по задачам годового плана, по запросу родителей;
папки – передвижки;
изготовление тематических альбомов;
анализ и обсуждение результатов развития ребёнка;
совместные досуговые мероприятия;
открытые просмотры;
анкетирование;
групповые собрания;
дни открытых дверей.
Кроме того осуществляется через сайт работа с родителями.
Таким образом, задача развития речевой активности детей средствами инновационных технологий с учетом их индивидуальных особенностей решалась через различные формы методической работы с педагогическими кадрами: от информативных и обучающих до практических, на которых педагоги упражнялись в применении полученных знаний к разнообразным ситуациям взаимодействия с детьми.
Мониторинг этапов инновационной деятельности, обучающие семинары, позволяют утверждать, что на заключительном этапе обучения педагоги свободно ориентируются в методах работы с детьми, в применении современных развивающих технологий, овладели способами взаимодействия с детьми, коллегами, специалистами и родителями по вопросам речевого развития детей.
Примером педагогической компетенции являются публикации:
- «Формирование словообразовательных процессов у детей с ОНР»
-«Использование инновационных технологий в организации коррекционно - образовательного процесса для детей 5- 6 лет с ОНР
-«Формирование творчества в самостоятельной деятельности в речевом развитии у детей с ОНР»
- «Технологии формирования связной речи у детей с ОНР»
- «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
«Организация развивающей предметно - пространственной среды при реализации коррекционно - образовательной деятельности, в условиях реализации ФГОС ДО»
«Дидактические игры как средство развития словообразования у детей с ОНР , с учетом тематического планирования в ДОО»
Публикации в научно - методическом журнале «Логопед»
« Наш дом – Россия» - проект для детского сада» №2014. ТЦ «Сфера»
«Предметно - развивающая среда при коррекционно- образовательной деятельности детей с ОНР» №3 2015. ТЦ «Сфера»
Участие в конкурсах:
- Всероссийский конкурс методический пособий по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России» (победитель 2013)
- Всероссийский конкурс «Экологическое воспитание в образовательном учреждении» (Дипломант 2 степени. 2013.)
- Федеральный конкурс профессионального мастерства, посвященный 10 – летию н\м журнала «Логопед» (призер конкурса. 2014)
- Областной интернет – проект «Методическая копилка» (победитель. 2014)
- Областной конкурс долгосрочных воспитательных проектов особой и социальной значимости на премию Губернатора Самарской области (место в рейтинге 21 из 61конкурсантов)
Участие детей в проектной деятельности в рамках областного фестиваля подвижных игр народов Самарской области. «Разноцветные луга соседства», с целью формирования нравственно - патриотических представлений, толерантного отношения и взаимодействия национальных культур. Мною была разработана методическая продукция: программа воспитательно - образовательной деятельности по формированию нравственно – патриотических представлений у детей с ОНР 5- 7 лет. «Наш – дом Россия», учебно – игровое пособие «Что мы знаем о России». Участие в организации мероприятий, посвященных празднованию 70 лет Победы в ВОВ: окружной конкурс чтецов ( лауреат 1 степени, дипломант 2 степени), Организация мини – музея в группах компенсирующей направленности (победитель), организация экскурсий в городскую детскую библиотеку (викторина «По дорогам сказок»), посвященная Году литературы.
Заключение
Инновационная деятельность позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в ДОО на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
Список литературы:
Список используемой литературы:
- Афонина М. Б. «Использование интерактивных технологий в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» http://dou24.ru/178/index.php?option=com_content&view=article&id=274&Itemid=9
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2000
- Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004
- Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992
- Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».)
- Колий Т.О. Интерактивные методы работы с детьми дошкольного возраста http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki-obuchenija-i-vospitanija-detej-v-dou/interaktivnye-metody-raboty-s-detmi
- Максимова, А.А. Учим общаться детей 6-10 лет: Методическое пособие/А.А.Максимова - М.: ООО “ТЦ Сфера”, 2005. – 196с.
- Мясоед Т.А. Интерактивные технологии обучения. http://www.vita-centr.ru/Other/343.doc
- Попова Л.А. «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста». Учебно-методический комплекс. Ставрополь. 2012г.
- Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике: методическое пособие / М.А. Поваляева – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 349с.
- Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов/Е.А.Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 216с.
- Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр Академия, 2009
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст]: учеб. – метод. пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина – М.: Владос 2004
- Шипицина, Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта: учебное пособие для учителей – дефектологов, учителей – логопедов, психологов/Л.М. Шипицина. – СПб.: Институт социальной педагогики и психологии, 2000. – 329с.
Приложение 1
План-конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
«Наши младшие друзья»
Группа: Старшая логопедическая
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Коррекционно-обучающие цели:
- активизация словаря по теме «Дикие животные»
- обучение образовывать относительные прилагательные, употреблять существительных в косвенных падежах.
- обучение делению слов на слоги
- совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи имен существительных с суффиксами - их, -иц, -онок, - енок, - ат, -ят, употребление в речи предлогов к из, из-за, из-под, расширение глагольного словаря).
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие координации движения;
- развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия, внимания.
Воспитательные:
- воспитание доброты, отзывчивости;
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.
Материал и оборудование:
Изображение поезда с четырьмя вагонами; предметные картинки: медведь, белка, лисица, ёж, заяц, волк, лось, рысь, бурундук, медвежонок, оленёнок; части тела зайца (голова, уши, хвост); предметные картинки, не имеющие общей направленности; мольберт, на котором закреплены рисунки с изображениями зверей, большого дуба, пня, кустов, норы.
Содержание НОД:
Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он называется? (Поезд). Что у него есть? Чем похожи вагоны? Чем отличаются?
Интерактивная технология «Большой круг»
Логопед: А вот игра «Большой круг» поможет нам узнать, сколько вы знаете загадок о диких животных. Встаньте в круг и напомните всем правила игры.
Встают в круг и проговаривают правила игры: каждый имеет право высказать свое мнение, не перебивать, дослушивать мнение другого до конца, не повторять чужие ответы, высказав свое мнение подать руку рядом стоящему ребенку.
Логопед: Ну что ребята, давайте начнем, вспоминать загадки о животных.
Дети вспоминают загадки и находят картинку-отгадку.
Интерактивная технология «Аквариум»
Логопед предлагает детям разделить животных на 4 группы и рассадить их таким образом, чтобы в первом вагоне ехали звери, в названии которых 1 слог, во втором – 2 слога, в третьем – 3, в четвёртом – 4.
Логопед: Поможем разобраться, кому, в какой вагон сесть, а чтобы это узнать, надо разделиться на две группы. Всего вас восемь человек, значит, в каждой группе должно быть четыре человека. Договоритесь, кто с кем будет в группе, и решите какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей». Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли «наблюдателя», уточняют правила сотрудничества.
Дети проводят слоговой анализ слова и, активно взаимодействуя, выясняют, кто в каком вагоне поедет.
Логопед: Давайте право для анализа предоставим группе «наблюдателей».
Логопед: Вы согласны, что звери правильно расселись по вагонам, докажите, но сначала договоритесь, кто же будет отвечать?
- Кого мы видим в первом вагоне? (еж, волк, лось, рысь).
- Кто едет во втором вагоне? (медведь, заяц, белка).
- Расскажите о пассажирах третьего вагона (лисица, бурундук).
- Кто разместился в четвёртом вагоне? (медвежонок, оленёнок).
Пассажиры уже удобно расселись в вагонах. Кто же поведёт поезд?
Вы это узнаете, если догадаетесь, кто изображен на фотографии. Перед поездкой машинист поезда решил сфотографироваться, но у фотографа сломался фотоаппарат.
Логопед демонстрирует «фотографии» с частями тела зайца. Дети отвечают на вопросы:
- Чья голова? (заячья)
- Чьи уши? (заячьи)
- Чей хвост? (заячий)
После некоторых рассуждений дети пришли к выводу, что поезд поведет заяц.
Все по местам. Поехали.
Интерактивная технология «Работа в парах»
Приехали звери в лес. Мамы встретились со своими детёнышами. Логопед: Предлагаю вам игру «Найди детеныша».
Ребята, чтобы вы быстрее справились с заданием, найдите себе пару, договоритесь, с кем бы вы хотели сегодня поиграть.
Каждая пара выбирает себе карточки с картинками, изображающими маму и детеныша.
- У медведицы – медвежонок.
- У зайчихи – зайчонок.
- У лисицы – лисенок
- У ежихи – ежонок.
- У лосихи – лосёнок.
- У белки – бельчонок.
- У волчихи – волчонок.
- У рысихи – рысёнок.
Играли звери в лесу, резвились. Жарко им стало и пошли они на водопой.
Динамическая пауза.
Как-то раз лесной тропой Звери шли на водопой. | (Идут по кругу друг за другом.) |
За мамой лосихой топал лосенок, | (Идут, громко топая.) |
За мамой лисицей крался лисенок, | (Крадутся на носочках.) |
За мамой ежихой катился ежонок, | (Двигаются в полуприседе.) |
За мамой медведицей шел медвежонок, | (Идут в перевалку.) |
За мамою белкой скакали бельчата, | (Двигаются прыжками.) |
За мамой зайчихой — косые зайчата, | (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней). |
Волчица вела за собою волчат, | (Крадутся большими шагами.) |
Все мамы и дети напиться хотят. | (Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакателъные движения.) |
Игра «Найди меня»
Услышали звери, что кто-то идет по лесу, и попрятались. Куда они спрятались?
Интерактивная технология «Карусель»
Логопед: А сейчас звери предлагают вам поиграть в игру «Карусель». Для того вам необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.
Логопед: Дети, стоящие во внутреннем круга, показывают графическое изображение предлога и задают вопрос, а дети, стоящие во внешнем круге отвечают, куда кто спрятался на картинке, используя данный предлог. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют правильное употребление предлогов.
Куда спряталась белка? | Белка спряталась на ветке дуба. |
Куда зашла медведица? | Медведица зашла за дуб. |
Куда закатилась ежиха? | Ежиха закатилась за пень. |
Куда спряталась зайчиха? | Зайчиха спряталась под кустом. |
Куда залезла лисица? | Лисица залезла в нору. |
Кого они испугались? (Детей). Зачем дети пришли в лес? Как нужно вести себя в лесу? Чего нельзя делать в лесу? (Рассуждения детей).
Прошли мимо дети, звери вылезли из своих укрытий.
Где сидела белка? | Белка сидела на ветке дуба. |
Откуда вразвалку вышла медведица? | Медведица вышла из-за дуба. |
Откуда выкатилась ежиха? | Ежиха выкатилась из-под пня. |
Откуда выскочила зайчиха? | Зайчиха выскочила из кустов. |
Откуда вылезла лисица? | Лисица вылезла из норы. |
Игра «Кто где живет»
Целый день играли звери на лесной полянке. Пришло время идти по домам.
Интерактивная технология «Дерево знаний»
Логопед: Ребята, посмотрите, в лесу есть «Дерево знаний». Оно поможет сегодня вам выполнить еще одно задание. Для этого вам нужно договориться с кем вы будете работать в паре, и вспомнить правила работы в парах.
Возьмите с «дерева знаний» картинку с изображением жилища и подберите к нему картинки с изображением животного, которое живет в нем. После выполнения задания договоритесь, кто будет отвечать. Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать.
Логопед: Молодцы, вы справились с заданием.
- Лиса живет …………. (в норе)
- Волк живет ………… (в логове)
- Медведь живет …………. (в берлоге)
- Белка живет ………………. (в дупле) и т.д.
И нам пора возвращаться домой. А на прощание подарим животным подарки. А названия подарков должны начинаться на тот же звук, что и название животного.
Интерактивная технология «Карусель»
Логопед: На прощание прокатимся на «Карусели» Для того вам необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.
Логопед: Дети, стоящие во внутреннем круга, называют животного, а дети, стоящие во внешнем круге называют подарок для него. Дети активно взаимодействуют друг с другом.
Игра «Дарим подарки»
Медведю – мёд
Белке – беседку
Лисице – лимон
Ёжику – ёлку
Зайцу – зонтик
Волку – вазу
Лосю – лопату
Медвежонку – мячик
Оленёнку – очки
Рыси – расчёску
Бурундуку – барабан
Интерактивная технология «Интервью»
Логопед: Вот и подошло наше путешествие к концу. А вот чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового, я предлагаю игру «Журналисты». Кто хочет быть журналистом и взять интервью?
Ребенок-журналист задает вопросы:
- Где мы сегодня были?
- Кого видели?
- Что вам понравилось в нашем путешествии?
- Что вам понравилось на занятии?
- Что делали?
- Что нового услышали?
Приложение 2
План-конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Путешествие в страну Здоровья»
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие»
Цель:
- Совершенствование речи детей через закрепление знаний о здоровье и его значение в жизни человека.
Задачи:
- Расширять и активизировать лексический запас детей.
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать диалогическую речь и её интонационную выразительность.
- Формировать потребность в здоровом образе жизни.
- Развивать внимание и память.
- Расширять представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, расширять представления о том, что полезно для здоровья.
- Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Необходимые материалы: зеркала на каждого ребенка, игрушка Солнечный зайчик, игрушка Лунтик, муляжи овощей, фруктов, 2 корзинки, желтые и красные лучики солнца, микрофон, картинки по теме.
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Организационный момент Сообщение темы занятия Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Здоровья. Жители этой страны здоровы, потому что каждый день говорят всем «Здравствуйте». И очень счастливы! Я хочу с вами поздороваться. Здравствуйте! Произнесите и вы это удивительное слово вслух и поздоровайтесь со всеми присутствующими. Тихо садитесь, выпрямите спинки. Ваши глазки внимательно … Ваши ушки внимательно … Ваши головы … | Входят в группу, взявшись за руки, друг за другом. Встают полукругом. Внимательно слушают. Здороваются друг с другом и с гостями. Дети садятся полукругом. | Формируется положительный эмоциональный настрой. |
2 | Сюрпризный момент: Ребята, посмотрите, кого мы встретили в стране Здоровья. (Показывает игрушку Лунтика). А вы узнали его? А как его зовут? Откуда прилетел к нам Лунтик? Давайте поздороваемся с Лунтиком. Здравствуй, Лунтик! Лунтик: Здравствуйте, дети! Я – Лунтик. Лунтик: А еще я принес с собой сундучок с сюрпризом. Но этот сундучок закрыт на много замков. За каждое выполненное задание я буду открывать по одному замку. | Дети наблюдают. Отвечают на вопросы: Лунтик Он попал к нам на Землю с Луны. Здороваются с Лунтиком. | Заинтересованность детей . |
3 | Словесная игра «Самое дорогое» Логопед: Лунтик предлагает поиграть в игру «Самое дорогое» Что самое дорогое на свете? Узнать, что на свете самое дорогое, нам поможет волшебное зеркало. Логопед: Кого вы в нем увидели? Посмотрите на себя и на свои глаза. Какие они? Посмотрите на свои щеки. Потрогайте их! Какие они? А какое у вас настроение? Почему у вас хорошее настроение? Так что же всего дороже всего на свете? Давайте пожелаем его друг другу. Будьте здоровы! Лунтик: Я думаю, что на Земле самое дорогое – это наше здоровье! Молодцы, справились с первым заданием. Открываю первый замок. | Отвечают. Берут зеркала, смотрят в них и отвечают на вопросы: Себя Мои глаза блестящие, карие, серые, голубые, зеленые. Мои щеки розовые, мягкие, румяные, здоровые. Моё настроение хорошее, веселое, радостное. Потому что мы здоровы. На свете всего дороже - наше здоровье. Хором говорят «Будьте здоровы!» Соглашаются с Лунтиком.
| Активизируется словарь прилагательных |
4 | Логопед: Ребята, какие люди живут в стране Здоровья? Как вы думаете, почему жители страны Здоровья всегда здоровые, добрые и т.д.? | Отвечают на вопросы: В стране Здоровья живут добрые, веселые, улыбающиеся, радостные). Потому что они делают зарядку, занимаются физкультурой, правильно питаются, соблюдают гигиену. | Сформировано умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре. |
5 | Интерактивная технология «Хоровод» Лунтик: Предлагаю вам встать в хоровод и назвать, что полезно для здоровья человека. Лунтик: Мне очень понравилась ваша веселая игра! Молодцы! Открываю второй замок. | Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Отвечают на вопросы: Много двигаться, соблюдать чистоту, закаляться, делать зарядку, улыбаться, заниматься физкультурой, много гулять, дышать свежим воздухом, соблюдать гигиену. | Формируются начальные представления о здоровом образе жизни. |
6 | Игра «Волшебная корзинка» Лунтик предлагает вам наощупь угадать, что он спрятал в своей корзинке. Лунтик: Молодцы! Справились еще с одним заданием. Открываю третий замок. | Ребенок достаёт из корзинки один предмет на ощупь. Он должен угадать, что достал из мешочка. | Развиваются тактильные ощущения. |
7 | Логопед: Ребята, какие люди в стране Болезней? Лунтик: Ребята, а почему они так выглядят? Логопед: Правильно вы сказали, что в стране Болезней неправильно питаются и не берегут своё здоровье. И от этого часто болеют. | Отвечают на вопросы: в стране болезней живут хмурые люди, грустные, скучные, печальные, сердитые, огорченные. Рассуждают и отвечают на вопросы. Соглашаются. | Формируется умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре. |
8 | Интерактивная технология «Работа в малых группах» Игра «Угостим Лунтика витаминными компотами и салатами» Логопед: Чтобы быть всегда здоровым, умным и красивым, Лунтик, ты запоминай: кушай витамины! А в чем содержатся витамины? Логопед: Разделитесь на 2 команды. Первая команда собирает овощи, вторая – фрукты. Лунтик: Молодцы! Я открываю четвёртый замок! | Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Отвечают на вопрос. Дети делятся на группы и договариваются, кто будет собирать фрукты, а кто овощи. И фрукты в одну корзину, а овощи в другую. | Развивается умение отличать и называть по внешнему виду фрукты и овощи. |
9 | Интерактивная технология «Карусель» Логопед: Сейчас мы угостим Лунтика витаминным компотом и салатом. Для этого предлагаю покататься на карусели. Договоритесь, кто с кем будет работать в паре, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. Договоритесь, кто будет показывать картинку и спрашивать, а кто отвечать. Дети из внутреннего круга в течение всей работы остаются на месте. Логопед Вот, Лунтик, какие вкусные, полезные блюда, наши дети приготовили для тебя. Лунтик: Спасибо! За это я открою пятый замок! | Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку. Ребенок из внутреннего круга показывает фрукт или овощ и задает вопрос, а ребенок из внешнего круга отвечает и называет салат или компот из него. Вопросы для детей из внутреннего круга: Какой салат получится из моркови? Огурцов? Капусты? Свеклы? (Огуречный, капустный, морковный, свекольный). Какой компот получится из яблок? Груш? Персиков? Гранат? (Яблочный, грушевый, персиковый, гранатовый). | Формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре. Развивается умение отличать и называть по внешнему виду фрукты и овощи. Умеют задавать вопросы и отвечать на них. |
10 | Игра «Волшебники» Логопед: Сейчас мы будем играть в игру «Волшебники». У кого в руках окажется Солнечный зайчик, тот будет творить волшебство: нужно сказать слово наоборот. Больной – здоровый Грустный – веселый Сердитый – добрый Скучный – радостный Грязный – чистый Вредный – полезный Румяный – бледный Плохой – хороший Мокрый – сухой Лохматый – причесанный Лунтик: Молодцы! Настоящие волшебники. Я открываю шестой замок! | Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Подбирают слова, противоположные по смыслу. | Умеют подбирать слова-антонимы. |
11 | Интерактивная технология «Дерево знаний» На нашем дереве написано слово «ЗДОРОВЬЕ». Договоритесь, с кем вы будете работать в паре. Каждой паре нужно выбрать картинки, которые подходят к слову «Здоровье». После выполнения задания договоритесь в паре, кто будет отвечать. И нужно повесить картинку на наше дерево. Лунтик: Молодцы! Справились с последним заданием. Я открываю последний замок. В сундучке – мандарины! | Включаются в деятельность, предложенную педагогом. Оценивают свои знания и знания своих товарищей, делают вывод. Каждая пара выбирает соответствующую картинку. Договариваются, кто из пары будет отвечать. | Сформировано умение объективно оценивать работу товарища, выбирать картинку и уметь обосновать свой выбор. Заинтересованность детей. |
12 | Лунтик: Я многое узнал у вас сегодня! Я постараюсь всё запомнить. А теперь, ребята, мне пора прощаться. Будьте все здоровы! Логопед: До свидания! Будь здоров, Лунтик! | Прощаются с Лунтиком. | |
13 | Интерактивная технология «Интервью» Во время путешествия по стране Здоровья вы узнали много нового и интересного. А что особенно вам запомнилось и понравилось, мы узнаем, играя в игру «Журналисты». Кто сегодня будет корреспондентом? | Ребенок-корреспондент, используя микрофон, задает детям вопросы. | Развитие связной речи, формирование диалогической речи |
13 | Самооценка Оцените свою работу на занятии. Если вы активно отвечали, то возьмите красный луч, если у вас что не получилось, то – желтый луч. Почему ты взял желтый луч? | Оценивают свою работу. | Формирование положительных эмоций в случае критических замечаний |
14 | Рефлексия Пожелаем друг другу здоровья! | Дети произносят хором: «Будьте здоровы!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
«Модель управления развитием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО»
Стать будет интересна старшим воспитателям ДОУ...
Методическая разработка системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС» в форме технологической ситуации.
Технологическая карта с описанием системы работы с педагогами по организации развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников....
Подвижные игры как способ развития социально -коммуникативных навыков у детей докольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Игра-школа морали в действии"- А.Н. Леонтьев. Почему?Зачем?Как играть?...
система работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка...
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
Августовская конференция работников образования Мошковского района Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в ус...
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятияхчерез логоритмические упражнения....