Условия развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых
статья на тему
Предварительный просмотр:
Условия развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых
Для развития у дошкольников коммуникативных умений были использованы различные методы и приемы: проведение занятий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, совместная деятельность детей и взрослых, наблюдения, беседы. Данные формы взаимодополняют друг друга.
В детском саду имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых, поэтому создавались такие условия, как благоприятная предметно-развивающая среда, ситуации общения с детьми, при которых дети могли использовать живые примеры поведения взрослых: наблюдения за трудом взрослых, беседы, игры.
Предметно-развивающая среда в группе создана с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом интересов дошкольников, и которая способствовала бы ознакомлению с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада.
Для расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности был пополнен книжный уголок. В нем размещены иллюстративный материал, подборки книг о профессиях взрослых, фотоальбомов, книжек-самоделок, созданных детьми и их родителями.
Зона для сюжетно-ролевых игр пополнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие, и которые используют взрослые в процессе труда.
В группе также отведено место для дидактических игр, среди которых находятся по ознакомлению детей с трудом взрослых: профессиями, орудиями труда, инструментами, трудовыми действиями необходимых для той или иной деятельности.
Дидактические игры проводились с целью закрепить знания о людях разных профессий. Например, такие игры, как: «Что нужно парикмахеру» (дети выбирают из предметов те, которые необходимы парикмахеру), «Что лишнее?» (дети должны выбрать лишний предмет, который не относится к той или иной профессии), «Строитель», «Что изменилось?» и другие.
Также дошкольники взаимодействовали с куклами, на которых одежда разных профессий. Играя с куклами, дети анализировали и делали необходимые выводы, для чего нужен данный вид одежды человеку той или иной профессии.
Использование данных игр в работе позволило закрепить знания детей об особенностях труда взрослых разных профессий, об инструментах и оборудовании, которые необходимы взрослым для осуществления своей работы. Кроме этого, названные дидактические игры способствуют развитию познавательного интереса дошкольников и формированию их нравственно-трудовых качеств.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда способствует необходимой трудовой деятельности дошкольников.
С детьми непосредственно наблюдали за трудом взрослых. Наблюдения имели немаловажное образовательное значение, они уточняли представления детей о труде и способствовали выработке положительного отношения к труду.
В процессе наблюдений давали детям небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя, а также дополняя известное новыми знаниями, закрепляя уже известное.
Дошкольники проявляли живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремились подражать и желали сами что-то сделать. Они легко овладевали несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями. Например, Иван З. стремился приводить в порядок группу, убирал игрушки на свои места, ухаживал комнатные цветы и напоминал другим.
Также были специально организованы показы детям разнообразного труда взрослых, наблюдения, посещения кухни, кладовой, кабинета медсестры и объяснение значения данного труда. Детям показывали приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек. Такие организованные показы с целью ознакомления детей с трудом взрослых предусмотрены программой детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения
Начало старшего дошкольного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематическ...
дипломный проект "Обогащение словаря дошкольников в процессе ознакомления с трудом взрослых"
СодержаниеВведение ...
Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью».
Консультация для воспитателей: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе работы над связной речью»....
Проектная деятельность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших факторов психическог...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.
В статье представлен опыт работы по проблеме формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий...
Особенности развития коммуникативных умений старших дошкольников в процессе обучения
Материал посвящен проблеме формирования коммуникативных способностей дошкольников. В ней рассматриваются конкретные формы и методы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного во...
Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью
Развитие связной речи, как наиболее сложной формы речевой деятельности, формирует у детей последовательное, систематическое развёрнутое изложение....