Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Серикова Галина Николаевна

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.  Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Наблюдая за детьми в группе во время игр, занятий, как они одеваются после сна, на прогулку я обратила внимание, что большинство детей не умеют выполнять элементарные функции: держать правильно карандаш или кисть, не могут оторвать кусочек пластилина и размять его, не умеют расстегивать и застегивать пуговицы. У таких детей речь не достаточно развита.

Поэтому, из своих наблюдений я сделала вывод, что для общего развития ребенка, нужно развивать мелкую моторику. Через мелкую моторику развиваются такие высшие свойства сознания, как:

Внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,

зрительная и двигательная память ,речь

Недаром педагог В. А. Сухомлинский писал«Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала со II младшей группы, выбрав для себя тему для самообразования «Развитие мелкой моторики, ее значение для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».

Целью моей работы стало развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Исходя из этого, возникли следующие задачи:

Развивать общую моторику рук;

Развивать мелкую моторику рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр;

Стимулировать речевое, умственное и интеллектуальное развитие детей;

Формировать навыки предметной деятельности детей;

Формировать навыки самообслуживания;

Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

А так же:

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

Развивать мелкую моторику рук через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Индивидуальная работа с детьми

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Совместная работа – воспитатель – ребёнок – родители.

 

Методы и приемы работы:

Массаж кистей рук с помощью мячиков СуДжок

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Настольный, перчаточный, пальчиковый театр

Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, губкой,  и т. д.

Конструирование из бумаги в технике оригами

Работа с конструктором

Различные виды аппликации

Дидактические игры

Шнуровка

Игры с мелкими предметами

Пазлы, мозаика

В начале своей работы изучила научную и учебно-методическую литературу по данной теме, составила план работы, провела диагностику.

План работы по самообразованию.

1. Изучить литературу по данной теме

2. Внедрить в работу с детьми

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, пополнить предметно-развивающую среду

4. Подготовить консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

5. Подготовить консультацию для воспитателей по теме: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

6. Сделать подборку упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движения пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики дошкольного возраста

Проведенная в начале года диагностика по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста показывает, что в среднем 68,4 % детей имеют низкий уровень развития, а 31,6 % - средний уровень.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Для них готовила консультации, памятки, папки-передвижки проводила индивидуальные беседы.

План работы с родителями.

Анкетирование.

Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике».

Консультация «Развитие речи дошкольника»«Гимнастика для язычка»

Индивидуальные работы, домашние задания.

Изготовление папки – передвижки «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»«Рука развивает мозг»

Письменные консультации на стенде информации: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»«Самомассаж рук для детей с речевыми нарушениями»«Упражнения по массажу рук».

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики.

 

Улучшилось состояние развития мелкой моторики. Речь детей стала более выразительной и внятной. Дети стали более общительными. Значительные изменения можно наблюдать на занятиях.

Работая над этой темой, изучая литературу и продолжая искать новые методические приемы, которые бы способствовали развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые бы формировали у детей интерес к различным видам деятельности, я разработала дополнительные занятия для своих детей, теперь уже среднего возраста.

Занятия провожу во второй половине дня, один раз в неделю по 20 минут.

Опираясь на требования базовой образовательной программы, вся дополнительная работа с детьми планируется от простого к сложному.

Основные направления работы с детьми на занятиях:

Пальчиковая гимнастика (пальчиковый театр, игры с пальцами).

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «скалочки», шишки, орехи, семена).

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, счетные палочки, мелкие игрушки).

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).

Работа с бумагой (складывание, обрывание, ).

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание).

Игры в “сухом бассейне”, наполненном мелкими игрушками или цветными крышками.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, я добилась определенных результатов, конец года показывает рост уровня развития.

Систематическая работа в данном направлении так же позволила достичь положительных результатов в том плане, что дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов.

В перспективе: продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности моих детей, а так же будут формировать интерес к различным видам деятельности;

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П.Павлов

 

.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon img_20180117_155622_3.zip1.41 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Обобщение опытом: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Цель программы:Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей....

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...

Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду....

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...