Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В. А. Сухомлинский
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Наблюдая за детьми в группе во время игр, занятий, как они одеваются после сна, на прогулку я обратила внимание, что большинство детей не умеют выполнять элементарные функции: держать правильно карандаш или кисть, не могут оторвать кусочек пластилина и размять его, не умеют расстегивать и застегивать пуговицы. У таких детей речь не достаточно развита.
Поэтому, из своих наблюдений я сделала вывод, что для общего развития ребенка, нужно развивать мелкую моторику. Через мелкую моторику развиваются такие высшие свойства сознания, как:
Внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,
зрительная и двигательная память ,речь
Недаром педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала со II младшей группы, выбрав для себя тему для самообразования «Развитие мелкой моторики, ее значение для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».
Целью моей работы стало развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Исходя из этого, возникли следующие задачи:
Развивать общую моторику рук;
Развивать мелкую моторику рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр;
Стимулировать речевое, умственное и интеллектуальное развитие детей;
Формировать навыки предметной деятельности детей;
Формировать навыки самообслуживания;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
А так же:
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
Развивать мелкую моторику рук через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Формы работы:
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Индивидуальная работа с детьми
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Совместная работа – воспитатель – ребёнок – родители.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук с помощью мячиков СуДжок
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
Настольный, перчаточный, пальчиковый театр
Лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, губкой, и т. д.
Конструирование из бумаги в технике оригами
Работа с конструктором
Различные виды аппликации
Дидактические игры
Шнуровка
Игры с мелкими предметами
Пазлы, мозаика
В начале своей работы изучила научную и учебно-методическую литературу по данной теме, составила план работы, провела диагностику.
План работы по самообразованию.
1. Изучить литературу по данной теме
2. Внедрить в работу с детьми
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, пополнить предметно-развивающую среду
4. Подготовить консультации для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
5. Подготовить консультацию для воспитателей по теме: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
6. Сделать подборку упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движения пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики дошкольного возраста
Проведенная в начале года диагностика по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста показывает, что в среднем 68,4 % детей имеют низкий уровень развития, а 31,6 % - средний уровень.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Для них готовила консультации, памятки, папки-передвижки проводила индивидуальные беседы.
План работы с родителями.
Анкетирование.
Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике».
Консультация «Развитие речи дошкольника», «Гимнастика для язычка»
Индивидуальные работы, домашние задания.
Изготовление папки – передвижки «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить», «Рука развивает мозг»
Письменные консультации на стенде информации: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры», «Самомассаж рук для детей с речевыми нарушениями», «Упражнения по массажу рук».
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики.
Улучшилось состояние развития мелкой моторики. Речь детей стала более выразительной и внятной. Дети стали более общительными. Значительные изменения можно наблюдать на занятиях.
Работая над этой темой, изучая литературу и продолжая искать новые методические приемы, которые бы способствовали развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые бы формировали у детей интерес к различным видам деятельности, я разработала дополнительные занятия для своих детей, теперь уже среднего возраста.
Занятия провожу во второй половине дня, один раз в неделю по 20 минут.
Опираясь на требования базовой образовательной программы, вся дополнительная работа с детьми планируется от простого к сложному.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
Пальчиковая гимнастика (пальчиковый театр, игры с пальцами).
Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «скалочки», шишки, орехи, семена).
Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, счетные палочки, мелкие игрушки).
Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).
Работа с бумагой (складывание, обрывание, ).
Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание).
Игры в “сухом бассейне”, наполненном мелкими игрушками или цветными крышками.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, я добилась определенных результатов, конец года показывает рост уровня развития.
Систематическая работа в данном направлении так же позволила достичь положительных результатов в том плане, что дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов.
В перспективе: продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности моих детей, а так же будут формировать интерес к различным видам деятельности;
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П.Павлов
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
img_20180117_155622_3.zip | 1.41 МБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»
Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....
Обобщение опытом: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»
Цель программы:Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей....
"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
quot;Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...
Обобщение опыта работы по теме "Ручной труд как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"
В статье я попыталась обобщить свой личный опыт работы над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста, а также опыт кружковой работы по ручному труду....
Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»
В данном мастер-классе я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...