Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_opyta_kireeva.doc | 421.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Наименование опыта:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов» …………………………………………………..…………………...… 3
- Условие возникновения и становления опыта.………………………………... 3
- Актуальность опыта………………………………………..…………………3-4
- Теоретическая база опыта и ведущая педагогическая идея…………….........4-6
- Новизна опыта…………………………………………………………………….7
- Технология опыта…………………………………………………………......7-11
- Результативность и доступность ………………………...............................11-12
- Адресная направленность…………………………………………………........ 12
- Трудоемкость………………………………………………………………….... 12
- Список литературы ………………………………….….............................. 12-13
- ПРИЛОЖЕНИЕ №1: Календарно-тематическое планирование в средней группе компенсирующей направленности № 9 МБДОУ «Детский сад № 65 - ЦРР» на 2016-2017 учебный год……………………………………….……14-26
Календарно-тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности № 9 МБДОУ «Детский сад № 65 - ЦРР» на 2017-2018 учебный год………………………………………………………………..…27-39
- ПРИЛОЖЕНИЕ №2: Выявление уровня развития творческих способностей посредством театрально-игровых макетов в старшей группе компенсирующей направленности № 9 за 2017 – 2018 учебный год (Т.С. Комарова)……………………………………………………………...…...40
- ПРИЛОЖЕНИЕ №3: Конспект театрализованной деятельности «Гуси-лебеди» с использованием театрально-игрового макета для показа детям младшей группы № 14………………………………………………….……41-44
1. Наименование опыта.
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»
2. Условия возникновения и становления опыта.
Опыт формировался в условиях МБДОУ «Детский сад № 65-Центр развития ребенка» в процессе организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного года в течении 2 лет. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, город Бийск, улица Ленинградская 75/1.
3. Актуальность.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Именно в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. При правильном вилянии взрослых у ребенка происходит понимание и обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности детей в дошкольном учреждении и семье.
Макет как особый маркер игрового пространства служит организующей основой для остального игрового материала: мелких игрушек-персонажей и игрушек – предметов обыгрывания.
Таким образом, особое место макетов, при использовании в играх условных игрушек и определило интерес детей к ним, как средству активизации их игры, в том числе театральной.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях уделяют больше внимания комплексным видам игровой деятельности, в том числе театрально-игровой, об игровых технологиях воспитания и обучения ребенка-дошкольника. Необходимо, чтобы игровой потенциал дошкольника находил реализацию в образовательном процессе в разных формах.
Таким образом, можно сказать, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования театрально-игровых макетов актуально в настоящее время.
4. Теоретическая база опыта и ведущая педагогическая идея.
Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Проблемами развития творческих способностей занимались многие педагоги и психологи: Выгодский Л.С., Михайленко Н.Я, Мотков О.И., Теплов Б.М., Шадриков В.Д., Эльконин Д.Б.
Так как особенностью дошкольного возраста является потребность в знакомстве с социальным и предметным миром, то наиболее актуальным является развития возможностей знакомства через наиболее близкие ребенку виды его деятельности, прежде всего через игру. Безусловно, детство каждого взрослого состояло из большого количества разнообразных игр. Ведь игра — это основа для формирования и развития фактически всех сторон личности. Благодаря игре у детей развивается воображение, вырабатываются определенные навыки культуры поведения и общения, они познают окружающий мир. Так же игру можно рассматривать и как театрализованную деятельность, в которой сам ребенок и артист, и сценарист, и музыкант, и декоратор. Кроме того, проводя с детьми театрализованную деятельность, учитываются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС. Приобщая ребенка к театру с малых лет, мы помогаем повысить общую культуру. Знакомим его с различными видами и жанрами литературы, музыки, с традициями и бытом нашей страны. Благодаря театру дети оказываются в волшебном мире, в котором они проводят время с родителями, сверстниками и педагогами.
Соответственно с развитием игровой деятельности ребенка функции игрушки изменяются. Начиная с ребенка раннего возраста и постепенно продолжая, дети моделируют в игре не только непосредственное игровое действие, но и более широкие смысловые ситуации. Усложнение игр подразумевает и изменение предметной игровой среды. Традиционно под изменениями подразумевается все более широкое использование предметов заместителей – условных игрушек. В целом рекомендации, касающиеся подбора игрушек с целью создания благоприятных условий для игры, ее активизации, сводились к созданию тематических наборов из игрушек, дополненных полифункциональными материалами. Такого рода материал дает больший простор детскому воображению в игре, в том числе в театральной. Круг личных интересов современного ребенка широк и непредсказуем, поэтому обеспечить всех детей в группе детского сада тематическими наборами просто невозможно. Именно по этому, в дошкольных образовательных учреждениях придается особое значение игровым макетам.
По мнению Н.А. Коротковой, игровые макеты это особые игрушки – маркеры игрового пространства в особенности для игр старших дошкольников. «Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства или наборы, состоящие из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку непросто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но и строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца» [2.С. 18].
Нередко в дошкольных образовательных учреждениях можно увидеть плоскостные макеты. Изображение, нанесенное на них, излишне детально и не отвечает требованиям многофункциональности и универсальности. А полифункциональность и трансформируемость игровых макетов позволяют использовать их в продуктивной творческой деятельности, когда игровой мир создается самими детьми не из готовых мелких игрушек, а из пластилина, бумаги, разнообразного бросового и природного материала. Но играя, он все свои действия старается копировать у взрослых, поэтому наше будущее общество можно определить по тому, как и во что, играют современные дети. Поэтому занятия театрализованной деятельностью в детском саду поможет раскрыть у ребенка его творческие способности. Погружаясь в творческий процесс, ребенок становится более раскрепощённым, самостоятельным, инициативным, происходит социализация, формируются и корректируются коммуникативные навыки общения. Жизнь детей старшего дошкольного возраста становится более насыщенной и эмоционально наполненной, их театрализованные игры становятся все более наполненные по содержанию и разнообразию. Детям нравится быть одновременно артистом, и сценаристом, и музыкантом, и декоратором. Они стараются дополнить свои поделки интересными элементами. В старшем дошкольном возрасте дети все больше времени любят проводить в коллективе, стараются оказывать помощь, стремятся быть полезным окружающим, от этого они испытывают большое чувство радости и удовлетворения.
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях уделяют больше внимания комплексным видам игровой деятельности, в том числе театрально-игровой, об игровых технологиях воспитания и обучения ребенка-дошкольника. Необходимо, чтобы игровой потенциал дошкольника находил реализацию в образовательном процессе в разных формах.
Важным в плане работы по использованию театрально-игровых макетов является то, что изготовление данного пособия и расширение его воспитательных воздействий осуществлялось при активном участии родителей воспитанников.
5. Новизна опыта.
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) основным показателем преемственности дошкольного и начального общего образования следует считать целевые ориентиры. Так, для формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования необходимо, чтобы ребенок обладал развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе в театральной. Использование театрально-игровых макетов способствует раскрытию у ребенка его внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала.
Таким образом, важным показателем функциональной готовности ребенка к школе является развитие творческих способностей.
6. Технология опыта.
Актуальность проблемы позволила сформировать цель работы.
Цель. Развитие творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством использования театрально-игровых макетов.
Задачи.
1.Изучить и проанализировать специальную педагогическую, психологическую, методическую литературу по развитию творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством использования театрально-игровых макетов.
2.Определить уровень развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
3.Разработать систему работы по развитию творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов
4. Выявить эффективность разработанной системы работы по развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов
В соответствии с выдвинутыми целью, задачами, опыт работы включал в себя три этапа: диагностический, основной, заключительный, которые выстроены по принципам цикличности, системности и учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Решить задачи позволили основные принципы образовательного стандарта [6.c.2]:
- Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данный принцип основан на согласовании требований нормативному развитию воспитанников и признанию уникальности и неповторимости развития личности ребенка.
- Взаимодействие взрослых и детей, ребенок активный участник образовательных отношений. В образовательную деятельность вовлекаются желающие из ближайшего окружения.
- Сотрудничество организации с семьей. Тесное взаимодействие семьи и организации дает ожидаемые положительные результаты.
При проведении деятельности посредством театрально-игрового макета и для ее правильной организации учитывались следующие принципы (Э.Г.Чурилова):
- содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;
- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми;
- подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
В проекте применялись разные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые (автор Козлова С.А.):
К словесным методам относятся: рассказ воспитателя, беседа с детьми, пересказ, чтение художественной литературы, вопросы, пояснения, указания. Использование речевого материала (потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок) для вхождения ребенка в игровую ситуацию. Вопросы, для активизации и вызова интереса и желания включиться в деятельность.
К наглядным методам относится: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
К практическим методам: упражнение (подражательные, творческие, конструктивные), опыты и экспериментирование, моделирование.
Игровые методы: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде (с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием)
Приемы организации деятельности с игровым макетом тесно связаны с их задачами, т.е. именно задачи и определяют использование тех или иных методов организации и руководства. Применение различных приемов также зависит от возраста детей, с которыми проводится деятельность. Чем старше дошкольники с общим недоразвитием речи, тем больше им дается самостоятельности.
Система работы.
Для решения поставленных задач по итогам диагностирующего были использованы следующие методы исследования: наблюдения (методика, разработанная Комаровой Т.С.) для выявления уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, метод математической и статической обработки данных.
Результаты наблюдения показали что, представления об окружающем мире детей дошкольного возраста не очень высока.
В процессе основного этапа была разработана и реализована система работы по творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов. (Приложение 1.)
Работа, направленная на развитие творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов осуществляется в трех основных направлениях:
I. Подготовка к проведению, проведение и анализ.
В подготовку входят:
Подготовка педагога:
- отбор стимульного материала и оборудования в соответствии с программными задачами;
- создание игрового макета;
- распределение обязанностей при изготовлении игрушек – поделок, игрового макета;
- распределение ролей,
- определение количества играющих детей;
- подготовка необходимого дидактического материала для решения определенных задач;
- изучение и осмысление всего хода деятельности, методов руководства.
Подготовка детей:
- обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности, необходимыми для решения игровой задачи;
- обдумывание и планирование предстоящей деятельности;
- отбор стимульного материала и оборудования в соответствии с программными задачами;
- создание игрового макета;
- распределение обязанностей при изготовлении игрушек – поделок, игрового макета;
- распределение ролей,
- определение количества играющих детей.
II. Проведение театрализованной, игровой деятельности посредством театрально-игрового макета включает:
- ознакомление детей с темой и содержанием деятельности,
- выбор материала и оборудования, который будет использован в ходе деятельности;
- уточнение и расширение представлений детей о ходе деятельности в процессе краткой беседы;
- обдумывание и планирование хода деятельности;
- объяснение хода и правил игры (воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое их выполнение;
- показ действий, необходимых в данной деятельности;
- определение роли воспитателя в деятельности: его участие в качестве играющего, автора (театральная деятельность), главного конструктора (лепка, конструирование).
III. Анализ проведенной деятельности: направлен на выявление
эффективности деятельности, ее подготовки и проведения: какие из них оказались результативными в достижении поставленной цели, а что не сработало и почему. Самокритичный анализ результатов проведенной деятельности в соответствии с поставленной целью помогает варьировать ее, обогащать новым материалом в последующей работе.
По итогам заключительного этапа (повторное наблюдение методика, разработанная Комаровой Т.С.), для выявления уровня развитию творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов, возросла. Анализ сравнения результатов показывает положительную динамику (Приложение №3).
Таким образом, можно констатировать, что цель достигнута, задачи решены.
Основные виды деятельности.
Организация работы с театрально-игровым макетом осуществляется в совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности ребенка, через изменение развивающей предметно-пространственной среды и создание ситуаций ожидания, в процессе занятий (как его часть), в тесной взаимосвязи деятельности педагогов и родителей по обогащению игрового развивающего оборудования к ней.
Совместная деятельность организуется с 2-4 детьми с учетом интеллектуального уровня их развития и речевых нарушений.
Индивидуальные занятия планируются на основе индивидуальной программы психолого-медико-педагогического сопровождения каждого ребенка (составленной по результатам педагогического наблюдения и с учетом не решенных ребенком задач в ходе подгрупповых и фронтальных занятий). Планирование деятельности осуществляется на основании Комплексно-тематического планирования коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи Нищевой Н.В.
7. Результативность.
В ходе реализации системы работы достигнуты следующие результаты:
- изучена и проанализирована специальная педагогическая, психологическая, методическая литература по развитию творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов;
- определен уровень развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов;
- разработана система работы по развитию творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов;
- организована работа по развитию творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов;
- вовлечены родители воспитанников к участию в деятельности по созданию театрально-игровых макетов.
Выводы.
1. Проблема развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов актуальна на современном этапе и составляет одну из центральных задач развития дошкольного образовательного учреждения.
2. Разработанная система обеспечивает высокую результативность в развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов, что определяет выявленная положительная динамика.
Показателем служат увлеченность театрализованной деятельностью детей в группе, проявление стремления, инициативы, самостоятельности при выборе средств, способов действий, т.е. к развитию творческих способностей.
8. Адресная направленность.
Мой обобщенный опыт работы может быть использован в дошкольных учреждениях, где воспитатели подходят творчески к данной теме, а также с условием их достаточной теоретической подготовки.
9. Трудоемкость.
Трудоемкость в том, что слабо разработана методика развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста посредством театрально-игровых макетов.
10. Список литературы.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.
- Дерягина Л. Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – 3-е изд. исправ. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2001. – 416с. с. 136 методы
- Короткова Н.А., Кириллов И.Л. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1997. № 7
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Учеб-метод. пособие: НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород. 2006. – 126с. с.29, с.40, с.44-принц.
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. - Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016
- Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
- Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. – ОАО «Хакасэнерго», Абакан, 2004.
- Предметно-пространственная среда детского сада. Старший дошкольный возраст / Под ред. Н.А. Коротковой. М.: Линка-Пресс, 2010.
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование в средней группе компенсирующей направленности № 9
МБДОУ «Детский сад № 65 - ЦРР»
на 2016-2017 учебный год
Месяц | Тема недели | Содержание деятельности | Программные задачи | Источник, стр. | |
Сентябрь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор диагностики и диагностирование детей. Составление перспективного планирования. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 3, с. 136; 4, с. 27; 5, с. 44; 6, с. 268; 1, с. 424,427. | |
Октябрь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 7, с. 10-30; 5, с. 29; 8, с. 300. | |
Работа с детьми | Осень. Деревья.
| Чтение рассказа Н. Сладкова - «Осень на пороге» Изготовление игрового материала для макета «Осень» (фон, деревья, грибы, ягоды, солнце). | Развивать умение слушать произведение, правильно понимать ее содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. Развивать творческих способностей, мелкой моторики рук, творческого воображения. | 7, с. 10-30; 4, 27.
| |
Огород. Овощи. | Чтение украинской народной сказка «Колосок»; Рассматривание иллюстраций к у.н. с. «Колосок»; | Продолжать развивать слушать сказку, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы по содержанию. Совершенствовать умение рассматривать иллюстраций к у.н. с. «Колосок»; | |||
Сад. Фрукты. | Изготовление из соленого теста героев к у.н.с. «Колосок»; | Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, желание творить. | |||
Лес. Грибы и лесные ягоды. | Драматизация у.н.с. «Колосок» с использованием игрового макета «Осень» | Продолжать развивать произвольность, воображение, выразительность движений и речи | |||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями | Расширять представления родителей об игровых макетах | 1, с. 427. | ||
Ноябрь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 3, с. 136; 4, с. 27; 7, с. 31-52; 5, с.40. | |
Работа с детьми | Одежда. | Изготовление пособий (шариковый пластилин) к дидактической игре «Когда это бывает?» Чтение рассказа В. Липского «Новый передник», | Продолжать развивать интерес к дидактическим играм. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, творческое воображение. Продолжать развивать интерес к художественной литературе и чтению. Продолжать учить эмоционально реагировать на прочитанное. | 7, с. 31-52; 9, с. 123 | |
Обувь. | Рассматривание иллюстраций к стихотворению Е. Благининой «Я умею обуваться». Заучивание стихотворения Е. Благининой «Я умею обуваться». | Совершенствовать умение рассматривать иллюстрации к стихотворению. Развивать умение заучивать стихи, память, совершенствовать выразительность речи. | |||
Игрушки. | Изготовление пособий из бумаги и картона к стихотворению Е. Благининой «Я умею обуваться». Инсценировка стихотворения Е. Благининой «Я умею обуваться». с помощью театрально-игрового макета «Осень» | Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, желания творить. Развивать творчество, умение обыгрывать небольшие сценки. | |||
Посуда. | Чтение сказки К. И .Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций к сказки К. И .Чуковского «Федорино горе». | Продолжать развивать умение слушать сказку, правильно понимать ее содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. Совершенствовать умение рассматривать иллюстрации к сказке. | |||
Повторение пройденных тем. | Изготовление персонажей р.н.с. «Лиса и кувшин» из соленого теста. Инсценировка сказки К. И .Чуковского «Федорино горе». | Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. | |||
Работа с родителями | Консультация. Тема. «Как изготовить игровой макет дома». | Расширение интереса родителей к творчеству детей. | 4, с. 27; | ||
Декабрь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов и изготовление игрового макета «Зима». | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 254; 4, с. 27; 7, с. 52-72; 10. | |
Работа с детьми | Зима. | Рассматривание иллюстраций о зиме. Чтение Д. Александрова «Зимняя сказка» | Совершенствовать навыки рассматривания иллюстраций о зиме. Развивать умение слушать сказку, правильно понимать ее содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. Учить понимать вопросы к литературному произведению. | 7, с. 52-72; | |
Зимующие птицы | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (дома, животные: кролики, собаки) к игровому макету «Зима» Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета «Зима» | Развивать интерес к изготовлению пособий для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. | |||
Комнатные растения | Прослушивание в записи сказки Г.Х Андерсона. «Дюймовочка». Изготовление персонажей сказки Г.Х Андерсона. «Дюймовочка» из пластилина | Совершенствовать умение пересказывать сюжет сказки близко к тексту. Развивать связную речь, умение понимать вопросы к литературному произведению. Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. | |||
Новый год. | Театрализованная игра по сказки Г.Х Андерсона. «Дюймовочка». Чтение стихотворения Л. Воронковой «Таня выбирает елку» | Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. Продолжать развивать умение слушать произведение, правильно понимать ее содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. | |||
Новогодний праздник | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (новогодняя елка, новогодние игрушки, Дед Мороз, Снегурочка) для обыгрывания игрового макета по лексической теме: «Новогодний праздник». Инсценировка стихотворения С. Козлова «Зимняя сказка». | Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Совершенствовать игровые навыки. Развивать диалогическую речь. | |||
Работа с родителями | Показ детьми театрализованной игры по сказки Г.Х Андерсона. «Дюймовочка». | .Продолжать расширять представления родителей о театрализованных играх. | 5, с. 32 | ||
Январь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 254; 4, с. 27; 7, с. 72 -85.
| |
Работа с детьми | Мебель. | Театрализованная деятельность: показ кукольного театра по сказки Г.Х Андерсона. «Дюймовочка». | Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. | 7, с. 72-85 | |
Домашние птицы | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (машины легковые и грузовые) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. | Развивать интерес к изготовлению пособий для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Развивать воображение, наблюдательность, выразительность движений, коммуникативные навыки. | |||
Домашние животные. | Рассматривание альбома «Кем быть?» Изготовление пособий (самолет, поезд, парусник) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Изменение предметно –игровой среды: макет грузовой машины, несколько рулей. Предметы одежды для выполнения роли шофера. | Развивать умение рассматривать альбом о профессиях, закреплять названия профессий. Развивать творческие способности, воображение. Развивать умение договариваться о совместных игровых действиях, стараться самостоятельно распределять роли. | |||
Дикие животные | Просмотр мультфильма по р.н.с. «Теремок». Изготовление персонажей к р.н.с. «Теремок» из картона | Продолжать развивать умение просматривать мультфильм, правильно понимать его содержание. Определять главных героев, их поступки. Развивать умение вырезать силуэты героев из бумаги, аккуратно наклеивать их на картон. | |||
Работа с родителями | Подбор материалов и совместное изготовление игрового макета «Весна» | Продолжать расширять представления родителей об игровых макетах. | 4, с. 27; | ||
Февраль
| Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 401; 4, с. 27; 7, с. 88-100. | |
Работа с детьми | Профессии. Продавец. | Изготовление персонажей к р.н.с. «Теремок» из картона Инсценировка р.н.с. «Теремок» с помощью игрового макета. | Развивать творческие способности, воображение. Развивать умение договариваться о совместных игровых действиях, стараться самостоятельно распределять роли. | 7, с. 88-100. 9, с. 123 | |
Профессии. Почтальон. | Рассматривание альбома «Кем быть?» Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (строительные машины) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. | Продолжать развивать интерес к рассматриванию альбома о профессиях. Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. | |||
Транспорт | Рассматривание альбома «Транспорт». Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий для обыгрывания (самолеты, машинки, поезда) игрового макета по данной лексической теме. Игрушечные пособия (самолеты, машинки, поезда) игровой макет по данной лексической теме. | Продолжать развивать интерес к рассматриванию альбома об армии. Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, выразительность речи. | |||
Профессии на транспорте. | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (букеты цветов, цветы в горшочках) для сюжетно – ролевой игры «Автобус» Сюжетно – ролевая игра «Автобус» с помощью игрового макета. | Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Развивать умение договариваться о совместных игровых действиях, стараться самостоятельно распределять роли. | |||
Работа с родителями | Театрализованная деятельность: показ р.н.с. «Теремок» с помощью игрового макета. | Расширять представления родителей о театрализованной деятельности с использованием игровых макетах. | 9, с. 123 | ||
Март | Теоретическое изучение | Изготовление пособий для игрового макета | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 401; 4, с. 27; 7, с. 106-126. | |
Работа с детьми | Весна. | Рассматривание предметных картинок по теме Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (цветы, кувшины, птички, подарки для мамы) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. | Развивать умение рассматривать предметные картинки по данной теме. Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Совершенствовать игровые навыки. Развивать диалогическую речь. | 7, с. 106-126. | |
Мамин праздник. Профессии мам. | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (букеты цветов, цветы в горшочках) для сюжетно – ролевой игры «Автобус» Сюжетно – ролевая игра «Автобус» с помощью игрового макета. | Продолжать учить слушать произведение и с помощью педагога правильно понимать его содержание, эмоционально реагировать на прочитанное Развивать творческие способности, воображение. Развивать коммуникативные навыки, воображение, выразительность речи. | |||
Первые весенние цветы. | Просмотр мультфильма по р.н.с. «Заюшкина избушка» Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Заюшкина избушка» | Развивать умение слушать произведение и с помощью педагога правильно понимать его содержание, эмоционально реагировать, стараться пересказывать близко к тексту. Развивать умение рассматривать иллюстрации по сказке. | |||
Цветущие комнатные растения | . Изготовление пособий для обыгрывания игрового макета по р.н.с. «Заюшкина избушка» Театрализованная игра по р.н.с. «Заюшкина избушка» | Развивать творческие способности, воображение. Развивать коммуникативные навыки, воображение, выразительность речи. | |||
Дикие животные весной | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (хлебо-булочные изделия) для сюжетно – ролевой игры «Магазин «Игрушки». Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Игрушки» с помощью игрового макета. | Развивать творческие способности, воображение. Совершенствовать дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Развивать умения устанавливать игровое взаимодействие, самостоятельно обогащать игровой сюжет | |||
Работа с родителями | Совместное изготовление игрового макета «Космос» | Расширять представления родителей об игровых макетах. | 7, с. 106-126. | ||
Апрель | Теоретическое изучение | Подбор материала для нового игрового макета «Дом. Комната» | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 254; 4, с. 27; 5, с.40; 7, с. 130-144. | |
Работа с детьми | Домашние животные весной | Просмотр мультфильма по сказке сказки «Три поросенка» (в пересказе С. Михалкова). Изменение предметно – игровой среды. Пополнение игрового макета «Дом. Комната» новыми пособиями. Игровой макет «Дом. Комната», игрушки – заместители. | Развивать интерес к мультфильмам о космосе. Развивать творческие способности, воображение. Развивать умение играть в коллективе, дружно, согласовывать свои игровые действия с действиями других играющих. | 5, с.40; 7, с. 130-144; | |
Перелетные птицы | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий из бумаги (письма, почтовый ящик, посылки) для сюжетно – ролевой игры «Почта» Сюжетно – ролевая игра «Почта» с помощью игрового макета. | Развивать умение воплощать свой творческий замысел при изготовлении игрушек. Развивать умение играть в коллективе, дружно, согласовывать свои игровые действия с действиями других играющих. Развивать эмоциональную отзывчивость. | |||
Насекомые | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий из соленного теста (бабочки, жуки, цветы) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме | Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Совершенствовать игровые навыки. Развивать диалогическую речь. | |||
Наш город. Моя улица. | Изменение предметно – игровой среды. Пополнение игрового макета игровыми пособиями из шарикового пластилина: бабочки, стрекоза, жуки, божья коровка. Игровой макет «На лугу», игровые пособия из шарикового пластилина: бабочки, стрекоза, жуки, божья коровка. | Совершенствовать навыки по изготовлению игрушек. Развивать умение играть в коллективе, дружно, согласовывать свои игровые действия с действиями других играющих | |||
Работа с родителями | Мастер – класс на тему: «Развитие творческих способностей посредством игровых макетов» | Расширять представления родителей об игровых макетах, их значении для развития у детей творческих способностей. | 7, с. 130-144. | ||
Май | Теоретическое изучение | Подбор материала и изготовление игрового макета «Лето». Представление результатов проекта на итоговом заседании педагогического совета (презентация опыта). | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 254; 4, с. 27; 5, с.40; 7, с. 145-155; 10. | |
Работа с детьми | Правила дорожного движения | Рассматривание иллюстраций «Правила дорожного движения». Изменение предметно – игровой среды. Пополнение игрового макета игровыми пособиями из ткани: цветы, кустарники, деревья. Игровой макет «Наша улица», игровые пособия из ткани: цветы, кустарники, деревья. | Совершенствовать навыки рассматривания иллюстраций «Правила дорожного движения». Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Совершенствовать игровые навыки и умения. Развивать диалогическую речь. | 7, с. 145-155. | |
Лето. Цветы на лугу. | Изменение предметно – игровой среды. Пополнение игрового макета игровыми пособиями из ткани: солнце, облака, деревья. Игровой макет «Лето», игровые пособия из ткани: солнце, облака, деревья. | Развивать творчество. Совершенствовать игровые навыки. Развивать связную речь. | |||
Повторение пройденных тем. | Альбом «Круглый год» - рассматривание Показ детьми театрализованной деятельности «Теремок» с использованием игрового макета для детей младшей группы № 14. | Совершенствовать навыки рассматривания иллюстраций о временах года. Развивать творческие способности, инициативу, любознательность, интерес. Развивать умение играть в коллективе, дружно, согласовывать свои игровые действия с действиями других играющих. | |||
Работа с родителями | Показ детьми театрализованной деятельности «Теремок» на итоговом родительском собрании. Анкетирование для родителей. | Продолжать расширять представления родителей об игровых макетах, об их значении для развития у детей творческих способностей. | 7, с. 145-155. |
Календарно-тематическое планирование реализации проекта в старшей группе № 9
МБДОУ «Детский сад № 65 - ЦРР»
на 2017-2018 учебный год
Месяц | Тема недели | Содержание деятельности | Программные задачи | Источник, стр. | |
Сентябрь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор диагностики и диагностирование детей. Составление перспективного планирования. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 3, с. 136; 4, с. 27; 5, с. 44; 6, с. 268; 1, с. 424,427. | |
Октябрь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 7, с. 10-30; 5, с. 29; 8, с. 300. | |
Работа с детьми | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. | Чтение рассказа Н. Сладкова - «Осень на пороге» Изготовление игрового материала для макета «Осень» (фон, деревья, грибы, ягоды, солнце). | Развивать умение слушать произведение, правильно понимать ее содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. Развивать творческих способностей, мелкой моторики рук, творческого воображения. | 7, с. 10-30; 4, 27.
| |
Огород. Овощи. | Чтение русской народной сказка «Вершки и корешки»; Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Вершки и корешки» | Продолжать развивать слушать сказку, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы по содержанию. Совершенствовать умение рассматривать иллюстраций к р.н.с. «Вершки и корешки». | |||
Сад. Фрукты. | Изготовление из соленого теста героев р.н.с. «Вершки и корешки». | Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, желание творить. | |||
Лес. Грибы и лесные ягоды. | Драматизация р.н.с. «Вершки и корешки» с использованием игрового макета «Осень» | Продолжать развивать произвольность, воображение, выразительность движений и речи | |||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями | Расширять представления родителей об игровых макетах | 1, с. 427. | ||
Ноябрь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 3, с. 136; 4, с. 27; 7, с. 31-52; 5, с.40. | |
Работа с детьми | Одежда. | Изготовление пособий (шариковый пластилин) к дидактической игре «Когда это бывает?» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» | Продолжать развивать интерес к дидактическим играм. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, творческое воображение. Продолжать развивать интерес к художественной литературе и чтению. Продолжать учить эмоционально реагировать на прочитанное. | 7, с. 31-52; 9, с. 123 | |
Обувь. | Рассматривание иллюстраций к стихотворению М. Смирновой «Таня-неумелочка» Заучивание стихотворения М. Смирновой «Таня-неумелочка» | Совершенствовать умение рассматривать иллюстрации к стихотворению. Развивать умение заучивать стихи, память, совершенствовать выразительность речи. | |||
Игрушки. | Изготовление пособий из бумаги и картона к стихотворению М. Смирновой «Таня-неумелочка» Инсценировка стихотворения М. Смирновой «Таня-неумелочка» с помощью театрально-игрового макета «Осень» | Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, желания творить. Развивать творчество, умение обыгрывать небольшие сценки. | |||
Посуда. | Чтение р.н.с. «Лиса и кувшин». Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Лиса и кувшин». | Продолжать развивать умение слушать сказку, правильно понимать ее содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. Совершенствовать умение рассматривать иллюстрации к сказке. | |||
Повторение пройденных тем. | Изготовление персонажей р.н.с. «Лиса и кувшин» из соленого теста. Инсценировка р.н.с. «Лиса и кувшин» | Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. | |||
Работа с родителями | Консультация. Тема. «Как изготовить игровой макет дома». | Расширение интереса родителей к творчеству детей. | 4, с. 27; | ||
Декабрь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов и изготовление игрового макета «Зима». | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 254; 4, с. 27; 7, с. 52-72; 10. | |
Работа с детьми | Зима. | Рассматривание иллюстраций о зиме. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» | Совершенствовать навыки рассматривания иллюстраций о зиме. Развивать умение слушать сказку, правильно понимать ее содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. Учить понимать вопросы к литературному произведению. | 7, с. 52-72; | |
Домашние животные зимой. | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (дома, животные: кролики, собаки) к игровому макету «Зима» Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета «Зима» | Развивать интерес к изготовлению пособий для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. | |||
Дикие животные зимой. | Прослушивание в записи р.н.с. «Три медведя». Изготовление персонажей р.н.с. «Три медведя» из пластилина | Совершенствовать умение пересказывать сюжет сказки близко к тексту. Развивать связную речь, умение понимать вопросы к литературному произведению. Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. | |||
Новый год. | Театрализованная игра по р.н.с. «Три медведя» Чтение стихотворения Л. Воронковой «Таня выбирает елку» | Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. Продолжать развивать умение слушать произведение, правильно понимать ее содержание, эмоционально реагировать на прочитанное. | |||
Новогодний праздник | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (новогодняя елка, новогодние игрушки, Дед Мороз, Снегурочка) для обыгрывания игрового макета по лексической теме: «Новогодний праздник». Инсценировка стихотворения Л. Воронковой «Таня выбирает елку» | Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Совершенствовать игровые навыки. Развивать диалогическую речь. | |||
Работа с родителями | Показ детьми театрализованной игры по р.н.с. «Три медведя» | .Продолжать расширять представления родителей о театрализованных играх. | 5, с. 32 | ||
Январь | Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 254; 4, с. 27; 7, с. 72 -85.
| |
Работа с детьми | Мебель. | Театрализованная деятельность: показ кукольного театра по р.н.с. «Три медведя» | Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. | 7, с. 72-85 | |
Грузовой и пассажирский транспорт. | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (машины легковые и грузовые) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. | Развивать интерес к изготовлению пособий для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Развивать воображение, наблюдательность, выразительность движений, коммуникативные навыки. | |||
Профессии на транспорте. | Рассматривание альбома «Кем быть?» Изготовление пособий (самолет, поезд, парусник) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Изменение предметно –игровой среды: макет грузовой машины, несколько рулей. Предметы одежды для выполнения роли шофера. | Развивать умение рассматривать альбом о профессиях, закреплять названия профессий. Развивать творческие способности, воображение. Развивать умение договариваться о совместных игровых действиях, стараться самостоятельно распределять роли. | |||
Детский сад. Профессии. | Просмотр мультфильма по р.н.с. «Гуси – лебеди». Изготовление персонажей к р.н.с. «Гуси - лебеди» из картона | Продолжать развивать умение просматривать мультфильм, правильно понимать его содержание. Определять главных героев, их поступки. Развивать умение вырезать силуэты героев из бумаги, аккуратно наклеивать их на картон. | |||
Работа с родителями | Подбор материалов и совместное изготовление игрового макета «Весна» | Продолжать расширять представления родителей об игровых макетах. | 4, с. 27; | ||
Февраль
| Теоретическое изучение | Изучение методической литературы. Подбор материалов для изготовления макета. | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 401; 4, с. 27; 7, с. 88-100. | |
Работа с детьми | Ателье. Закройщица | Изготовление персонажей к р.н.с. «Гуси - лебеди» из картона Инсценировка р.н.с. «Гуси - лебеди» с помощью игрового макета. | Развивать творческие способности, воображение. Развивать умение договариваться о совместных игровых действиях, стараться самостоятельно распределять роли. | 7, с. 88-100. 9, с. 123 | |
Стройка. Профессии строителей. | Рассматривание альбома «Кем быть?» Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (строительные машины) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. | Продолжать развивать интерес к рассматриванию альбома о профессиях. Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, связную речь. | |||
Наша Армия. | Рассматривание альбома «Наша Армия». Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий для обыгрывания (самолеты, танки, солдатики) игрового макета по данной лексической теме. Игрушечные пособия (самолеты, танки, солдатики) игровой макет по данной лексической теме. | Продолжать развивать интерес к рассматриванию альбома об армии. Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Развивать коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воображение, выразительность речи. | |||
Комнатные растения. | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (букеты цветов, цветы в горшочках) для сюжетно – ролевой игры «Магазин «Цветы». Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Цветы» с помощью игрового макета. | Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Развивать умение договариваться о совместных игровых действиях, стараться самостоятельно распределять роли. | |||
Работа с родителями | Театрализованная деятельность: показ р.н.с. «Гуси - лебеди» с помощью игрового макета. | Расширять представления родителей о театрализованной деятельности с использованием игровых макетах. | 9, с. 123 | ||
Март | Теоретическое изучение | Изготовление пособий для игрового макета | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 401; 4, с. 27; 7, с. 106-126. | |
Работа с детьми | Весна. Приметы весны. Мамин праздник | Рассматривание предметных картинок по теме Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (цветы, кувшины, птички, подарки для мамы) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. | Развивать умение рассматривать предметные картинки по данной теме. Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Совершенствовать игровые навыки. Развивать диалогическую речь. | 7, с. 106-126. | |
Пресноводные и аквариумные рыбки». | Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Изготовление пособий для обыгрывания игрового макета по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» из шарикового пластилина. Инсценировка сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью игрового макета. | Продолжать учить слушать произведение и с помощью педагога правильно понимать его содержание, эмоционально реагировать на прочитанное Развивать творческие способности, воображение. Развивать коммуникативные навыки, воображение, выразительность речи. | |||
Наш город. | Просмотр мультфильма по р.н.с. «Заюшкина избушка» Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Заюшкина избушка» | Развивать умение слушать произведение и с помощью педагога правильно понимать его содержание, эмоционально реагировать, стараться пересказывать близко к тексту. Развивать умение рассматривать иллюстрации по сказке. | |||
Весенние работы на селе. | . Изготовление пособий для обыгрывания игрового макета по р.н.с. «Заюшкина избушка» Театрализованная игра по р.н.с. «Заюшкина избушка» | Развивать творческие способности, воображение. Развивать коммуникативные навыки, воображение, выразительность речи. | |||
Откуда хлеб пришел? | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий (хлебо-булочные изделия) для сюжетно – ролевой игры «Магазин «Хлеб». Сюжетно – ролевая игра «Магазин «Хлеб» с помощью игрового макета. | Развивать творческие способности, воображение. Совершенствовать дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Развивать умения устанавливать игровое взаимодействие, самостоятельно обогащать игровой сюжет | |||
Работа с родителями | Совместное изготовление игрового макета «Космос» | Расширять представления родителей об игровых макетах. | 7, с. 106-126. | ||
Апрель | Теоретическое изучение | Подбор материала для нового игрового макета «Космос» | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 254; 4, с. 27; 5, с.40; 7, с. 130-144. | |
Работа с детьми | Космос. | Просмотр мультфильма по сказке К. Булычева «Тайна третьей планеты». Изменение предметно – игровой среды. Пополнение игрового макета «Космос» новыми пособиями: планеты солнечной системы, ракеты, космонавты. Игровой макет «Космос», игрушки – заместители, ракеты, космонавты. | Развивать интерес к мультфильмам о космосе. Развивать творческие способности, воображение. Развивать умение играть в коллективе, дружно, согласовывать свои игровые действия с действиями других играющих | 5, с.40; 7, с. 130-144; | |
Почта. | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий из бумаги (письма, почтовый ящик, посылки) для сюжетно – ролевой игры «Почта» Сюжетно – ролевая игра «Почта» с помощью игрового макета. | Развивать умение воплощать свой творческий замысел при изготовлении игрушек. Развивать умение играть в коллективе, дружно, согласовывать свои игровые действия с действиями других играющих. Развивать эмоциональную отзывчивость. | |||
Правила дорожного движения. | Изменение предметно – игровой среды. Изготовление пособий из соленного теста (светофор, дорожные знаки) для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме. Самостоятельные игры с изготовленными пособиями для обыгрывания игрового макета по данной лексической теме | Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Совершенствовать игровые навыки. Развивать диалогическую речь. | |||
Насекомые. | Изменение предметно – игровой среды. Пополнение игрового макета игровыми пособиями из шарикового пластилина: бабочки, стрекоза, жуки, божья коровка. Игровой макет «На лугу», игровые пособия из шарикового пластилина: бабочки, стрекоза, жуки, божья коровка. | Совершенствовать навыки по изготовлению игрушек. Развивать умение играть в коллективе, дружно, согласовывать свои игровые действия с действиями других играющих | |||
Работа с родителями | Мастер – класс на тему: «Развитие творческих способностей посредством игровых макетов» | Расширять представления родителей об игровых макетах, их значении для развития у детей творческих способностей. | 7, с. 130-144. | ||
Май | Теоретическое изучение | Подбор материала и изготовление игрового макета «Лето». Представление результатов проекта на итоговом заседании педагогического совета (презентация опыта). | Совершенствовать профессиональные навыки и умения. | 1, с. 254; 4, с. 27; 5, с.40; 7, с. 145-155; 10. | |
Работа с детьми | Цветы на лугу. | Рассматривание иллюстраций «Полевые цветы». Изменение предметно – игровой среды. Пополнение игрового макета игровыми пособиями из ткани: цветы, кустарники, деревья. Игровой макет «На лугу», игровые пособия из ткани: цветы, кустарники, деревья. | Совершенствовать навыки рассматривания иллюстраций «Полевые цветы». Развивать интерес к созданию игрушек, сделанных своими руками. Совершенствовать игровые навыки и умения. Развивать диалогическую речь. | 7, с. 145-155. | |
Лето. | Изменение предметно – игровой среды. Пополнение игрового макета игровыми пособиями из ткани: солнце, облака, деревья. Игровой макет «Лето», игровые пособия из ткани: солнце, облака, деревья. | Развивать творчество. Совершенствовать игровые навыки. Развивать связную речь. | |||
Повторение пройденных тем. | Альбом «Круглый год» - рассматривание Показ детьми театрализованной деятельности «Гуси-лебеди» с использованием игрового макета для детей младшей группы № 14. | Совершенствовать навыки рассматривания иллюстраций о временах года. Развивать творческие способности, инициативу, любознательность, интерес. Развивать умение играть в коллективе, дружно, согласовывать свои игровые действия с действиями других играющих. | |||
Работа с родителями | Показ детьми театрализованной деятельности «Гуси - лебеди» на итоговом родительском собрании. Анкетирование для родителей. | Продолжать расширять представления родителей об игровых макетах, об их значении для развития у детей творческих способностей. | 7, с. 145-155. |
Приложение №2.
Выявление уровня развития творческих способностей посредством театрально-игровых макетов в старшей
группе компенсирующей направленности № 9 за 2017 – 2018 учебный год (Т.С. Комарова)
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Основы театральной культуры | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукло-вождения | Музыкальное развитие | Основы изобразитель-но-оформи-тельской деятельности | Основы коллектив-ной твор-ческой дея-тельности | Итоговый показатель по каждому ребенку | ||||||||
сент | апр | сент | апр | сент | апр | сент | апр | сент | апр | сент | апр | сент | апр | сент | апр | ||
Александрова В. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | 14 | |
Анисимов Д. | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 12 | 19 | |
Белозерцев Л. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 13 | 20 | |
Диянко Е. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | 13 | |
Диянко К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | 13 | |
Каширин А. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 14 | 21 | |
Керноз Р. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 7 | 14 | |
Киреева Е. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 14 | 21 | |
Коровяков Д. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 7 | 15 | |
Лоскутова Е. | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 19 | 21 | |
Манаева З. | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 16 | 20 | |
Прыгунов А. | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 13 | 20 | |
Ракевич С. | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 14 | 21 | |
Шестаков М. | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 13 | 19 |
Приложение 3.
Конспект театрализованной деятельности «Гуси-лебеди»
с использованием театрально-игрового макета для показа детям младшей группы № 14
Педагог: Киреева Надежда Михайловна__________________________________________________________________________________
Образовательная область: «Социально –коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».__
Возрастная группа: старшая группа № 9 с ОНР____________________________________________________________________________
Тема совместной образовательной деятельности: Показ русской народной сказки «Гуси - лебеди»____________________________________
Концептуальные основы.
Цель: Развитие творческих способностей.
Образовательные задачи: Обучение средствам выразительной речи. Совершенствование коммуникативных навыков, умения устанавливать игровое взаимодействие, обогащение игрового сюжета.
Воспитательные задачи: Воспитание активности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми. Воспитывать интерес к театральному искусству. Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: театрально-игровой макет, декорации, персонажи к сказке «Гуси - лебеди».
Предварительная работа: Изготовление персонажей к сказке «Гуси - лебеди».
Организационный момент, начало занятия включающие: | ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети включаются в игру добровольно, из интереса к предложению взрослого, стремления быть со всеми. Дети встают в круг. Протягивают руки вперед (лучики) Да, купить билеты в театр, сводить детей в театр, самим показать сказку. Да.
-В лесу, на окраине деревни. -Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Баба – Яга, гуси – лебеди, печка, яблонька, речка, мать, отец. - Сестра - смелая, бесстрашная; братик – глупый, наивный; Гуси – лебеди злые, слуги Бабы – Яги; Баба Яга – злая, хитрая, жестокая. - Доброте, заботе о родных, вниманию, смелости, смекалке. - Декорации, сказочные персонажи, ведущие ролей. - Деревья, дом, избушка Бабы Яги, печка, речка, яблоня; сестрица Аленушка и братец Иванушка, Баба – Яга, гуси – лебеди, мать, отец. - Артистам, юмористам. -Да. Дети проигрывают сказку. - Да. - Сказку «Гуси - лебеди». - Да. - Изменить голос, понравиться зрителям. | 1. Организационный момент. -Ребята, подойдите все ко мне: - Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопали в ладошки, Улыбнемся солнышку. - Вот и нам улыбнулось весеннее солнышко, лучики протянуло. -Ребята, сегодня ко мне за помощью обратилась воспитательница младшей группы Ольга Александровна. Ее малыши, никогда не были в театре. И именно сейчас они знакомятся с русской народной сказкой «Гуси - лебеди». - Как вы думаете, мы сможем им помочь? (ответы детей).
-Как вы думаете у нас получиться подготовить и показать для малышей настольный театр с помощью нашего волшебного макета? (выслушиваются ответы детей). -Давайте для начала вспомним знакомую сказку. - Где и когда происходит действие сказки? - Кто главные персонажи сказки? - Какие характерные особенности внешнего вида, характера каждого персонажа? - Чему нас учит эта сказка? -Что необходимо для того, чтобы показать сказку? - Какие нужны декорации к сказке? ( Дети выбирают материал, оборудование для оформления макета, сказочных персонажей из заранее приготовленных игровых поделок, сюжетных игрушек).
-Молодцы, справились ! -Как вы думаете, ребята, людям какой профессии важно менять интонацию голоса? - Оказывается, интонацию голоса меняют все в зависимости от настроения и ситуации. -Я предлагаю вам артистами стать и в сказку поиграть. Но для начала нам необходимо договориться: кто у нас будет – артистами, ведущим – главный рассказчик – сказочник, а кто будет отвечать за декорации. - Предлагаю выбрать артистов и ведущего с помощью считалки, а остальные будут декораторами. Согласны? - Теперь мы готовы, пора отправляться в гости к малышам.
Ролевое проигрывание сказки «Гуси - лебеди» с помощью театрально-игрового макета в гостях у малышей. -Молодцы артисты! - Артистами ребята побывали, - И сказку нам показали - Вы старались, молодцы. - Похлопаем вам от души! - Ребята, а вам понравилась сказка? - Вы запомнили, с какой сказкой вас познакомили наши артисты? - А хотели бы вы еще попасть к нам на сказку в театр? - Ребята мы с вами постарались быть настоящими артистами. Что для этого мы старались делать? - Спасибо всем за внимание, а ребятам за старание! | Психологический настрой на установления эмоционального контакта. Проблемная ситуация для мотивированного участия детей на деятельность Намечается задача для совместного выполнения вместе с детьми. Выполняется самостоятельная деятельность детей Выбор актеров Выполняется самостоятельная театрализованная деятельность детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Описание опыта работы воспитателя по развитию театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"
В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....
Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»
Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности.
Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности. Консультация для родителей
Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...