Обобщение опытом: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
материал (подготовительная группа)

Андреева Галина Леонидовна

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у детей плохо развита  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему  своей деятельности я выбрала: « Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Данная проблема определила цель  моей работы по теме: развивать диалогическую речь детей  дошкольного возраста через театрализованную  деятельность.

Мною были поставлены задачи:

1.Разработать систему работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

2.Совершенствовать средства, методы, приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС.                             

3. Обобщить опыт работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

4.Установить взаимодействие родителей, воспитателей для обеспечения единства требований при реализации задач с целью обогащения диалогической речи детей дошкольного возраста.                    Проанализировав исходную ситуацию, для выявления уровня развития диалогической речи, мною была проведена диагностика обследования речи детей. Стало понятно, что у детей плохо развиты навыки диалогической речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.

  Я  считаю, что театрализованная игра может помочь в развитии диалоговой речи, так как она оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка и его выразительные средства. Во время инсценировки литературных произведений ребенок участвует в диалоге между литературными персонажами, использует мимику, интонацию, жесты соответствующие характеру героя и его поступкам. При этом старается говорить правильно и четко, чтобы его все поняли.

  Мною была изучена литература, создана система работы   «Развитие  диалогической речи детей  дошкольного возраста через театрализованную  деятельность». В ней созданы  и совершенствованы  средства, методы, приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС. Был разработан программно – методический материал  «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями.

  Огромное значение для развития диалогической речи детей имеет развивающая среда в группе – это чрезвычайно важное условие для успешной работы по диалогическому общению детей. Для самостоятельной деятельности детей   в группе я оформила уголок театральной деятельности. Так был изготовлен уголок ряжения, декорации, куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Создала картотеки театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений. В обучении диалогическому общению я использовала настольный театр, фланелеграф, плоскостные фигурки, объемные фигурки, различные маски – шапочки, куклы-бибабо, игры – драматизации. Эти виды игр я часто включаю в НОД по развитию речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы,   по звуковой культуре речи.

        Все это позволяет повысить эффективность образовательного процесса по развитию диалогической речи  у детей  дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности. 

    В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения:

1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.

3. Настольный театр «Заюшкина избушка»; Инсценировка сказки: «Кот и лиса»; Спектакль по сказки Сутеева В. «Раз, два - дружно!»

4. Показ для родителей спектакля по сказки Сутеева В. «Раз, два- дружно!».

 Проводила индивидуальную работу с детьми в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».

2.Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.

3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник  и сыновья»

  При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда идет использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

  В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

  После проведения всех запланированных мероприятий было проведено повторное диагностирование детей по развитию диалогической речи.

    Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития диалогической речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

   Мои воспитанники  принимают  активное участие в жизни детского сада, принимая участие в конкурсе «Чтецов».

  Мои воспитанники были участниками регионального смотра - конкурса дошкольных образовательных организаций «Экобэби – 2019», в номинации «Экологический театр».

   Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 Сравнив результаты диагностических исследований по развитию диалогической речи детей через театрализованную деятельность, я пришла к тому, что мне удалось добиться положительных результатов. Речь детей обогатилась, повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

   Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу и дальше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Воспитатель  1 квалификационной категории        

Андреева Галина Леонидовна.

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у детей плохо развита  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему  своей деятельности я выбрала: « Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Данная проблема определила цель  моей работы по теме: развивать диалогическую речь детей  дошкольного возраста через театрализованную  деятельность.

Мною были поставлены задачи:

1.Разработать систему работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

2.Совершенствовать средства, методы, приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС.                              

3. Обобщить опыт работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

4.Установить взаимодействие родителей, воспитателей для обеспечения единства требований при реализации задач с целью обогащения диалогической речи детей дошкольного возраста.                    Проанализировав исходную ситуацию, для выявления уровня развития диалогической речи, мною была проведена диагностика обследования речи детей. Стало понятно, что у детей плохо развиты навыки диалогической речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.

  Я  считаю, что театрализованная игра может помочь в развитии диалоговой речи, так как она оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка и его выразительные средства. Во время инсценировки литературных произведений ребенок участвует в диалоге между литературными персонажами, использует мимику, интонацию, жесты соответствующие характеру героя и его поступкам. При этом старается говорить правильно и четко, чтобы его все поняли.

  Мною была изучена литература, создана система работы   «Развитие  диалогической речи детей  дошкольного возраста через театрализованную  деятельность». В ней созданы  и совершенствованы  средства, методы, приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС. Был разработан программно – методический материал  «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями.

  Огромное значение для развития диалогической речи детей имеет развивающая среда в группе – это чрезвычайно важное условие для успешной работы по диалогическому общению детей. Для самостоятельной деятельности детей   в группе я оформила уголок театральной деятельности. Так был изготовлен уголок ряжения, декорации, куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Создала картотеки театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений. В обучении диалогическому общению я использовала настольный театр, фланелеграф, плоскостные фигурки, объемные фигурки, различные маски – шапочки, куклы-бибабо, игры – драматизации. Эти виды игр я часто включаю в НОД по развитию речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы,   по звуковой культуре речи.

        Все это позволяет повысить эффективность образовательного процесса по развитию диалогической речи  у детей  дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности.  

    В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения:

1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.

3. Настольный театр «Заюшкина избушка»; Инсценировка сказки: «Кот и лиса»; Спектакль по сказки Сутеева В. «Раз, два - дружно!»

4. Показ для родителей спектакля по сказки Сутеева В. «Раз, два- дружно!».

 Проводила индивидуальную работу с детьми в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».

2.Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.

3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник  и сыновья»

  При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда идет использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

  В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

  После проведения всех запланированных мероприятий было проведено повторное диагностирование детей по развитию диалогической речи.

    Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития диалогической речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

   Мои воспитанники  принимают  активное участие в жизни детского сада, принимая участие в конкурсе «Чтецов».

  Мои воспитанники были участниками регионального смотра - конкурса дошкольных образовательных организаций «Экобэби – 2019», в номинации «Экологический театр».

   Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 Сравнив результаты диагностических исследований по развитию диалогической речи детей через театрализованную деятельность, я пришла к тому, что мне удалось добиться положительных результатов. Речь детей обогатилась, повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

   Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу и дальше.



Предварительный просмотр:

 «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Воспитатель  1 квалификационной категории        

Андреева Галина Леонидовна.

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

    Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у детей плохо развита  речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему  своей деятельности я выбрала: « Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

    Данная проблема определила цель  моей работы по теме: развивать диалогическую речь детей  дошкольного возраста через театрализованную  деятельность.

Мною были поставлены задачи:

1.Разработать систему работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

2.Совершенствовать средства, методы, приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС.                              

3. Обобщить опыт работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность;

4.Установить взаимодействие родителей, воспитателей для обеспечения единства требований при реализации задач с целью обогащения диалогической речи детей дошкольного возраста.                    Проанализировав исходную ситуацию, для выявления уровня развития диалогической речи, мною была проведена диагностика обследования речи детей. Стало понятно, что у детей плохо развиты навыки диалогической речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.

  Я  считаю, что театрализованная игра может помочь в развитии диалоговой речи, так как она оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка и его выразительные средства. Во время инсценировки литературных произведений ребенок участвует в диалоге между литературными персонажами, использует мимику, интонацию, жесты соответствующие характеру героя и его поступкам. При этом старается говорить правильно и четко, чтобы его все поняли.

  Мною была изучена литература, создана система работы   «Развитие  диалогической речи детей  дошкольного возраста через театрализованную  деятельность». В ней созданы  и совершенствованы  средства, методы, приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС. Был разработан программно – методический материал  «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

Разработала перспективный план работы с детьми и работу с родителями.

  Огромное значение для развития диалогической речи детей имеет развивающая среда в группе – это чрезвычайно важное условие для успешной работы по диалогическому общению детей. Для самостоятельной деятельности детей   в группе я оформила уголок театральной деятельности. Так был изготовлен уголок ряжения, декорации, куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Создала картотеки театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений. В обучении диалогическому общению я использовала настольный театр, фланелеграф, плоскостные фигурки, объемные фигурки, различные маски – шапочки, куклы-бибабо, игры – драматизации. Эти виды игр я часто включаю в НОД по развитию речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы,   по звуковой культуре речи.

        Все это позволяет повысить эффективность образовательного процесса по развитию диалогической речи  у детей  дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности.  

    В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения:

1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов.

2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр.

3. Настольный театр «Заюшкина избушка»; Инсценировка сказки: «Кот и лиса»; Спектакль по сказки Сутеева В. «Раз, два - дружно!»

4. Показ для родителей спектакля по сказки Сутеева В. «Раз, два- дружно!».

 Проводила индивидуальную работу с детьми в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».

2.Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.

3.Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник  и сыновья»

  При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда идет использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.

  В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.

  После проведения всех запланированных мероприятий было проведено повторное диагностирование детей по развитию диалогической речи.

    Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития диалогической речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

   Мои воспитанники  принимают  активное участие в жизни детского сада, принимая участие в конкурсе «Чтецов».

  Мои воспитанники были участниками регионального смотра - конкурса дошкольных образовательных организаций «Экобэби – 2019», в номинации «Экологический театр».

   Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

 Сравнив результаты диагностических исследований по развитию диалогической речи детей через театрализованную деятельность, я пришла к тому, что мне удалось добиться положительных результатов. Речь детей обогатилась, повысился интерес к театрально – игровой деятельности.

   Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра - это своеобразная форма приобщения ребенка к будущей взрослой жизни, это ш...

Самоанализ по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Обобщение опыта по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Обобщение опыта по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Система работы по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Система работы по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Обобщение опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в образовательной деятельности, в игре, в общении со с...

Система работы «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого ДОО – речевое...