Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Задачи музыкального воспитания для умственно-отсталых детей"
материал
Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_muzykalnoe_vospitanie.docx | 22.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в осуществлении контроля за своими эмоциональными проявлениями, их реакции отличаются несдержанностью, непосредственностью. Эта особенность благоприятствует отражению отрицательных эмоций и снижает возможность невротизации личности, с одной стороны, а с другой – подобное неумение контролировать свои эмоциональные проявления затрудняет адаптацию ребенка в социуме. Помимо особенностей аффективно- эмоционального и волевого компонентов, в структуре личности умственно отсталого ребенка отмечается недоразвитие потребностно - мотивационной сферы. Для умственно отсталого ребенка на первый план выступают его личные потребности, причем он не оценивает их социальную значимость. Таким образом, мотивация деятельности носит эгоцентрический, а не общественно значимый характер…
Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.
Задачи музыкального воспитания:
- формировать знания о музыке;
- корригировать отклонения интеллектуального развития;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать речевую активность;
- развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;
- развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.
В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.
Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника.
Принцип коррекционной направленности – исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают. Различные виды коррекции могут проводиться одновременно и на едином материале.
Принцип воспитывающей направленности – осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.
Принцип оптимистической перспективы – использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются:
- раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся;
- постоянное фиксирование внимания воспитанников на их реальных успехах, достижениях;
- использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.
Принцип художественности: в музыкальном обучении используются следующие виды наглядности – звуковая, зрительная, комбинированная.
Методы музыкального обучения
Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компакт-диски).
Зрительная наглядность – это картины, рисунки, видеозаписи, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Применяется для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетается со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию.
Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.
Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. Использование на уроках музыки такого словесного метода как беседа, т.е. вопросно-ответного метода, позволяет активизировать познавательную активность, самостоятельность учащихся, стимулирует их речевую активность.
Практические методы. Восприятие музыки ребенком гораздо полнее, если опирается на практические действия. Некоторые движения – хлопки, танцевально-ритмические движения, подпевание, цоканье языком и др. используются в качестве приемов, стимулирующих осознанное восприятие детьми характера мелодии, средств музыкальной выразительности.
В пении и игре на музыкальных инструментах наиболее важным является не столько сама выработка навыков и умений исполнительства (которые заметно отличаются от профессиональных), сколько возможность выразить собственные переживания музыки с помощью освоенных представлений и способов действий. К практическим методам относятся: упражнение, показ, игра.
Игра у умственно отсталого ребенка является основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире (применяются различные дидактические игры, пособия, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игра на музыкальном инструменте).
Метод убеждения средствами музыки. В процессе непосредственного слушания музыки, знакомства с яркими музыкальными образами, самостоятельного исполнения музыкальных произведений сознание детей обогащается новыми сведениями о поступках людей, их чувствах, деятельности; эмоциональная сфера – разнообразными оттенками переживаний. Настроение, создаваемое у детей с помощью музыки, активизирует их познавательную, мыслительную деятельность, способствует возникновению внемузыкальных представлений о картинах природы, повседневных явлениях. С помощью убеждения происходит изменение мотивационной основы поведения, отношения учащихся к образовательному процессу.
Методы музыкального обучения и воспитания дополняют друг друга. Коррекционно-развивающее обучение предполагает вариативность их применения. Выбор методов определяется задачами музыкального образования, проявлением интереса учащихся к музыкальной деятельности, степенью их активности, учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, этапом работы над музыкальным произведением, уровнем эмоционально-поведенческих расстройств.
На уроках музыки используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:
- хоровое и сольное пение;
- игра на музыкальных инструментах;
- слушание музыки;
- музыкально-ритмические движения;
- инсценирование песен, музыкальных пьес программного характера;
- рассказы детей (размышления) по поводу услышанной и исполненной музыки;
- творческие индивидуальные задания – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;
- разгадывание кроссвордов, ребусов;
- музыкальные викторины, конкурсы;
- коммуникативные игры.
Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включаться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых – стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.
Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи.
Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:
- наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);
- зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
- совместные действия ребенка с взрослым;
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция;
- собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
Эстетическое воспитание обеспечивает гармоничность развития личности ребенка. Оно позволяет ему переосмыслить значение мира вещей в жизни человека, показать его вторичность по отношению к духовным и нравственным ценностям. Стимулируя эмоциональное переживание ребенка, развивая его художественную эмпатию. Искусство способствует воспитанию человечности, формирует способность принять и понять другого человека, ощутив красоту его чувств и эмоциональных переживаний.
Литература
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1973. 173 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева. Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. 384 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: «Развитие моторики на дополнительных занятиях»
О том, что движение – это жизнь мы знаем уже давно, так вот моторика – это и есть движение. А если быть точным, это двигательная активность организма, необходимая для выполнения какой-нибу...
Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми-инвалидами"
Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи ...
Выступление на заседании методического объединения в МБДОУ на тему «Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности»
Выступление на заседании методического объединения в МБДОУ на тему «Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности»...
Выступление на заседании методического объединения воспитателей на тему: "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста".
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего возраста....
Выступление на заседании методического объединения воспитателей на тему: "Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр".
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр...
Выступление на заседании методического объединения воспитателей на тему: "Подвижные игры и веселые разминки для дошкольников"
Подвижные игры и веселые разминки для дошкольников...
Выступление из опыта работы на заседании методического объединения воспитателей на тему: Театрализованная деятельность, как средство для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность, как средство для развития речи детей старшего дошкольного возраста....