Выступление на заседании методического объединения в МБДОУ на тему «Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности»
материал
Выступление на заседании методического объединения в МБДОУ на тему «Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на заседании методического объединения в МБДОУ на тему «Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности»
Подготовила воспитатель Михайлова Ю.С.
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Форма работы с детьми: групповая. Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога: Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.∙ Обучение на курсах повышения квалификации; ∙ Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах; ∙ Активное участие в работе методического объединения района; ∙ Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях; ∙ Знакомство с передовым педагогическим опытом; ∙ Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне города; ∙ Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу; ∙ Создание современной предметно-развивающей среды в группе; ∙ Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме; ∙ Изучение научно-педагогической литературы; ∙ У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.∙ умение применять полученные знания на практике; ∙ умение анализировать научно-методическую литературу; ∙ Дети научатся: исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности∙ предлагать возможные варианты решения; ∙ самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; ∙
Этапы создания системы работы: 1. Подготовительный этап. - Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.). - Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. 2.Аналитико-диагностический. - проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители) 3. Основной этап. - Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации. 4. Рефлексивный этап. -Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций. Консультации для родителей на темы:
- «Организация детского экспериментирования.»
- «Научите ребенка любить природу».
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: -«Правила поведения в лесу» -«Моя семья на даче» - «Добрые дела» - «Мои домашние питомцы» Рекомендации в уголок «Опыты с водой» Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория-волшебника». На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
- Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей. Работа с педагогами Для педагогов были предложены консультации:
- «Развитие исследовательской деятельности у детей средней группы»;
- «Требования к проведению наблюдений».
- Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
- Анкета для педагогов:
Цель: изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
План реализации программы по самообразованиюПлан реализации
сроки
Форма работы
Содержание
Подготовительный. 1.Изучение проблемы в научно-методической работе. 2.Создание предметно- развивающей среды.
Сентябрь- октябрь
Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования.
1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей. 2.Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини-лабораторий с объектами неживой природы. Консультация для родителей на тему: « создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».
Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители), анализ состояния воспитательно- образовательной работы в группе.
Ноябрь
7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования
Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования.
Основной. Использование опыта на практике(методы, приёмы, технологии)
Ноябрь - апрель
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности
Заключительный. Практические выходы (открытые просмотры, выставка работ)
Май- июнь
«Круглый стол» « Шаг за шагом», «Хочу всё знать» «Эти удивительные камни»,«Мое дерево»
Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Создание «копилки опытов и экспериментов». Папка-передвижка для родителей и детей. (поиск интересной информации о явлениях природы). Создание мини-музея камней. Создание коллекции гербария. Для реализации опытно — экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.), оформляется уголок «Огород на подоконнике», изготовлены дидактические материалы. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: 1.безопасность для жизни и здоровья детей; 2.достаточность; 3.доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
- Живая природа
- Неживая природа
- Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
- Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
- Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития. Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
- Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
- http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: «Развитие моторики на дополнительных занятиях»
О том, что движение – это жизнь мы знаем уже давно, так вот моторика – это и есть движение. А если быть точным, это двигательная активность организма, необходимая для выполнения какой-нибу...
Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми-инвалидами"
Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи ...
Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Задачи музыкального воспитания для умственно-отсталых детей"
Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музы...
Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»
Согласно требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...
Выступление на городском методическом объединении для воспитателей ДОУ На тему «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»
Выступлениена городском методическом объединениидля воспитателей ДОУНа тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»...
Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности
Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности...