Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: «Развитие моторики на дополнительных занятиях»
методическая разработка

Крупенченко Елена Михайловна

О том, что движение – это жизнь мы знаем уже давно, так вот моторика – это и есть движение. А если быть точным, это двигательная активность организма, необходимая для выполнения какой-нибудь задачи. Бежим, например, чтобы успеть на автобус, наклоняемся за цветком, пишем письмо или вяжем шапочку – это все она, моторика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_motorika.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

О том, что движение – это жизнь мы знаем уже давно, так вот моторика – это и есть движение. А если быть точным, это двигательная активность организма, необходимая для выполнения какой-нибудь задачи. Бежим, например, чтобы успеть на автобус, наклоняемся за цветком, пишем письмо или вяжем шапочку – это все она, моторика.

Моторика – это совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, моторика определённых органов). Крупная моторика включает в себя практически все движения нашего тела: поворачивание, наклоны, ходьбу, ползание, бег, прыжки и тому подобное. В то время как мелкая моторика – это способность управляться с небольшими предметами и выполнять действия, требующие координации работы глаз и рук. 

Все мы знаем о важности развития мелкой моторики, потому что это те самые наши кончики пальцев, на которых находится ум ребенка. Развитие мелкой моторики у детей является основой для раскрытия будущих способностей и талантов ребенка. Поэтому родители как можно раньше начинают предлагать малышу играть с мелкими предметами, осваивать пальчиковое рисование и развивающие игрушки. 

Крупная моторика развивается гораздо раньше мелкой, и ее развитие движется сверху вниз: сначала малыш учится управлять движением глаз, поворотами головы, хватает игрушку, садится, делает первые шаги. Без необходимого развития крупной моторики, ребенку будет трудно держать ложку или карандаш, просто потому, что у него слабые руки. А ближе к школе слабые мышцы спины могут привести к нарушению осанки. Кроме того, развитие крупной моторики помогает речевому развитию. 

Чтобы ребёнок развивался правильно, необходимо соблюсти баланс между развитием крупной и мелкой моторики. А теперь давайте посмотрим, как же мы их собственно будем развивать.

Развитие крупной моторики

  • Самая обыкновенная зарядка с наклонами, поворотами, приседаниями и прыжками способствует развитию крупных мышц.
  • Очень полезен любой спорт, доступный для малыша.
  • Любые активные игры с мячом помогают развить координацию. Мяч можно перебрасывать друг другу, катать. На большом гимнастическом мяче можно прыгать и кататься.
  • Можно соорудить для ребёнка полосу препятствий, где ему придется подползать, перепрыгивать, залезать и спускаться. В помощь- стулья, коробки, веревочки, обручи и фантазия.
  • Не забываем про сезонные развлечения. Зимой – это лыжи, коньки, санки, летом – ролики, велосипед, самокат.
  • Игры на точность и глазомер – это наше все. Различные варианты тенниса и бадминтона, дартс, городки, бросание колец и мячей.
  • Можно устроить соревнования со скакалками.
  • Научиться чувствовать свое тело позволят упражнения на копирования движений. Начать можно с зеркального копирования, а потом усложнить задачу, попросив малыша копировать движения с учетом левой/правой руки/ноги.

Вообще для развития крупной моторики важно просто не ограничивать двигательную активность ребенка и его самостоятельность. Ведь даже обычный домашний труд – протирание пыли, подметание, полив цветов и мытье посуды – являются отличной тренировкой для крупных мышц и к тому же приучают детей помогать.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к выводу о тесной связи руки и речи. Развитие движений руки способствует развитию речи.

Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем.

 Хочется дать небольшой обзор методов и приемов развития мелкой моторики, которые используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Упражнения с пластилином, глиной, солёным тестом

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные занятия с пользой для общего развития ребенка. Для детей с нарушением координации движений, гиперкинезами, со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в ладонях или на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и могут в любой момент внести изменения в работу и исправить ошибки, не боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях. Одним из интересных видов работы с пластилином является пластилинография, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе.

   Упражнения с бумагой

Этот комплекс упражнений поможет ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Очень понравится детям самим мастерить персонажей для кукольного театра. Можно сделать теневой театр, пальчиковые куклы и куклы-варежки из бумаги. Разыгрывая спектакли в своем театре, дети увеличивают объем движений кистью и каждым пальцем в отдельности.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок. Оригами помогает развивать не только мелкую моторику, но и пространственные представления, внимание, координацию движений, речь, знакомить со многими геометрическими понятиями.

Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных упражнений. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

  Упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами

Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

 Игры с бусами, четками: перебирание пальцами чёток позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличиваея темп (для детей с замедленным темпом деятельности, нормализует ритм дыхания, успокаивает. Полезно перебирать чётки или бусы, сопровождая движения рук речью – чтением стихотворения либо скороговорками.

Игры с водой и в воде:

- в тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии, выдать ребёнку ситечко, пусть вылавливает;

- малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает;

- поиграть с ребёнком в большую стирку, предложить самому постирать, а затем отжать и повесить небольшие вещи.

- Интересна и увлекательна работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук.

  Упражнения с природным материалом

Гуляя с детьми во дворе, в парке, в лесу, обратить внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

   Рисование

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Нужно предлагать ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения – развивать творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей.

   Шитье, вязание, плетение, бисероплетение

Шитье, вязание, плетение из ниток, веревок и проволоки очень полезны для детей с серьезными двигательными нарушениями. Детям очень нравится завязывать морские узлы, плести из веревок в технике макраме, изучать и показывать игры с веревочкой. Такие занятия укрепляют мышцы рук, помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

    Куклотерапия

Дети с психофизическим и умственным недоразвитием отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную к ним речь. Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.

В куклотерапии с «особыми» детьми используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Разработаны и применяются следующие виды кукол: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.

  Упражнения со счетными палочками

Хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п.

     Упражнения с веревочкой

Многим детям и взрослым известно любопытное развлечение с веревочкой. Оно связывается длинной петлей, которая надевается на руки. Затем с помощью несложных манипуляций в воздухе возникает нечто вроде гамачка. Второй партнер снимает его с рук, и между его ладонями возникает уже другая комбинация линий. Как и любое упражнение, требующее концентрации внимания, упражнения с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности.

     Массаж кистей рук и пальцев

Детям с ограниченными возможностями здоровья очень тяжело даются подчас самые, казалось бы, простые движения. Они быстро утомляются. Поэтому полезно обучить детей приемам самомассажа рук, чтобы снимать напряжение мышц или хорошо подготовить руки и пальцы к предстоящей работе. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Положительно действует и на суставы и связочный аппарат. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

    Пальчиковая гимнастика

 Включение пальчиковых игр и упражнений в любое коррекционное занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. Их можно разделить по способам действия.

1. Игры – манипуляции.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения (к этой группе относятся  упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев).

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук (в данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

6. Театр в руке (позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение).

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей можно использовать бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребёнка, но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знания цвета, счёта детям.

В работе с детьми можно использовать бросовый материал - крышки от пластиковых бутылок. Их можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые).

Шнуровки

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ; - способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Конструкторы и наборы строительных материалов  

 способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память. 

Учим детей определять и описывать предметы с закрытыми глазами на ощупь: в миску или мешочек с сухим горохом или фасолью прячем разные мелкие игрушки, орехи, камешки, ракушки, бусины и т.п. Используем воздушные шарики как мешочки и заполняем их разными сыпучими наполнителями: ракушками, бусинками, фасолью, песком и т.п., а потом предлагаем малышу определить, что в каком шарике находится.

Печем вместе пирог. Готовим тесто, раскатываем его на противне, а потом предлагаем малышу украсить пирог орехами, изюмом, курагой, вдавливая их в тесто.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно.

И главное здесь – придерживаться некоторых правил:

• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

• подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• проводить работу регулярно, систематически;

• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

• повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

• заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм;

• стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Литература

  1. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 4 лет; РГГУ - М., 2013. - 32 c.
  2. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки; Академия развития - М., 2013. - 112 c
  3. 30 уроков развития мелкой моторики руки; Современная школа, Кузьма - М., 2012. - 32 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий при работе с детьми-инвалидами"

   Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи ...

Выступление на заседании методического объединения с докладом на тему: "Задачи музыкального воспитания для умственно-отсталых детей"

Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музы...

Выступление на заседании методического объединения в МБДОУ на тему «Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности»

Выступление на заседании методического объединения в МБДОУ на тему «Развитие у детей дошкольного возраста 4-5 лет поисково-исследовательской деятельности»...