Поющая страна.Программа дополнительного образования.
рабочая программа по теме

АМИРДЖАНЯН РУЗАННА ВААГНОВНА

Программа "Поющая страна" для детей от 3 до 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalnyy_kruzhok_poyushchaya_strana_aprel_2018.docx78.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ШКОЛА № 1454 «ТИМИРЯЗЕВСКАЯ»

ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА «ДМИТРОВСКАЯ 29»

Рекомендовано к утверждению

 педагогическим советом

протокол № ________

от «___» ___________ 20___г.

Утверждаю: 

Директор ГБОУ Школа № 1454

«Тимирязевская»

___________________ Глухих О.А.

Дополнительная образовательная общеразвивающая

программа

«Поющая страна»

Направленность программы: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: от 3 до 7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель программы:

Амирджанян Рузанна Ваагновна

Музыкальный руководитель

Москва

2017

  1. Пояснительная записка

Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Вокальный кружок «Поющая страна»  проводится с детьми от 3 до 7 лет.

Программа разработана с учетом требований  Федерального закона от  29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. No 06-1844), Порядком организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. No 1008) и в соответствии с Концепцией дополнительного образования детей (распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. No 1726-р)

Программа    разработана   на основе  методического пособия М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду»; Игровой методики обучения детей пению  О.В. Кацер. Программа предназначена для детей младшего и старшего дошкольного возраста, без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, развитости и качеству речи.

Направленность образовательной программы - художественная.

Уровень программы – ознакомительный

Актуальность программы

Разработка данной программы дополнительного образования по вокальному воспитанию детей дошкольного возраста обусловлена социальным заказом поиска  оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Исходными предпосылками разработки данной программы  явились необходимость развития творческой активной личности, приобщение к музыкальной культуре, умение детей адаптироваться в социуме. В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных,  выработке навыков ансамблевого и сольного пения,.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что каждый

ребёнок воспринимает мир в художественных образах, поэтому целесообразнее формировать у обучающихся понятие о художественном образе в разных видах искусства и с помощью разных видов художественного творчества.

У дошкольников  доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому значительное место в работе над  «погружением в образ» занимает иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным, когда педагог голосом показывает музыкальный материал, а дети воспроизводят услышанное по принципу подражания. Показ голосом для них более убедителен, нежели рассказ о том, как выполняется данное задание, т. к. этот приём в высшей степени нагляден, заразителен, доступен, заставляет интуитивно найти нужные приспособления.

Подсознательно копируя манеру пения педагога, ребёнок не думает, за счёт каких действий, в какой части голосового аппарата он достиг необходимого звучания. Постоянное слушание правильно поставленного певческого голоса педагога благоприятно отражается на формировании представления о верном звучании в сознании ребёнка, а копирование этого звучания способствует развитию необходимого голосоведения у младших школьников.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что дети на занятиях в вокально-хоровой студии не только развивают вокально-хоровые навыки, но и раскрывают свой внутренний творческий потенциал.

– Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Практические занятия по программе связаны с основным видом деятельности участников вокального ансамбля –пение.

–В работе над развитием вокально-хоровых навыков дети всегда должны добиваться точного и чистого исполнения мелодии, ритмической фигурации, чёткой артикуляции, выполнения динамических оттенков, выделять композиционные части текста, способствующие более полному раскрытию основного содержания исполняемой песни, уметь пользоваться разными регистрами, тембрально раскрашивая мелодию.

Для выполнения творческих заданий на занятии используются разные музыкальные инструменты.

В структуру программы входят 2 образовательных блока: теория и практика.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических

знаний, но и формирование практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у исполнителей вокально-хоровых навыков и творческих способностей. Эти навыки формируются довольно медленно и разновременно, поэтому спецификой вокально-хорового обучения является постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения с постепенным их усложнением и расширением, что влечёт за собой усложнение певческого репертуара.

Цель и задачи программы

Цель:

Научить ребенка выразительно, «чисто» интонируя петь, не бояться сцены, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.

Задачи: 

задачи в обучении:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей вокальным навыкам; 

задачи в развитии:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей;
  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.

 задачи в воспитании:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала; 

 

Категория учащихся по программе:

Дети формируются в группы по возрастным особенностям:

Младшая группа 3-5 лет. Количество обучающихся 16 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут.

Старшая группа 5-7 лет. Количество обучающихся 16 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю . Продолжительность одного занятия 25-30 минут.

Наполняемость групп не менее 6 человек.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

 Формы и режим занятий

Формы занятий: групповые. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых материалов и иллюстраций для работы. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию по теме и предмете знания ,большее количество времени занимает практическая часть.

Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Режим занятий:

Занятия с одной группой проводятся по 30 минут 2 раз в неделю в год – 63 часа.

Планируемые результаты реализации программы:

Предметные и личностные результаты:

  1. Дети должны петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком;
  2. Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;
  3. Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  4. У детей расширяется диапазон (до1 – до2);
  5. Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  6. Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  7. Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства пения, способности и желание продолжать занятия вокалом после освоения программы. Продуманная систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

СОРЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младшая группа (3-5 лет)

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное занятие

2

1

1

Открытое занятие для родителей.

2

Настройка певческого аппарата.

6

1

5

3

Строение голосового аппарата.

5

1

4

4

Певческое дыхание.

9

1

8

5

Основы голосообразования и звуковедения.

10

1

9

Беседы, мини концерты друг для друга

6

Дикция и артикуляция.

6

1

5

7

Мелодический и гармонический строй

5

5

8

Работа над певческим репертуаром

18

1

17

9

Работа с техническими средствами.

5

1

4

Итого часов

66

8

58

Итоговый концерт

Содержание учебно-тематического плана

Младшая группа  (3 - 5 лет)

Тема 1. Вводное занятие.

Теория.

Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с положением корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на год.

Практика.

Прослушивание голосов. Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно»  о положении корпуса во время пения. Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт», исполнение детьми знакомых и  любимых песен.

Тема 2. Настройка певческого аппарата.

Теория.

Певческая установка Правильное положение корпуса, шеи и головы.

Практика.

Навык вступления –вдох, мгновенная задержка –звук. Выравнивание гласных.Снятие

зажимов с нижней челюсти. Навык свободного открытия рта. Максимальное сохранение певческой установки в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица.

Тема 3 . Строение голосового аппарата.

Теория.

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат,

гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Функционирование гортани,

работа диафрагмы. Регистровое строение голоса.

Практика.

Формирование звуков речи и пения –гласных и согласных. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.

Тема 4. Певческое дыхание.

Теория.

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Правила дыхания –вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Практика.

Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука», пение на дыхании, специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Укрепление дыхательных функций в пении.

Тема 5. Основы голосообразования и звуковедения.

Теория.

Образование голоса в гортани; атака звука (твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Типы  звуковедения: 1еgаtо и non lеgаtо. Понятие кантиленного пения.

Практика.

Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием и  звуковедением. Интонирование. Сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания.

Тема 6. Дикция и артикуляция.

Теория.

Понятие о дикции и артикуляции. Фразировка, Штрихи. Акцент. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Правила орфоэпии.

Практика.

Развитие навыка резонирования звука. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков в пении. Работа над дикционным и артикуляционным ансамблем

Тема 7. Мелодический и гармонический строй.

Практика.

Ансамблевый унисон. Работа над чистотой интонирования. Интонирование характера интервала в пении. Развитие внутреннего слуха.

Тема 8. Работа над певческим репертуаром.

Практика.

Пение в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с пластическими движениями и

элементами актерской игры. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (резкие переходы в различные регистры). Особенности пения a`cappella, с сопровождением фортепиано и под фонограмму. Прослушивание и обсуждение с детьми мастеров вокального искусства.

Тема 9. Работа с техническими средствами.

Практика.

Работа с микрофоном и фонограммой. Развитие различных приемов в работе с микрофоном.

Примерный репертуар:

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

На одном звуке:

«Андрей – воробей» -  русская народная потешка,  «Барашеньки – крутороженьки»  - русская народная потешка.

Два соседних звука:

«Дождик» русская народная песня в обр. Т. Попатенко, «Сорока-сорока» русская народная песня в обр. Т. Попатенко, «Уж как шла лиса» русская народная потешка.

В объёме терции:

«Лиса» русская народная мелодия в обр. В. Попова, «Бай – бай» русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

В объёме кварты:

«Петушок» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Дождик» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова,  «Идет коза» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Дроздок» русская потешка.

Движение мелодии по трезвучию:

«Сапожник» эстонская народная песня, «Три синички»  К.Крафт, «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой, слова М. Долинова. 

Песни.

А. Ермолов «Солнечная песенка», А Ермолов «Веселая песенка», Солнышко проснулось, Барашек, Как кричит крокодил, Три желания, Гномик, Дождик малышка, Веснушки, Щенок, Козлик.

Артикуляционные гимнастики М.Ю. Картушиной.

Скороговорки:

- «Села мышка в уголок, съела бублика кусок»,

- «Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку»,

- «Шел баран по крутым горам»,

- «Вырвал травку, положи на лавку»,

- «У ежа и елки, все иголки колки»,

Упражнения на формирование певческого дыхания.

«Не задуй свечу»

Для разучивания этого упражнения нужно зажечь свечу и показать,  как нужно выдыхать, чтобы свеча не погасла (выдох через улыбку или через «трубочку»).

«Надуй шарик»

Держим в руках воображаемый сдутый шарик, вдыхая через нос и выдыхая через рот воздух, «шарик постепенно надувается», руки расходятся в стороны. Через 3-4 выдоха хлопок «шарик лопнул».

«Понюхаем цветок»

Представляем, что у нас в руках ароматный цветок,  и мы наслаждаемся его запахом. Постепенно медленно вдыхаем воздух, сколько сможешь. Грудная клетка приподнимается. Нужно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи.

 «Комарики и пчелы»

Изобразить,  как жужжит комар, пчелы на длинном сплошном звуке, затем прерывисто.

«Самолет»

Изображаем звук взлетающего самолета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая группа (5-7 лет)

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное занятие

2

1

1

Открытое занятие для родителей.

2

Настройка певческого аппарата.

5

1

4

3

Строение голосового аппарата.

5

1

4

4

Певческое дыхание.

6

1

5

5

Основы голосообразования и звуковедения.

9

1

8

6

Дикция и артикуляция.

8

1

7

Беседы, мини концерты друг для друга

7

Мелодический и гармонический строй

8

8

8

Работа над певческим репертуаром

18

1

17

9

Работа с техническими средствами.

5

5

Итого часов

66

7

59

Итоговый концерт

Содержание учебно-тематического плана 

Старшая группа (5-7 лет)

Тема 1. Вводное занятие.

Теория.

Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с положением корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на год.

Практика.

Прослушивание голосов. Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно»  о положении корпуса во время пения. Стихотворение В. Степанова «Голос».

Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт», исполнение детьми знакомых и  любимых песен.

Тема 2. Настройка певческого аппарата.

Теория.

Певческая установка Правильное положение корпуса, шеи и головы.

Практика.

Навык вступления –вдох, мгновенная задержка –звук. Навык снятия звука «на вдохе». Выравнивание гласных. Сглаживание регистров. Освобождение гортани. Снятие

зажимов с нижней челюсти. Навык свободного открытия рта. Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

Тема 3 . Строение голосового аппарата.

Теория.

Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат,

гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Функционирование гортани,

работа диафрагмы. Регистровое строение голоса.

Практика.

Формирование звуков речи и пения –гласных и согласных. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.

Тема 4. Певческое дыхание.

Теория.

Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный. Правила дыхания –вдоха, выдоха, удерживания дыхания.

Практика.

Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука», пение на дыхании. Координация дыхания и звукообразования. Пение упражнений: на

crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое

дыхание. Укрепление дыхательных функций в пении.

.

Тема 5. Основы голосообразования и звуковедения.

Теория.

Образование голоса в гортани; атака звука (твѐрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Типы  звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения.

Практика.

Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием и  звуковедением. Интонирование. Навык кантиленного пения при сохранении единого  механизма образования гласных звуков. Сохранение вдыхательной установки и развитие

навыка пения на опоре дыхания.

Тема 6. Дикция и артикуляция.

Теория.

Понятие о дикции и артикуляции. Фразировка, Штрихи. Акцент. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Правила орфоэпии.

Практика.

Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чѐткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков в пении. Работа над дикционным и артикуляционным ансамблем

Тема 7. Мелодический и гармонический строй.

Практика.

Ансамблевый унисон. Работа над чистотой интонирования. Интонирование характера интервала в пении. Развитие внутреннего слуха. Развитие гармонического слуха..

Тема 8. Работа над певческим репертуаром.

Практика.

Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение песни в сочетании с пластическими движениями и

элементами актерской игры. Работа над сложностями интонирования, строем и ансамблем в произведениях современных композиторов. Овладение элементами стилизации. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Особенности пения a`cappella, с сопровождением фортепиано и под фонограмму. Прослушивание и обсуждение с детьми мастеров вокального искусства.

Тема 9. Работа с техническими средствами.

Практика.

Работа с микрофоном и фонограммой. Развитие различных приемов в работе с микрофоном.

Примерный репертуар:

Упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха.

На одном звуке:

«Андрей – воробей» -  русская народная потешка,  «Барашеньки – крутороженьки»  - русская народная потешка.

Два соседних звука:

«Дождик» русская народная песня в обр. Т. Попатенко, «Сорока-сорока» русская народная песня в обр. Т. Попатенко, «Уж как шла лиса» русская народная потешка.

В объёме терции:

«Лиса» русская народная мелодия в обр. В. Попова, «Бай – бай» русская народная мелодия в обр. Л. Абелян.

В объёме кварты:

«Петушок» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Дождик» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова,  «Идет коза» русская народная мелодия в обр. А. Гречанинова, «Дроздок» русская потешка.

Движение мелодии по трезвучию:

«Сапожник» эстонская народная песня, «Три синички»  К.Крафт, «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой, слова М. Долинова. 

Песни.

А. Ермолов «Солнечная песенка», А Ермолов «Веселая песенка», А Ермолов « Песня о семье», Солнышко проснулось, Барашек, Как кричит крокодил, Три желания, Гномик, Дождик малышка, Веснушки, Вишневые сережки.

Артикуляционные гимнастики М.Ю. Картушиной.

Скороговорки:

- «Саша любит сушки»,

- «Села мышка в уголок, съела бублика кусок»,

- «Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку»,

- «Воробей просил ворону, вызвать волка к телефону»,

- «Шел баран по крутым горам»,

- «Вырвал травку, положи на лавку»,

- «У ежа и елки, все иголки колки»,

- «От топота копыт, пыль по полю летит»,

- «Четыре черненьких, чумазеньких чертенка,

Чертили черными чернилами чертеж».

Упражнения на формирование певческого дыхания.

«Не задуй свечу»

Для разучивания этого упражнения нужно зажечь свечу и показать,  как нужно выдыхать, чтобы свеча не погасла (выдох через улыбку или через «трубочку»).

«Надуй шарик»

Держим в руках воображаемый сдутый шарик, вдыхая через нос и выдыхая через рот воздух, «шарик постепенно надувается», руки расходятся в стороны. Через 3-4 выдоха хлопок «шарик лопнул».

«Понюхаем цветок»

Представляем, что у нас в руках ароматный цветок,  и мы наслаждаемся его запахом. Постепенно медленно вдыхаем воздух, сколько сможешь. Грудная клетка приподнимается. Нужно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи.

«Едем на машине»

Сделав вдох через нос, напором выдыхаем воздух через расслабленные губы, от этого они свободно вибрируют, напоминая «гул машины».

«Барабан»

Вдыхаем воздух и следим, чтобы живот стал упругим как  барабан.

«Комарики и пчелы»

Изобразить,  как жужжит комар, пчелы на длинном сплошном звуке, затем прерывисто.

 «Прилив-отлuв»

Распеваются гласные звуки, сначала на крещендо, затем на диминуэндо.

«Самолет»

Изображаем звук взлетающего самолета.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В основе построения  занятий с детьми вокалом лежит принцип диагностики и развития музыкальных способностей в процессе обучения детей пению. Диагностика в каждой возрастной группе  проводится в начале, середине и в конце учебного года.

При разработке диагностических методик учитывается, прежде всего:

- чтобы они были собственно музыкальными,

- соответствовали возрасту и степени музыкальной обучености детей,

- давали возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих её компонентов (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма). Акцент в организации вокально- хоровой деятельности с дошкольниками делается на результат в виде внешней демонстрации вокальных способностей, а так же организацию коллективной творческой деятельности.

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

– входной контроль (форма - Открытый урок. Срок проведения – Вторая неделя октября);

– текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения – Беседы, мини концерты друг для друга);

– промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного года – Открытое занятие для родителей в январе );

– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года – отчетный концерт).

Параметры

Критерии

Баллы

Мотивация

Выраженность интереса к занятиям

Самооценка

Самооценка деятельности на занятиях

Нравственно – этические установки

Ориентация на общественные моральные нормы и их выполнение в поведении

Познавательная сфера

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности.

Коммуникативная сфера

Способность к сотрудничеству.

Степень выраженности качества:

0 -  не сформирован

1  - в стадии формирования

2 -  сформирован

 

   Критерии оценки уровней развития общих музыкальных способностей:

Младший возраст 

- качественное исполнение знакомых песен.

- наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

- умение импровизировать

- чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

- навыки выразительной дикции

Методы выявления результатов воспитания:

  • показатели уровня воспитанности (в соответствии с воспитательными задачами программы);
  • методы выявления уровня воспитанности (наблюдение, тестирование и др.)

Методы выявления результатов развития:

  • показатели уровня развития (в соответствии с развивающими задачами программы);
  • методы выявления уровня развития (наблюдение, тестирование и др.) 

Система оценивания метапредметных результатов

  • показатели, позволяющие оценить достижение метапредметных результатов ;
  • методы выявления метапредметных результатов (наблюдение, тестирование и др.)

Старший возраст

- индивидуальность исполнения,

- яркость тембральной окраски,  

- поставленное дыхание,

- хорошо развитый ладовый и гармонический слух,

- точное интонирование мелодии, умение импровизировать на заданную тему и самостоятельно,

 - творческая активность,

- быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого;

- ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

-  умение  держаться на сцене,

Методы выявления результатов воспитания:

  • показатели уровня воспитанности (в соответствии с воспитательными задачами программы);
  • методы выявления уровня воспитанности (наблюдение, тестирование и др.)

Методы выявления результатов развития:

  • показатели уровня развития (в соответствии с развивающими задачами программы);
  • методы выявления уровня развития (наблюдение, тестирование и др.) 

Система оценивания метапредметных результатов

  •   показатели, позволяющие оценить достижение метапредметных результатов ;
  • методы выявления метапредметных результатов (наблюдение, тестирование и др.)

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: педагогические наблюдения, открытые занятия и концертные выступления.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение программы

Обязательными условиями проведения занятий в музыкальном зале являются:

  • Фортепиано
  • аппаратура (микшерный пульт, усилитель звука, колонки)
  • Музыкальный центр
  • Микрофоны
  • Нотный материал
  • Записи фонограмм (минусовки)
  • Костюмы (для создания образа)
  • Атрибуты
  • Музыкальные инструменты.
  • наличие стульев
  • видеоматериалы
  • проигрывающее устройство (ноутбук, проигрыватель минидисков, проигрыватель CD-дисков)
  • наличие просторного, светлого зала

Методические особенности реализации программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы основывается на материалах учебника:

  1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 
  2. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 19636

Основные способы  и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

  1. Методическое:
  • разработка программы
  • разработка отчетной документации
  • отслеживание и анализ результатов учебной деятельности
  • разработка содержания и организации учебных занятий
  1. Дидактическое:
  • разработка и изготовление дидактического и демонстрационного

          материала

  • для упражнений по вокалу карточки
  • сборники песен, попевок.
  • комплекс дыхательной гимнастики при работе над песней.
  • пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  • артикуляционная гимнастика.

Основные формы работы с детьми: работа в группах .

Методы: 

  • словесный,
  •  наглядный,
  • практический,
  • объяснительно - иллюстративный.

Нормативно-правовые акты и документы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.

№1726-р

  1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.;
  2. 4. О мерах по развитию дополнительного образования детей в   2014-2015 учебном году: Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922;
  3. 5. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308;
  4. 6. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074;
  5. 7. О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014  г. № 922: Приказ Департамента образования города Москвы от 30 августа 2016 года № 1035;
  6. 8. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности (Департамент образования города Москвы, 2016 год);
  7. 9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;
  8. 10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

  1. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  2. Абелян Л.М.Как Рыжик научился петь, М. «Советский композитор», 1989 г.
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 19636

Дополнительная литература

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  2. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-Петербург: Детство-Пресс, 2010
  3. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  4. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  5. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  6. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987.
  7. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.

Интернет-сайты:

  1. www.youtube.com
  2. www.mp3sort.biz
  3. www.ermolov.ru

Календарный учебный график

Младшая группа

Название тем

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Тема № 1.

Вводное занятие.

теория

1 ч

практика

1 ч

Тема № 2. Настройка

певческого аппарата.

теория

практика

1 ч

Тема № 3

Строение голосового аппарата.

теория

практика

Тема №4 Певческое дыхание.

теория

практика

Тема №5 Основы голосообразования и звуковедения.

теория

практика

Тема № 6 Дикция и артикуляция

теория

практика

Тема № 7 Мелодический и гармонический строй

теория

практика

Тема № 8 Работа над певческим репертуаром

теория

практика

Тема № 9 Работа с техническими средствами.

теория

практика

Название тем

Февраль

Март

Апрель

Май

Тема № 1.

Вводное занятие.

теория

практика

Тема № 2. Настройка

певческого аппарата.

теория

практика

Тема № 3

Строение голосового аппарата.

теория

практика

1 ч

Тема №4 Певческое дыхание.

теория

практика

Тема №5 Основы голосообразования и звуковедения.

теория

практика

Тема № 6 Дикция и артикуляция

теория

практика

Тема № 7 Мелодический и гармонический строй

теория

практика

Тема № 8 Работа над певческим репертуаром

теория

практика

Тема № 9 Работа с техническими средствами.

теория

практика

Формы аттестации / контроля

- ввыступления детей на открытых мероприятиях;

- участие в тематических праздниках;

- открытые занятия для родителей;

 - отчетный концерт по итогам года.

Календарный учебный график

Старшая группа

Название тем

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Тема № 1.

Вводное занятие.

теория

1 ч

практика

1 ч

Тема № 2. Настройка

певческого аппарата.

теория

практика

1 ч

Тема № 3

Строение голосового аппарата.

теория

практика

Тема №4 Певческое дыхание.

теория

практика

Тема №5 Основы голосообразования и звуковедения.

теория

практика

Тема № 6 Дикция и артикуляция

теория

практика

Тема № 7 Мелодический и гармонический строй

теория

практика

Тема № 8 Работа над певческим репертуаром

теория

практика

Тема № 9 Работа с техническими средствами.

теория

практика

Название тем

Февраль

Март

Апрель

Май

Тема № 1.

Вводное занятие.

теория

практика

Тема № 2. Настройка

певческого аппарата.

теория

практика

Тема № 3

Строение голосового аппарата.

теория

практика

1 ч

Тема №4 Певческое дыхание.

теория

практика

Тема №5 Основы голосообразования и звуковедения.

теория

практика

Тема № 6 Дикция и артикуляция

теория

практика

Тема № 7 Мелодический и гармонический строй

теория

практика

Тема № 8 Работа над певческим репертуаром

теория

практика

Тема № 9 Работа с техническими средствами.

теория

практика

Формы аттестации / контроля

- ввыступления детей на открытых мероприятиях;

- участие в тематических праздниках;

- открытые занятия для родителей;

 - отчетный концерт по итогам года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Адаптированная рабочая программа по дополнительному образованию с использованием здоровьесберегающих технологий "Поющая кисточка"

Материал содержит информацию по работе с детьми дошкольного возраста по дополнительного образования с использованием арома, цвето и музыкотерапии....

ПРОГРАММА дополнительного образования «Поющие сердечки»

Программа по ознакомлению с детской христианской песней...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...