ПРОГРАММА дополнительного образования «Поющие сердечки»
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Многие современные педагогические концепции строятся на формировании личности через культуру. Культурологический подход в воспитании человека предполагает формирование способности ценить прекрасное, мыслить творчески, сохранять и преумножать родную и мировую культуру.
Давно известно, что среди всех видов искусства именно музыка играет основополагающую роль в формировании личностных качеств человека, его духовном развитии, особенно на раннем этапе развития личности человека – в дошкольном детстве.
Специфика данной программы заключена в параллельном изучении духовных музыкальных произведений и музыки светской, мировой и отечественной музыкальной культуры.
Тематическая направленность программы
Музыкальные вкусы ребенка в дошкольном возрасте еще не сложились, поэтому важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, в том числе на духовной музыке. Это поможет расширить представления детей о музыке всех времен и жанров. Очень важно приобщать детей с ранних лет духовной музыке как части христианской культуры, пробуждение личности ребенка, которая сама есть образ Божий, облагораживание его чувств, насыщение его жизни яркими, интересными событиями. Музыкальное воспитание на духовной, народной, классической музыке очищает душу, готовит её к принятию в дальнейшем духовных впечатлений. Ибо кто научился видеть красоту классической живописи, слышать духовную музыку, никогда не соблазнится извращенным искусством. Наряду с интеллектуальным, эмоциональным, физическим и психическим развитием ребенка несравненно важным остается его духовно- нравственное развитие. Именно духовная жизнь, а не сумма знаний воспитывает в человеке чувство благоговения и любви к людям, друг к другу. В последние годы ярко прослеживается тенденция возрождения духовных основ музыкального хорового творчества. Христиане пели всегда. Ибо пение по желанию для души. Песня-эта та сила, которая разрушает барьеры между людьми, конфессиями, различными культурами. В то же в песне может ярко проявиться дарование каждого, его индивидуальность, характер. На наших глазах сегодня происходит удивительное событие-рождение нового духовного движения в России, движения, связанного с христианской песней. Христианская песня – это Новая песня. Новое пение – пение глубинное, не задерживающееся на поверхности эмоционального переживания. В этом пении задействованы все уровни человеческого существа, оно подобно «умной молитве» при которой ум погружен в сердце. Святитель Василий Великий советует петь так: «пусть я зык поет, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопений».
Исходя из своего музыкально-педагогического опыта, замечу, что христианские песни не только доступны пониманию малышей, но и весьма интересны им. Дети с удовольствием поют христианские песни, написанные современными православными поэтами. И. Языковой, Э. Котляр, композиторами Ю. Пастернаком, О. Степурко, В. Шишкарёвым, В.Ерохиным. Христианская песня предполагает дать человеку не столько отдохновение или эстетическое наслаждение, сколько духовный импульс.
Пение–показатель духовного здоровья.
«Пойте Господу песнь Новую! – восклицает Давид. Огромную воспитательную духовно – нравственную нагрузку несут в себе церковные праздники Рождество Христово и Пасха, Масленица и Крещение, другие христианские праздники оказывают огромное влияние на жизнь не только ребят, но и взрослых. Ожидание, подготовка праздника, совместное посещение храма, слушание прекрасных песнопений церковного хора, красота христианских обрядов, знакомит с историей Родины, воздействует на духовную сферу ребенка, расширяет сферу детских переживаний.
Актуальность темы.
Дошкольное учреждение - первое базовое звено в общей системе образования. Один из аспектов инновационной деятельности ДОУ - это поиск и обновление содержания Программы нашего детского сада в направлении духовно- нравственного воспитания. Организовать воспитание детей без духовного стержня, без цели, которая вдохновляет и объединяет людей, невозможно. Тогда возникает вопрос: На основе каких духовных ценностей нам всё же следует воспитывать детей? Отвечая на этот вопрос, следует вспомнить, что наши предки на протяжении столетий, поколение за поколением, основывались на православном мировоззрении, христианских ценностях и морали. В отечественной педагогической науке достаточно широко использовались отдельные положения православного воспитания детей, однако в силу сложившихся исторических условий лишь в наши дни открывается возможность в полной мере использовать богатейший опыт великих русских педагогов. По мнению К.Д. Ушинского, в основу развития человека должны быть положены вечные общечеловеческие ценности, берущие свое начало из христианских заповедей. Великий педагог писал: « Мы желали бы, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, воспитательного влияния Православной церкви». Опираясь на богатый общероссийский педагогический опыт, поставила для себя задачей создание условий для восприятия христианской песни в рамках государственной системы образования. Формирую у ребенка целостное мировоззрение, воспитываю достойного гражданина страны через решение задач программы « Поющие сердечки».
Цель программы: формирование у детей духовно-нравственных ценностей и удовлетворение творческих потребностей посредством хорового пения.
Задачи:
Образовательные задачи:
- обучить принципам хорового пения;
- обучить вокально-хоровым навыкам;
- развивать музыкальный слух и певческий голос дошкольников;
- усвоить вокально-интонационные навыки;
- освоить технику дыхания;
- поставить певческий голос ребенка.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности и художественный вкус ребенка;
- развивать и поддерживать детскую инициативу.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность, в части усвоения ими принципов работы над хоровым произведением;
- воспитывать интерес к православной культуре через духовную музыку;
- воспитывать уважение к истории и традициям музыкальной культуры России.
Организационно- педагогические основы обучения.
Программа детской христианской песни «Поющие сердечки» рассчитана на 2 года:
Занятия 1 раз в неделю по 30 минут.
Обучаются по данной программе дети от 5 до 7 лет.
Условиями отбора детей в вокальную группу являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и согласие родителей на изучение христианской песни с практическим применением полученных навыков в мероприятиях при церкви. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио.
Формы и режим занятий.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов, христианские песнопения.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Наличие музыкального зала.
2. Фортепиано.
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Нотный материал, подборка репертуара.
6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
- пение по нотам
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома,
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия).
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
- выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
- постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
- умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
- гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
- гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
- «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
- слуховой самоконтроль;
- слуховое внимание;
- дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
- представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:
- выразительностью мимики лица;
- выражением глаз;
- выразительностью движения и жестов;
- тембровой окраской голоса:
- динамическими оттенками и особенностью фразировки;
- наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
- короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
- опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
- спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
- не очень сильно прикусить кончик языка;
- высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
- покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
- сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
- упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
- пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
- постукивая пальцами сделать массаж лица;
- делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
- сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
Диагностика уровня развития певческих умений.
Для определения направлений и форм работы с детьми использую некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.
Предварительный контроль провожу в первые дни обучения для выявления исходного уровня подготовки воспитанников, а именно :
- собеседование – выявляю интересы и творческий уровень детей;
- прослушивание – выявляю музыкальные данные ребенка: музыкальную память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.
Текущий контроль провожу для определения степени усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочного отношения к произведениям, уровня подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованности в усвоении материала.
Итоговый контроль провожу с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение. Представляю с детьми отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников. А так же выступления в церкви по случаю православных праздников и светских мероприятиях муниципального уровня и в детском саду.
Самоконтроль воспитанника практикую в целях самодисциплины, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.
Используемые формы позволяют мне отслеживать рост развития музыкальных, вокальных способностей на протяжении учебного года.
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Структура занятия.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется пение а капелла);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни
Учебный план
Содержание | Количество занятий |
Восприятие музыки | 5 |
Артикуляция, выразительная дикция | 10 |
Освоение техники распределения дыхания | 5 |
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования | 6 |
Эмоционально-выразительное исполнение | 10 |
Всего: | 36 |
Перспективный план работы
Сентябрь - октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Артикуляционная гимнастика . 2.Интонационно-фонетические упражнения. 3.Упражения для распевания. 4.Песни по выбору | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интониро-вании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Следить за правиль-ной артикуляцией, выравнива-нием гласных и согласных звуков. Петь естественным звуком, вы-разительно, выполнять логиче-ские ударения в музыкальных фразах, отчетливо пропевать гласные и согласные в словах. Понимать смысловое содержа-ние песнопения, работать над дикцией, эмоциональностью исполнения, чистотой унисон-ного звучания. | «Веселый язычок» В. Емельянова Пропевание гласных «И-Е-А-О-У» «И-Э-А-О-У» «ЗИ-У-И-У-И» «ЗИ-И-Ю-У» «Три синички» «Чок-чок» «Аллилуйя» С. Нейкурс «Мы маленькие деточки» С. Нейкурс «Юбилейная» «Вот этот день» (сб. «Маранафа») |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Упражнения для распевания. 5.Песни по выбору | Подготовка голосового аппа-рата к дыхательным звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразова-нию, охране и укреплению здоровья детей. Развивать фонематический ин-тонационный и ритмический слух, выдерживать единую ме-трическую пульсацию. Спосо-бствовать подготовке детей к восприятию речевого двухго-лосия. Добиваться кантиленного звука напевности и плавности голосоведения. Правильно брать дыхание. Понимать смысловое содержание, учить чисто интонировать, проникновенно исполнять, вживаясь в текст песни.
| «Две собаки» М.А. Давыдова «Весёлый язычок» В .Емельянова «Хохотальная разминка» К. Орфа «Василек» Знакомый материал «Папа» С. Нейкурс «Ангел божий» автор неизвестен «Доброта» С. Нейкурс |
Декабрь
Содержание | Задачи | Музыкальный материал |
1.Артикуляцион-ная гимнастика. 2.Интонационно- фонетические упражнения. 3.Упражнения для распевания. 4.Песни по выбору | Развивать певческий голос, спосо-бствовать правильному звукооб-разованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить рече-вой аппарат к работе над разви-тием голоса. Учить детей соотносить свое пе-ние с показом рук,добиваясь при этом осмысленного эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию сверху вниз, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке, чис-то интонировать кварту. Исполь-зовать карточки для работы рука-ми по извлечению звука. Упраж-нять в точной передаче ритмичес-кого рисунка хлопками и с по-мощью музыкальных инструмен-тов. Продолжать работу над эмоцио-нальностью исполнения. Петь а капелла с дирижерским жестом. | «Трубочка»-короткий вдох, долгий выдох. Лошадка»- прищел-кивание язычком. «Машина»-вибрация губ.В.Емельянова.Про-певание гласных в раз-ной последователь-ности «И-Э-А-О-У» «Фантазия» М.А. Давыдова. «Пляшут зайцы» С.Френкель. «Снегири» Е.Тиличеевой «Зима» С. Френкель . «Рождество» З.Зин-ченко. Звездочки яр-ко сияли»,«Белые сне жинки» С.Нейкурс Вот хорошо,вот кра-сота!» Ю. Пастернак. |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Артикуляцион-ная гимнастика. 2.Интонационно- фонетические упражнения. 3.Упражнения для распевания. 4.Песни по выбору | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Учить детей выполнять глиссандо снизу вверх с показом движения рукой. Исполнять в низком и сред-нем регистрах. Учить долго тянуть звук-У-, меняя при этом силу зву-чания. Развивать ритмический и интонационный слух, добиваться выразительного мимического и жестового сопровождения. Упражнять детей во взятии глубо-кого дыхания. Развивать артикуля-цию, прикрытый звук. Петь а капелла, удерживать свою партию.
Петь выразительно, понимая содержание песнопений. Испол-нять сольно, дуэтом, трио. | «Трубочка»-короткий вдох, долгий выдох. «Егорка»А.Давыдова. «Мороз» В.Емельянова «Таря-Маря» К. Орфа. «Динь-дон» Знакомый материал. «Это очень хорошо» С.Нейкурс «Земля и небо» «В ночном саду» В. Шищкарева |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный репертуар |
1.Артикуляционная гимнастика 2.Интонационно- фо-нетические упражнения 3.Упражнения для распевания 4.Песни по выбору | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правиль-ному звукообразованию, охране и укреплению здо-ровья детей. Формировать звучание го-лоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за прави-льной певческой артику-ляцией. Вырабатывать естествнно легкое звучание голоса. Удерживать интонацию на одном звуке. Пропевать звуки трезвучия вразбив-ку, используя движения рук. Закреплять умение петь а капелла. Продолжать работу над эмоциональностью испо-лнения,над дикцией, доби-ваться чистоты унисонно-го звучания. | «Веселый язычок» В.Емельянова «Трубочка» «Дровосек» Знакомый материал «Поезд» «Про кошку» «Динь-Дон! Звон!» «Утренняя молитва» И.Лепешинского «Пойте Господу»( пс.95) |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Артикуляционная гимнастика 2.Интонационно- фоне-тические упражнения 3.Упражнения для распевания 4. Песни по выбору | Подготовка голосового аппарата к дыхатель-ным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообра-зованию,охране и укре-плению здоровья детей. Укреплять дыхательные мышцы, тренировать артикуляционный аппарат, сопровождать пение фонемами и игрой на шумовых инструментах. Добиватьсялёгкого зву-чания,петь «внутренним слухом» с музыкальным сопровождением и а капелла. Петь выразительно, передавая смысловое содержание песни.
| «Машина»-вибрация губ «Лошадка»- прищёлкивание язычком В. Емельянова
«В доме моем тишина» Т. Боровик «Уж как шла лиса по травке» Знакомый материал. «Хорошо весьма» Ю. Пастернак» «Христос воскрес» Ю. Пастернак «Слава Богу» И. Лепешинского |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Артикуляционная гимнастика 2.Интонационно-фонетические упражнения 3.Упражнения для распевания 4. Песни по выбору | Продолжать работу по развитию певческого го-лоса,способствовать пра вильному звукообразо-ванию, охране и укреп-лению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, твердо, четко произносить согласные, петь ровным напевным звуком. Петь в разном темпе, в разных тональностях, добиваться выработки ритмичного ансамбля. | «Самолет»-звук «У» (протяжно, повышая и понижая голос на цепном дыхании) «Конфета» В.Емельянова «Ди-де-да-до-ду» Ма-ми-мэ-мо-му» «Птички-синички» «Как под горкой» Знакомый репертуар. «Праздник, праздник» «Пасху радостно встречаем»В. Кузьменкова «Вот весна пришла» С. Нейкурс |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1.Артикуляционная гимнастика 2.Интонационно- фоне-матические упражне-ния 3.Упражненияя для распевания 4. Песни по выбору | Закреплять работу по раз-витию певческого голоса, способствовать правильно-му звукообразованию, ох-ране и укреплению здо-ровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умением детей выстраивать голосом звуко вую линию, соотносить свое пение с показом рук, добиваясь осмысленного выразительного и разнооб-разного музыкального дей-ствия Уметь чисто петь свою партию,слышать звучание другого голоса. Закреплять вокальные навыки детей. | Страшная сказка» В. Емельянова Знакомый материал. «На горе-то калина» Знакомый репертуар «Вишенка» «Цветы» С. Нейкурс «Бог чудесно землю сот-ворил» М. Бирксифельд. |
Заключение.
В результате моей работы дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно, без напряжения. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии поступенно и скачкообразно. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения. Исполняют вокальное произведение или песнопение музыкально, осмысленно, духовно с различной динамикой. Овладели основами культуры на сцене. Применяют выработанные навыки в сольном и хоровом пении. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
У детей появился интерес к истории христианства, к православным праздникам и их обрядам. Появилось желание посещать храм, слушать прекрасные песнопения церковного хора и принимать участие в концертах в дни великих православных праздников.
Наиважнейшим аспектом при работе с детьми является стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности.
Мои воспитанники являются участниками традиционного муниципального фестиваля «Вера. Надежда. Любовь» в рамках православных Рождественский чтений. На высоком уровне проходит ежегодный творческий отчет вокальной группы детской христианской песни «Поющие сердечки» - концерт для детей и родителей. Номера вокальной группы украшают многочисленные праздники детского сада.
Литература
1. Е. В. Полянская. Духовно-нравственное образование и воспитание в православном детском саду. – М: Свиток, Смоленск, 2015
2. М. А. Давыдова. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва, «Вако», 2006
3. М. Румер, Е. Домрина, Н. Куликова. Музыка. М., Музыка, 1974
4. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Учите детей петь. М., Просвещение, 1987
5. Речевые игры. Дошкольное воспитание. М., 1997
6. Распевки. Музыкальный руководитель. М., 2007
7. Ю. Пастернак. «Маранафа». Современные христианские песни. М.,1994
8. «Поющие сердечки». Сборник детских христианских песен. «Источник жизни». З.,1995
9. А. Барабошкина, Н. Боголюбова. Музыкальная грамота. М.,1972
10. Музыкально- игровые этюды. Музыкальный руководитель. М., 2004
11. Н. Баева, Т. Зебряк. Сольфеджио. М., 1969
12. В. Попов. Вокально-хоровая работа. М., Музыка, 1985
13. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. М., Музыка, 1987
14. И. Каплунова, И. Новосельцева. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», «Невская НОТА», С-Пб,2010
15. А.В. Запорожец. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. М.,1963
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Поющая страна.Программа дополнительного образования.
Программа "Поющая страна" для детей от 3 до 5 лет....
Рецензия на программу дополнительного образования "Поющие сердечки"
Отзывы на программу...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...